Форс-мажор при перевозках по территории Украины

Введение на всей территории Украины военного положения является новым обстоятельством, существенно увеличивающим риски неисполнения обязательств перевозчиками при доставке грузов из стран и в страны Юго-Восточной Европы. 

Считается ли данное обстоятельство форс-мажором и что необходимо предпринять перевозчику, чтобы минимизировать эти риски?

Лещинская Надежда
Лещинская Надежда

Руководитель юридической службы Дирекции по инвестициям, управлению рисками и активами международной транспортной компании TELS CARGO

4415 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Исходя из п. 3 ст. 372 ГК лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Иное условие может быть предусмотрено законодательством или договором.

Таким образом, легально закреплены два критерия для отнесения обстоятельств к форс-мажору: 

  1. чрезвычайность, что подразумевает неожиданность, непредвиденность, исключительный и существенный характер обстоятельств, наступление которых в конкретных условиях является необычным; 
  2. непредотвратимость или объективная невозможность избежать наступления последствий, вызванных чрезвычайными обстоятельствами, при разумной степени заботливости и осмотрительности и имеющихся технических и иных средствах.

На протяжении последних нескольких лет автомобильные перевозчики уже сталкивались с различными чрезвычайными ситуациями, обусловленными неблагоприятными санитарно-эпидемиологическими и политическими факторами. В то же время, как показала практика применения судами положений законодательства о форс-мажоре, такие обстоятельства зачастую форс-мажором не признавались.

Риски нарушения сроков доставки товара

На основании положений ч. 1 ст. 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенной в г. Женеве 19.05.1956 (далее — КДПГ), риск просрочки в доставке перевозимого товара относится на перевозчика. 

Справочно.
Республика Беларусь присоединилась к КДПГ постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1992 № 721 «О присоединении Республики Беларусь к международным договорам, регламентирующим перевозку грузов в международном автомобильном сообщении». Для Республики Беларусь Конвенция вступила в силу с 4 июля 1993 г.

Статья 748 ГК, а также ст. 51 и 53 Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» в качестве оснований для освобождения от ответственности перевозчика указывают, в том числе:

  • военные действия;
  • прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях.

Указанные обстоятельства должны быть подтверждены в порядке, предусмотренном законодательством. 

Из вышеприведенных положений белорусского законодательства следует, что само по себе издание соответствующего нормативного акта Украины о введении военного положения форс-мажором для белорусских перевозчиков не является. Содержание принятого Указа не подтверждает факт ведения военных действий в определенной местности, препятствующих перевозкам, а также не накладывает запретов и ограничений на перемещение грузов по территории Украины.

Справочно.
Президентом Украины подписан Указ от 24.02.2022 № 64/2022 «О введении военного положения в Украине».

В то же время фактические военные действия в определенном регионе по маршруту следования транспортного средства, перекрытие автомобильных дорог блокпостами, длительные очереди на границах из-за потока беженцев, введение комендантского часа и, соответственно, запрета на движение транспорта в этот период будут соответствовать признакам форс-мажора, на основании которых перевозчик может быть освобожден от ответственности за нарушение согласованных сроков доставки товара получателю.

При этом перевозчику необходимо помнить о сроках уведомления контрагента об обстоятельствах форс-мажора, а также о документах, подтверждающих их наступление. Как правило, типовые условия о форс-мажоре в договорах перевозки предусматривают, что обстоятельства непреодолимой силы должны быть подтверждены компетентным органом страны, в которой наступили данные обстоятельства. В условиях военного времени перевозчик в силу объективных причин может быть лишен возможности получить такие подтверждения в Украине, что не лишает его права обратиться в национальную торгово-промышленную палату страны своей регистрации за сертификатом о форс-мажоре (ст. 20 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 208-З «О торгово-промышленной палате»). 

Справочно.
Белорусские перевозчики вправе обратиться за получением сертификата о наличии обстоятельств форс-мажора при осуществлении перевозки по территории Украины в Белорусскую торгово-промышленную палату.

Риски утраты и повреждения грузов

В силу ч. 1 ст. 750 ГК и ч. 2 ст. 17 КДПГ перевозчик освобождается от ответственности за утрату или повреждение груза, если утрата (повреждение) произошла по причине обстоятельств, избежать и предотвратить последствия которых он не мог.

Справочно.
Перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой (ч. 1 ст. 17 КДПГ).

При повреждении и утрате перевозимых товаров в результате обстрелов, взрывов, ракетных ударов на территории Украины присутствуют признаки обстоятельств непреодолимой силы, но только в том случае, если транспортное средство попало на территорию ведения боевых действий до их начала. Это следует из принципа непредвиденности обстоятельств непреодолимой силы (на момент заключения соглашения стороны этого соглашения не могли предполагать наступление обстоятельств форс-мажора). В случае, если перевозка была начата в регионе военных действий после их начала, стороны обязаны были учесть эти обстоятельства и принять на себя соответствующие риски. 

Задержание и принудительное изъятие транспортных средств автомобильных перевозчиков представителями военной администрации Украины вместе с перевозимыми товарами влечет невозможность доставки товаров получателю. 


Как показывает практика, при таком изъятии есть два варианта развития событий.

1. Транспортные средства изымаются органами территориальной обороны и социального обеспечения для нужд таких органов в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 № 4765-VI «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» (далее — Закон Украины об изъятии имущества). 

Справочно.
При изъятии транспортного средства с грузом в соответствии с Законом Украины об изъятии имущества после проведения оценки транспортного средства составляется акт изъятия, в котором указываются стоимость изымаемого транспортного средства, должности (звания), фамилии уполномоченных должностных лиц и представителя перевозчика (водителя транспортного средства). При этом перевозимые товары и документы на них размещаются на ответственное хранение на пригодных для хранения складах, под обязательство хранителя возвратить хранимый товар по первому требованию поклажедателя.

В такой ситуации с даты помещения изъятого товара на ответственное хранение соответствующего государственного органа (организации) Украины обязательство перевозчика по обеспечению сохранности товара считается прекращенным, поскольку такой товар выбывает из ведения перевозчика, а риски утраты или повреждения грузов переносятся на хранителя. Формально в такой ситуации товар не является утраченным и владелец груза имеет право истребовать его у хранителя. Однако при этом владелец груза неизбежно столкнется с проблемой вывоза товара с территории Украины. Любой перевозчик, который примет на себя обязательство вывезти изъятый ранее товар, лишится права ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы для освобождения его от ответственности в случае каких-либо происшествий с данным товаром, поскольку в момент принятия заявки на перевозку он знал о наличии имеющихся рисковых обстоятельств для данной перевозки.

2. Транспортные средства изымаются неустановленными вооруженными лицами либо представителями органов территориальной обороны и социального обеспечения без составления актов принудительного изъятия либо с составлением документов, не соответствующих требованиям, предусмотренным положениями Закона Украины об изъятии имущества. Такие действия являются неправомерными и содержат в себе признаки уголовно наказуемого деяния. Перевозчик в таком случае должен обратиться по своему выбору:

  • в местную военную администрацию, на территории которой было произведено неправомерное изъятие имущества;
  • в правоохранительные органы по месту совершения преступления;
  • в правоохранительные органы по месту своей регистрации. 

Документы, составленные уполномоченными органами по результатам расследования, должны служить подтверждением обстоятельств непреодолимой силы в такой ситуации. 

Риски возникновения дополнительных расходов 

Порядок распределения между сторонами договора перевозки дополнительных расходов, возникающих в процессе перевозки, законодательно не закреплен. Как правило, такое распределение согласовывается в договоре перевозки либо определяется соглашением сторон в процессе ее выполнения. 

Справочно.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 КДПГ право распоряжения грузом (право требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза грузополучателю, отличному от указанного в накладной) принадлежит грузоотправителю, если такое право не передано грузополучателю.

При невозможности выполнения перевозки на первоначально оговоренных условиях перевозчик обязан обратиться к владельцу груза за получением дополнительных инструкций (ч. 6 ст. 12 КДПГ) и действовать в соответствии с ними. При этом, как следует из положений ч. 3 ст. 744 ГК, работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные первоначальным соглашением о цене перевозки, оплачиваются по соглашению сторон. 

Представляется закономерным, что в ситуации, когда для перевозчика заказчиком перевозки выступает не владелец груза непосредственно, а третья сторона (экспедитор, грузополучатель), перевозчик должен убедиться в том, что полученные им инструкции исходят от стороны, уполномоченной действовать от имени грузовладельца (лица, имеющего право распоряжаться грузом). 

Резюме:
1. Поскольку риск нарушения сроков доставки груза и риск утраты (повреждения) груза лежит на перевозчике, последний обязан доказать наличие обстоятельств форс-мажора.
2. Несмотря на введенное военное положение на всей территории Украины, факт наличия форс-мажорных обстоятельств при перевозке грузов по ее территории для белорусских перевозчиков должен быть подтвержден компетентным органом Украины или Белорусской торгово-промышленной палатой.
3. Перевозчик лишается права ссылаться на форс-мажорные обстоятельства, если перевозка начата им после возникновения таких обстоятельств.
4. При изъятии транспортного средства вместе с грузом на территории Украины в официальном порядке ответственность перевозчика за груз прекращается.
5. Если транспортное средство с грузом (только груз) повреждено или изъято с нарушением Закона Украины об изъятии имущества, риски утраты (повреждения) груза остаются на перевозчике. В этом случае ему необходимо обратиться с заявлением в компетентные органы Украины или своей страны.

4415 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме