Государственные закупки — 2022: изменения в связи с экономическими санкциями

Нормативный акт:  постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (далее — постановление № 188)

Дата вступления в силу: 31.03.2022

Постановлением № 188 в рамках регулирования государственных закупок внесены изменения в постановление ведомства от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395).

Нововведения коснулись ряда мер, призванных повысить устойчивость системы государственных закупок к внешним вызовам и обеспечить бесперебойную поставку необходимых товаров (работ, услуг) с учетом всех обстоятельств. 

Рассмотрим основные изменения в правилах госзакупок с 31 марта 2022 г. 

Колос Анастасия

Юрист

6244 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:



1. Изменение текущих норм в госзакупках

Изменение порогового значения ориентировочной стоимости годовой потребности госзакупки в процедуре запроса ценовых предложений

Подпункт 1.3 п. 1 постановления № 395Подпункт 1.3 п. 1 постановления № 395 (в ред. постановления № 188)
Процедура применяется при сумме более 300, но не более 1000 БВ (по товарам);
более 300, но не более 3000 БВ (по работам/услугам)
Процедура применяется при сумме более 300, но не более 2000 БВ (по товарам); более 300, но не более 5000 БВ* (по работам/услугам)
* Согласно постановлению Совмина от 31.12.2021 № 792 1 БВ составляет 32 бел. руб. Соответственно, 2000 БВ составляет 64 000 бел. руб., 5000 БВ — 160 000 бел. руб.


При стоимости до 300 БВ для товаров (работ, услуг), как и ранее, применяются: 

а) процедура закупки из одного источника (согласно п. 9 приложения к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее — Закон № 419-З);

б) биржевые торги (в том случае, когда товар включен в перечень товаров (работ, услуг), содержащийся в приложении 6 к постановлению № 395 (в ред. постановления № 188)).

При превышении стоимости в 2000 и 5000 БВ для товаров (работ, услуг) применяются следующие процедуры:

а) открытый конкурс (в случаях, не установленных Законом № 419-З для применения иных видов процедур государственных закупок);

б) электронный аукцион (может быть: 

  • обязательным — согласно перечню товаров (работ, услуг), указанному в приложении 2 к постановлению № 395 (в ред. постановления № 188);
  • добровольным — в иных случаях, за исключением перечня товаров (работ, услуг), указанного в приложении 6 к постановлению № 395 (в ред. постановления № 188).

Вид процедуры госзакупок определяется исходя из п. 2  ст. 18 Закона № 419-3, однако бывают случаи, когда заказчик (организатор) самостоятельно определяет процедуру госзакупок. К примеру, электронный аукцион применяется в случае государственной закупки по перечню товаров (работ, услуг), установленному Советом Министров Республики Беларусь, но также может быть применен и в иных случаях, определяемых заказчиком (организатором) самостоятельно, за исключением государственной закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень, указанный в п. 1 ст. 50 вышеупомянутого Закона.

Изменение объемов (количества) товаров (работ, услуг) при исполнении договора госзакупки

Подпункт 1.8 п. 1 постановления № 395Подпункт 1.8 п. 1 постановления № 395 (в ред. постановления № 188)
Разрешается изменение (уменьшение, увеличение) объемов (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %Разрешается уменьшение объемов (количества) товаров (работ, услуг) без ограничения.
Разрешается увеличение объемов (количества) товаров (работ, услуг):
а) не более чем на 15 %;
б) без ограничения (для процедур закупок из одного источника)


До 31 марта 2022 г. при уменьшении объемов более чем на 10 % приходилось расторгать договор.

Согласно абз. 3 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 (в ред. постановления № 188) увеличение объемов без ограничений возможно в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону № 419-3. 

Пункт 1: приобретение услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий.

Пункт 4: приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юрлицами, 100 % простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами.

Пункт 11: приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь.

Пункт 12: приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров по решению или поручению Президента Республики Беларусь.

Пункт 26: приобретение материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного материальных резервов.

Пункт 58: приобретение товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным законодательством.

Важно: по данному условию действие постановления № 395 (в ред. постановления № 188) распространяется на договоры, заключенные до 31.03.2022, то есть до вступления в силу постановления № 188.

2. Изменения в госзакупках, применимые только в 2022 году

В связи со сложившейся экономической ситуацией, приводящей к росту цен, дефициту товаров и изменению порядка оплаты и сроков исполнения обязательств, были приняты новые основания для изменения условий договора госзакупок в части цены, сроков и порядка оплаты (абз. 12–14 подп. 1.1 п. 1 постановления № 188).

Новые основания для изменения условий договора

Цена договораСроки исполненияПорядок оплаты
могут изменяться при соблюдении следующих условий
а) если такие изменения невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупок;
б) размер изменения цены необходимо подтвердить соответствующим расчетом.
Примечание: данное изменение относится не ко всем группам товаров, а только к социально значимым (приложения 1² и 4 к постановлению № 395 в ред. постановления № 188)
а) если такие изменения невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупок;
б) невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя)
а) если такие изменения невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупок;
б) невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя)


По перечисленным выше пунктам действие постановления № 395 (в ред. постановления № 188) распространяется на договоры, заключенные до 31.03.2022, то есть до вступления в силу постановления № 188.

Дополнительные требования при закупке продуктов питания

В целях обеспечения продовольственной безопасности страны постановлением № 188 был дополнен новым абзацем подп. 1.9 п. 1 постановления № 395, в котором закреплено право закупки продуктов питания из одного источника, действующее только в 2022 г. 

Для того, чтобы исключить недобросовестных поставщиков, устанавливаются дополнительные требования: опыт исполнения договоров поставки продуктов питания должен быть не менее одного года. Данное требование предусмотрено в приложении 1-1 к постановлению № 395 (в ред. постановления № 188).

3. Новелла по договору госзакупок в строительстве

Еще одним важным изменением в постановлении № 395 (в ред. постановления № 188) является отмена обязательного обеспечения по договору госзакупки в строительстве (абз. 17 подп. 1.1 п. 1 постановления № 188). Цель данной нормы — не допустить снижения оборотных средств строительных организаций, учитывая практику применения норм об обеспечении исполнения обязательств, оказывающих существенное влияние на финансовую деятельность поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в строительной сфере.

Исходя из вышеизложенного, обращаем внимание на то, что с 31 марта 2022 г. при проведении процедур госзакупок следует руководствоваться постановлением № 395 в редакции постановления № 188 и обязательно учитывать все изменения и исключения из правил. Практика покажет целесообразность и эффективность внесенных изменений, а также возможность дальнейших корректировок.

6244 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
В данной рубрике мы публикуем видео с самых актуальных и значимых для юридического сообщества мероприятий (конференций, форумов, семинаров, круглых столов и т.д.)
9505