Вы на портале

Сбор за размещение рекламы: основные нововведения Указа № 131

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (далее — Указ)

Дата вступления в силу: 01.05.2022

Устанавливается сбор в 10 % за размещение наружной рекламы и рекламы на транспорте, в иных случаях — 20 % от стоимости услуг по распространению рекламы. Плательщиком сбора является рекламодатель. Средства сбора будут направляться на поддержку государственных СМИ. Кроме того, на 1 % (до 26 %) увеличена ставка НДС при оказании услуг передачи данных.


Уставицкая Елена
Уставицкая Елена

Старший юрист компании «Беляевы и партнеры»


8036 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание: 


Плательщики сбора

Плательщиками сбора за размещение (распространение)* рекламы будут признаваться:

* Далее под размещением рекламы подразумевается и ее распространение, если не указано иное.

— рекламодатели, являющиеся белорусскими юрлицами (ИП);

— рекламные агентства в следующих случаях: рекламирование своей деятельности (услуг) либо деятельности (товаров, продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя.

Справочно.
Согласно абз. 13 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» к рекламодателям относятся организация или гражданин:
— либо деятельность или товары которых рекламируются;
— либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
— либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Беларуси.

В круг субъектов хозяйствования — плательщиков не входят организации, использующие труд инвалидов (при условии, что их численность в среднем за период составляет не менее 30 %), а также исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний МВД.

Справочно.
За неполную уплату сбора в установленный срок предусмотрена пеня — процент от неуплаченных сумм сбора с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения обязательства.
Пеня уплачивается после оплаты сбора.

Согласно Указу рекламным агентством является юридическое лицо Рес­публики Беларусь или ИП, зарегистрированный в Республике Беларусь, оказывающие услуги по предоставлению рекламы рекламораспространителю для ее размещения на территории Беларуси, включая размещение рекламы в Интернете.

Нормы Указа коснулись также и иностранных рекламодателей, желающих рекламировать свою деятельность (товары, услуги) в Республике Бе-ларусь.

Справочно.
Под иностранным рекламодателем для целей сбора понимается рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Беларуси или зарегистрированный в иностранном государстве.

Так, с 1 мая 2022 г. иностранные рекламодатели вправе размещать на территории Республики Беларусь рекламу только через рекламное агентство на основании заключенного с ним договора о размещении (распространении) рекламы. В такой ситуации рекламное агентство также будет признано плательщиком сбора как рекламодатель.

Объект и база сбора

Объектом обложения сбором признается размещение рекламы на территории Республики Беларусь, в том числе в Интернете. 

Как следует из разъяснений Министерства информации, в отношении размещения рекламы в Интернете речь идет не только о национальном сегменте сети Интернет, но и о рекламе, размещаемой за его пределами и направленной на пользователей, находящихся на территории Беларуси.

Справочно.
С разъяснением Министерства информации можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3y7csWe.

Однако из этого правила есть свои исключения. Так, не признается объектом обложения сбором размещение рекламы:

— социальной;

— мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы;

— размещаемой на досках объявлений и в зданиях (помещениях, сооружениях);

— на официальных сайтах и иных интернет-ресурсах госорганов и госорганизаций, а также в СМИ, редакциями которых являются госорганы и госорганизации;

— оказываемой в виде поддержки организациям физической культуры и спорта;

— предоставленной рекламораспространителю для размещения на территории Республики Беларусь рекламным агентством.

В отношении последнего пункта необходимо отметить следующее. По общему правилу рекламные агентства не являются плательщиками сбора. Однако если осуществляется реклама деятельности или услуг непосредственно самого рекламного агентства либо объект рекламирования определен рекламным агентством, в этом случае рекламное агентство будет признано плательщиком сбора, поскольку оно выступает в качестве рекламодателя (абз. 9 ч. 1 подп. 2.4 п. 2 Указа).

База для исчисления сбора — стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению рекламы без НДС. Стоимость этих услуг должна содержаться в договоре, предусматривающем оказание услуг по размещению рекламы. Оказание услуг без указания их стоимости в договоре является незаконным и запрещается (подп. 2.5 п. 2 Указа).

Справочно.
Учитывая, что Указ вступает в силу с 1 мая 2022 г., сбор подлежит уплате от стоимости фактически оказываемых услуг с этой даты. Сбор за оказанные услуги до 1 мая не уплачивается.

В случае, когда стоимость услуг невозможно определить на момент заключения договора, в договоре должна быть ссылка на обязательное приложение к нему, являющееся его неотъемлемой частью и содержащее информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период (например, акт выполненных работ).

Важно! Для дальнейшего оказания услуг по размещению рекламы субъектам хозяйствования следует привести договоры на оказание таких услуг в соответствие с требованиями Указа.

Ставки сбора

Ставки сбора установлены в зависимости от места размещения рекламы:

— 10 % — при размещении наружной рекламы, размещении рекламы на транспорте, в том числе внутри салонов транспорта общего пользования;

— 20 % — в иных случаях.

Отчетным периодом сбора является календарный квартал. Сбор исчисляется в белорусских рублях как произведение базы для исчисления сбора и ставки сбора.

Плательщики сбора обязаны:

— не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представить в налоговые органы расчет по форме, установленной МНС;

— не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплатить сбор в республиканский бюджет.

Дополнительно отметим, что Указом также увеличена ставка НДС при реализации услуг передачи данных. В текущем году она составит 26 %.

Ставка НДС при реализации услуг электросвязи остается прежней — 25 %.

Справочно.
Для целей Указа под услугами передачи данных понимаются услуги доступа в сеть Интернет, оказанные операторами электросвязи, а также услуги передачи данных, оказанные операторами сотовой подвижной электросвязи (примечание к подп. 4.1 п. 4 Указа).

8036 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме