Франчайзинг в странах Балтии
В странах Балтии, как и в Беларуси, франчайзинг был урегулирован относительно недавно. Как и белорусское, законодательство этих стран не регулирует франчайзинговые отношения детально, ограничиваясь общими нормами.
В странах Балтии, как и в Беларуси, франчайзинг был урегулирован относительно недавно. Как и белорусское, законодательство этих стран не регулирует франчайзинговые отношения детально, ограничиваясь общими нормами.
В странах Балтии, как и в Беларуси, франчайзинг был урегулирован относительно недавно. Как и белорусское, законодательство этих стран не регулирует франчайзинговые отношения детально, ограничиваясь общими нормами. Во всех 3 странах используются схожие определения франчайзинга и в целом применяется сопоставимое регулирование ключевых аспектов франчайзинговых отношений.
Общей чертой регулирования франчайзинга в Латвии, Литве и Эстонии является отсутствие строгих требований о регистрации договора.
В Латвии и Эстонии регистрация не требуется в принципе, в Литве регистрация необходима только при использовании договора франчайзинга против третьих лиц (например, при нарушении прав на товарный знак, право использования которого передавалось по договору франчайзинга). В странах Балтии, как и в Беларуси, действует принцип свободы договора.
Литовское законодательство закрепляет за пользователем право на продление договора франчайзинга при условии добросовестного исполнения им своих обязательств. Правообладатель может отказать пользователю, однако в таком случае должен воздержаться от заключения договора с новым пользователем в течение 3 лет с момента такого отказа или возместить причиненные пользователю убытки.
Особенностью регулирования франчайзинговых отношений в Латвии является обязанность правообладателя поддерживать в силе все объекты интеллектуальной собственности, передаваемые по договору. Эта норма защищает интересы пользователя, поскольку риски несоблюдения данной обязанности несет правообладатель.
Законодательство Эстонии предусматривает, что стороны могут оспорить договор франчайзинга, если в нем содержатся положения, устанавливающие явный дисбаланс в правах и обязанностях сторон. Эта норма преимущественно защищает интересы пользователя, который может находиться в более слабой переговорной позиции по отношению к правообладателю.