Вы на портале

Указ № 93: что должен знать бизнес

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» 

Дата вступления в силу: 14.03.2022

Для поддержания экономики в условиях введения иностранными государствами ограничительных мер в отношении Республики Беларусь издан Указ Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» (далее — Указ).

Документом векторно обозначен комплекс мер по поддержке реального сектора экономики с наделением права принимать те или иные решения Совета Министров, Национального банка Республики Беларусь. Остановимся на основных направлениях правового регулирования бизнеса, о которых необходимо знать в первую очередь.

Лаберко Ярослав
Лаберко Ярослав

Юрист

8706 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Отчисления резидентов ПВТ

Указ наделяет Совет Министров полномочиями по изменению ставок отчислений резидентов Парка высоких технологий администрации Парка.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 178 «Об установлении размера отчислений» предусмотрено, что резиденты Парка высоких технологий производят администрации Парка высоких технологий отчисления за I квартал 2022 г. в размере 2 %. Постановление вступило в силу 31.03.2022.

Арендная величина

В 2022 г. Совет Министров Республики Беларусь вправе принимать решения об установлении размера базовой арендной величины без учета требований подп. 2.1 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее — Указ № 150).

Справочно.
Согласно подп. 2.1 п. 2 Указа № 150 размер базовой арендной величины ежегодно устанавливается Советом Министров с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему и применяется с 1 апреля года, в котором он установлен.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 180 «Об установлении размера базовой арендной величины» базовая арендная величина с 01.04.2022 установлена в размере 16,90 руб., то есть оставлена на действующем с 01.04.2019 уровне.

Консульский сбор

Совет Министров наделен правом менять ставки:

  • консульского сбора в части административных процедур по легализации документов и проставлению апостиля;
  • государственной пошлины в отношении административных процедур по выдаче, обмену и удостоверению документов, необходимых для выезда и въезда в Республику Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2022 № 148 «Об установлении ставок консульского сбора и государственной пошлины» установлены новые ставки консульского сбора за проставление апостиля:

  • за легализацию официального документа — 1 базовая величина;
  • за проставление апостиля на официальном документе, составленном на территории Республики Беларусь, — 5 базовых величин.

Справочно.
Ставка государственной пошлины за проставление апостиля на официальном документе, составленном на территории Республики Беларусь, установлена в размере 5 базовых величин.

Налоги, сборы и пошлины

Сроки уплаты. Установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин), а также иных платежей в бюджет может быть изменен Советом Министров. Указом предусматриваются несколько форм изменения срока уплаты налоговых платежей и пеней:

  • отсрочка с единовременной уплатой налоговых платежей и пеней;
  • рассрочка с поэтапной уплатой налоговых платежей и пеней;
  • налоговый кредит с единовременной или поэтапной уплатой налоговых платежей в период его действия.

Мера, предполагающая отсрочку платежа, касается организаций в зависимости от специфики и наличия сложностей в их деятельности. 

Основания получения, а также порядок получения отсрочки, рассрочки и налогового кредита, а также условия пользования ими устанавливаются НК. 

Так, п. 1 ст. 49 НК предусматривает право субъектов хозяйствования на получение отсрочки (рассрочки и т.д.) задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням на срок не более 1 года при наличии одного из следующих оснований:

  • угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням;
  • задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа;
  • причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Налог на доходы. Правительство вправе изменять ставки налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Рес­публике Беларусь через постоянное представительство. 

Это относится к доходам, указанным в ст. 189 НК: плата за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при международных перевозках; доходы по кредитам, займам, ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, роялти; дивиденды и приравненные к ним доходы и т.д.

Двойное налогообложение 

Совет Министров может приостанавливать исполнение международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — Соглашения), заключенных Республикой Беларусь с государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и физических лиц (перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия, определит Совет Министров — подп. 14.2 п. 14 Указа).

Справочно.
В Указе под лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.
Также к таким лицам относятся лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

Статья 5 НК закрепляет приоритет норм международного права над нормами национального законодательства. То есть если международным договором с Республикой Беларусь установлены отличные от национального законодательства нормы, на практике будут применяться нормы международного договора. Однако если НК или иными актами предусмотрены более льготные условия налогообложения, то будут применяться нормы законодательства Республики Беларусь.

В настоящий момент Соглашения подписаны и действуют с около 70 государствами. 

Прочие нововведения одной строкой

1. Устанавливается запрет на продажу (отчуждение) доли в уставных фондах юридических лиц для участников (акционеров) — резидентов иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (подп. 2.13 п. 2 Указа).

2. Правительство наделено правом изменять для хозяйственных обществ, общее собрание которых приняло решение о выплате дивидендов по итогам года (за 2021 г.), в отношении которых предусмотрена обязательная уплата части прибыли, срок таких выплат.

3. Банки наделены правом применять меры по поддержке экспортеров. Кроме этого, Совет Министров получил право изменять условия валютных договоров.

4. До 31 декабря 2025 г. продлен период, в течение которого организации могут воспользоваться правом отсроченного отражения курсовых разниц в доходах и расходах организации и учета их при налогообложении (Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств»).

5. Подготовка проектов важнейших правовых актов в сфере экономики, принятие (издание) которых не терпит отлагательств, а также их направление Президенту Республики Беларусь могут осуществляться без учета требований к подготовке проектов, предусмотренных законодательными актами. Такое решение будут принимать Премьер-министр или его Первый заместитель (п. 17 Указа).


Приостановление соглашения об избежании двойного налогообложения: комментарий эксперта

Екатерина БАЮН, 
директор Унитарного предприятия по оказанию услуг «Бейкер Тилли Бел Лигал»

Приостановление исполнения международных соглашений об избежании двойного налогообложения будет иметь последствия как для субъектов хозяйствования Республики Беларусь, так и для юридических и физических лиц иностранного государства — участника соглашения в связи с возможным применением «принципа взаимности».

Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (при предоставлении соответствующих подтверждающих документов) позволяли использовать, в частности, следующие инструменты:

1) применение нерезидентами пониженных ставок налогообложения по доходам от источника в Республике Беларусь в виде дивидендов, процентов, роялти и др. Например, применение ставки 5 % по дивидендам в Республике Беларусь при выплате акционеру из Швейцарии*;

* Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (заключено в г. Минске 26.04.1999).

2) применение освобождения у нерезидента от уплаты налога на территории Республики Беларусь. Например, доходы резидента Украины от коммерческой деятельности или иные доходы, не поименованные в соглашении, подлежат налогообложению только на территории Украины*;

* Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения и предупреждении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (заключено в г. Ашхабаде 24.12.1993).

3) применение резидентами Республики Беларусь пониженных налоговых ставок и освобождений по доходам от иностранного источника (по аналогии с вышеуказанными пунктами);

4) использование механизма устранения двойного налогообложения, например в виде зачета налога, уплаченного в Республике Беларусь, в счет его уплаты в иностранном государстве, либо наоборот: при уплате налога в иностранном государстве возможность его зачета в Республике Беларусь*.

* Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (заключено в г. Минске 18.11.1992).

Если приостановится действие соглашений, то все вышеуказанные механизмы также будут недоступны к использованию. Как следствие, физические и юридические лица могут подлежать двойному налогообложению по полученным доходам.

8706 Shape 1 copy 6Created with Avocode.