Вы на портале

Фантом-перевозчик и ответственность экспедитора при утрате (хищении) груза

Согласно правоприменительной практике ответственность экспедитора за перевозку груза ограничена и зависит от двух факторов: (1) принял ли экспедитор груз в свое ведение и (2) принял ли он на себя договорную ответственность за ущерб, причиненный утратой, недостачей, повреждением груза. Если хотя бы один из указанных факторов имеет место, экспедитор несет ответственность за необеспечение сохранности груза. Но как быть, если экспедитор не принял груз в свое ведение, а условия договора транспортной экспедиции не содержат ответственности экспедитора за несохранность груза? Давайте разбираться.

Малиновский Евгений

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Технологии и право»

8965 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

СОДЕРЖАНИЕ:


Обратимся к закону 

Правовой основой сложившегося в Республике Беларусь подхода к ответственности экспедитора выступают положения Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон). 

В силу ст. 27 Закона экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) груза только в случае:

  • принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза,
  • и если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в транспортных (перевозочных) документах или выдачей расписки экспедитора.

Справочно.
В практике других государств, включая РФ, гражданско-правовая ответственность экспедитора зависит в большей мере от самого факта принятия экспедитором на себя обязательств по организации перевозки груза.

В случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью (утратой, недостачей, повреждением (порчей)) груза, предъявляются перевозчику в соответствии с законодательством Республики Беларусь, если договором на транспортно-экспедиционные услуги не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно экспедитору.

Что показывает практика?

Экспедиторские компании, осознавая необходимость избежать риска ответственности, в договоре на транспортно-экспедиционные услуги намеренно формулируют общие декларативные условия об ответственности экспедитора, которые впоследствии оказываются недостаточными для привлечения последнего к ответственности. 

Важно.
На практике редко встречаются случаи, когда экспедитор принимает в свое ведение груз либо когда ответственность экспедитора за груз четко и однозначно закреплена в договоре.

Примеры декларативных договорных условий, недостаточных для привлечения к ответственности экспедитора:

«Экспедитор принимает на себя ответственность в соответствии с положениями Конвенции о дорожной перевозке грузов»;

«Экспедитор несет ответственность за действия привлеченных третьих лиц, как за свои собственные действия»;

«Экспедитор отвечает перед клиентом (заказчиком) по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик».

С одной стороны, вышеназванные условия говорят об ответственности экспедитора за груз. Однако согласно существующей судебной практике наличие в договоре на транспортно-экспедиционные услуги подобных условий является недостаточным для привлечения экспедитора к ответственности за несохранность груза. Суды требуют указания в договоре более четкого условия о принятии экспедитором на себя ответственности. 

Пример формулировки, принимаемой судом для привлечения к ответственности экспедитора: 

«Экспедитор отвечает за сохранность груза и несет ответственность перед заказчиком за его утрату, недостачу или повреждение (порчу)». 

При наличии в договоре на транспортно-экспедиционные услуги такого однозначно сформулированного условия о принятии на себя ответственности за сохранность груза суды оценивают его соответствие положениям ст. 27 Закона и, если формулировка условия соответствует содержащимся в данной статье критериям, взыскивают с экспедиторов причиненный несохранностью груза ущерб.

Всегда ли оправдан такой подход или следует рассматривать вопрос об ответственности экспедитора в зависимости от иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовой ответственности за ущерб, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств?

Экспедитор должен отвечать за допуск к перевозке третьих лиц 

Ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств определяется по правилам главы 25 ГК и сводится к основополагающему условию об обязанности должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст. 364 ГК).

Экспедитор выступает профессиональным участником рынка транспорт­но-экспедиционных услуг, составной частью которых является организация процесса перевозки грузов (ст. 8 Закона). Если взглянуть на построение бизнес-процессов в транспортной сфере в настоящее время, то можно заметить тенденцию, что деятельность по оказанию экспедиторских услуг и деятельность по перевозке грузов разделены. Причины такого разделения кроются как в экономических факторах, так и в разграничении ответственности экспедитора и перевозчика. 

Важно.
Экспедитор вне зависимости от принятия груза в ведение должен нести ответственность за допуск к перевозке третьих лиц (иного экспедитора, перевозчика).

На рынке транспортных услуг превалируют экспедиторские компании, которые, как правило, перевозками грузов сами не занимаются, а осуществляют поиск заказчиков для перевозок. Заказчики, в свою очередь, зачастую не могут разграничить, с кем идет общение по условиям перевозки — непосредственно с транспортной компанией или с компанией, оказывающей экспедиторские услуги. 

Вверяя свой груз не перевозчику напрямую, а экспедитору, заказчик рассчитывает, что будет подобрано максимально эффективное предложение для выполняемой перевозки. При этом экспедиторские компании вступают в договорные отношения от собственного имени, аккумулируя движение оплаты за перевозку через свои расчетные счета. Зачастую цепочки из экспедиторов достигают 5–7 колен, пока заказ на выполняемую перевозку не поступает непосредственно перевозчику. 

Важно.
Экспедитор является самостоятельной стороной договора на транспортно-экспедиционные услуги, в котором закрепляется право экспедитора привлекать для выполнения перевозки третьих лиц.

На протяжении последних лет довольно распространенным явлением стало хищение грузов в Европе при выполнении перевозок в международном сообщении. Организаторами таких хищений выступают высокоорганизованные группировки, которые подают транспортные средства под загрузку грузоотправителям, находящимся на территории стран ЕС, а затем похищают грузы при их следовании. Экспедиторы не всегда надлежащим образом проверяют фирмы-грузоперевозчики. Тем самым к загрузке у отправителей и непосредственной перевозке грузов допускаются лица, совершающие противоправные действия по завладению грузами. 

Справочно.
Доступ к информации о заказах на перевозку грузов из ЕС в страны ЕАЭС группировки по хищению грузов получают через различные европейские интернет-платформы, например www.trans.eu. На платформе агрегируются сведения о перевозчиках, экспедиторах, грузоотправителях. Доступ к платформе может получить любое лицо, заполнившее анкету и зарегистрировавшееся на ней.

Проверка перевозчика должна быть тщательной 

Право экспедитора привлекать к перевозке третьих лиц следует из положений ст. 758 ГК и ст. 23 Закона, если договором на транспортно-экспедиционные услуги прямо не предусмотрено, что экспедитор должен исполнить поручение лично. 

Выбирая перевозчика, экспедитор должен совершить следующие действия по его проверке: 

  • проверка репутации перевозчика; 
  • проверка юридических документов перевозчика (актуальная выписка из торгового реестра страны регистрации, транспортная лицензия и др.);
  • проверка транспортных средств (их количество, период эксплуатации, дата регистрации и т.д.); 
  • проверка полномочий представителей перевозчика и данных о водителе;
  • проверка действующих полисов страхования ответственности, включая оценку Правил ответственности страховщика за действия перевозчика.

Кроме того, экспедитор должен организовать надлежащее заключение договора с перевозчиками на выполнение перевозки грузов. На практике данные обязанности не всегда исполняются экспедиторами. Так, при рассмотрении дел в суде встречаются случаи, когда с перевозчиками в требуемой форме не заключаются договоры на выполнение перевозок; либо выясняется, что у экспедитора нет на руках заключенных оригиналов договора на выполнение перевозки и заказа на перевозку; либо к перевозке был допущен перевозчик в отсутствие подписи под заявкой на выполнение перевозки. 

Нарушение вышеописанных обязательств со стороны экспедитора должно расцениваться как самостоятельное основание гражданско-правовой ответственности за сохранность груза по правилам главы 25 ГК

Справочно.
В европейской практике высокая стоимость груза, как правило, увеличивает стандарт проверки при выборе перевозчика.

При рассмотрении отдельных дел в постановлениях органов уголовного преследования иностранных государств, а также в судебных постановлениях констатируется, что похищенный груз получен не конкретным грузоперевозчиком, а группой лиц, осуществивших неправомерное завладение грузом. То есть субъектом хищения выступают не должностные лица перевозчика, а группа лиц, совершивших преступление («фантом-перевозчик»). Основываясь на такой трактовке правоотношений, страховые компании, в которых застрахована ответственность перевозчика, отказывают заказчикам перевозки в выплате страхового возмещения по похищенному грузу. Тем самым восстановление нарушенного права грузовладельца за счет страхового возмещения является невозможным.

Полагаем, в такой ситуации причиной возникновения ущерба являются неправомерные действия экспедитора, допустившего к перевозке ненадлежащего перевозчика, в том числе без надлежащего заключения договора на перевозку грузов. В связи с чем сам экспедитор должен нести ответственность за сохранность груза вне зависимости от соблюдения условий, перечисленных в ст. 27 Закона. Более того, в ситуации с неправомерным завладением груза группой лиц как таковой перевозчик отсутствует, следовательно, правило о возложении ответственности на перевозчика, когда в договоре с экспедитором не закреплено договорное условие о его ответственности (ч. 3 ст. 27 Закона), в принципе не может быть реализовано. 


Рекомендации

Заказчику перевозки:
• внимательно подходить к выбору экспедитора;
• четко формулировать в договоре ответственность экспедитора за несохранность груза в соответствии с положениями ст. 27 Закона Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитору:
• принимать на себя ответственность за допуск к перевозке третьих лиц (иного экспедитора, перевозчика);
• осуществлять тщательную и всестороннюю проверку перевозчика;
• организовывать надлежащее заключение договора с перевозчиками на выполнение перевозки грузов.

8965 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме