Вы на портале

Государственные закупки: проект постановления

На общественное обсуждение Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) вынесен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (далее — Проект). Прокомментируем его ниже. 

Богатко Антон
Богатко Антон

Юрист, экономист, бизнес-тренер, разработчик бизнес-процессов организации и проведения процедур закупок, участник разработки НПА в сфере закупок 

Богатко Анна

Старший преподаватель филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Минск)


5136 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Изменения в постановление № 206

1. Абзац 3 п. 2 постановления № 206 дополнен предложением уполномочить Белорусскую торгово-промышленную палату (далее — БелТПП):

— установить порядок формирования и ведения реестра лиц, имеющих сертификаты о происхождении товара;

— разместить сведения из данного реестра в открытом доступе на сайте БелТПП с согласия юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя. 

В данной части есть момент неопределенности — а именно, будет ли доступ к такому реестру платный или бесплатный? В связи с этим целесообразно было бы после слов «…индивидуального предпринимателя» указать: «и обеспечивает бесплатный доступ к данному реестру».

Полагаем, что отсутствие четкой нормы по обеспечению бесплатного доступа может способствовать установлению со стороны БелТПП платы за доступ. Это повлияет:

— на лиц, полностью финансируемых за счет бюджетных средств и не получающих дохода от предпринимательской (внебюджетной) деятельности. Данные средства пойдут на оплату такого доступа, и в результате экономии бюджетного финансирования не будет;

— на лиц, которые частично финансируются из бюджета, которые будут вынуждены либо запрашивать по данной статье расходов дополнительное финансирование, либо оплачивать собственными денежными средствами, что также повлияет на экономику организаций;

— на лиц, которым бюджетные средства выделяются нечасто. В связи с выделением бюджетного финансирования они должны подчиняться правилам законодательства о государственных закупках, а также учитывать требования постановления № 206, обращаться к сайту БелТПП на платной основе, получая сведения, которые, возможно, не будут применены.

Справочно.
С Проектом можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/33shmh.

2. Приложение 2 к постановлению № 206 дополнено новыми позициями товаров, страна происхождения которых подтверждается выпиской из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза (далее — Реестр).

Исходя из изложенного выше, неясна смысловая и правовая нагрузка в части изменений в абз. 3 п. 2 постановления № 206. 

Так, для наглядности изложим упомянутый абзац с учетом Проекта (изменения выделены курсивом):

«документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, или его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли. Белорусская торгово-промышленная палата в установленном ею порядке формирует и ведет реестр лиц, имеющих такие сертификаты о происхождении товара, и размещает сведения из данного реестра в открытом доступе на ее сайте с согласия юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, и обеспечивает бесплатный доступ к данному реестру».

Справочно.
Формы сертификата о происхождении товара (форма СТ-1) и дополнительного листа к нему установлены приложениями 2 и 3 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009.

Полагаем целесообразным в данной части предусмотреть возможность при участии в государственной закупке участнику, который предлагает товар из перечня приложения 2 к постановлению № 206, заявить о наличии документа о происхождении товара и включении такого лица, имеющего сертификат, в реестр БелТПП. В связи с этим стоит предусмотреть на выбор такого лица либо предоставление упомянутого сертификата, либо предоставление заявления о его наличии со ссылкой на реестр БелТПП. 

С учетом изложенного считаем, что абз. 3 п. 2 постановления № 206 может иметь следующее содержание (изменения выделены курсивом):

«заявление лица о включении его в реестр лиц, имеющих сертификаты о происхождении товара, который формирует и ведет Белорусская торгово-промышленная палата, или документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями…».

Изменения в постановление № 395

1. Подпунктом 1.2 п. 1 Проекта предусматриваются изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее — постановление № 395). 

В частности, вносится изменение в абз. 4 подп. 1.6 п. 1, которое по своему содержанию идентично изменениям в абз. 3 п. 2 постановления № 206. 

2. Проектом предусматривается дополнение оснований изменения условий договора государственной закупки, предусмотренных в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395. В частности, данную норму предлагается дополнить абзацами следующего содержания: 

— «необходимости при исполнении договоров, заключенных в рамках реализации мероприятий в сфере цифрового развития: 

изменения требований к предмету государственной закупки, а также увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае необходимости выполнения дополнительной работы по доработке предмета государственной закупки, в целях улучшения его качества; 

изменения цены договора в ходе выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с порядком оценки трудоемкости создания государственных цифровых платформ и информационных систем, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, при увеличении в период действия договора стоимости и (или) объема трудозатрат, и (или) количества материалов, и (или) оборудования, используемых исполнителем для выполнения работ (оказания услуг), в том числе по причине изменения требований к предмету государственной закупки;».

Данная норма может привести к формальным процедурам закупок, по результатам которых у сторон возникнет право на внесение изменений в предмет закупки и, как следствие, в сроки исполнения обязательств. 

С учетом невозможности предусмотреть в описании предмета закупки все требования и наличия оснований полагать, что требования к предмету могут измениться, как и сроки исполнения обязательств, более целесообразно включить в дополнительные основания применения государственных закупок из одного источника такое основание закупки изначально, без применения конкурентных процедур. 

3. Проектом предусматривается изложение абз. 2 подп. 1.9 п. 1 постановления № 395 в новой редакции:

«для приобретения товаров у их производителей в случае, если цены на такие товары регулируются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) путем установления фиксированных или предельных цен, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену, декларирования цен. Факт производства товара подтверждается документами, предусмотренными в абзаце пятом подпункта 1.6 настоящего пункта;».

Справочно.
В соответствии с абз. 2 подп. 1.9 п. 1 постановления № 395 при применении процедуры закупки из одного источника допускается право закупки товаров у их производителей только в случае, если регулируется цена непосредственно на приобретаемый товар, то есть должна регулироваться отпускная цена производителя.

Таким образом, на основании абз. 2 подп. 1.9 п. 1 постановления № 395 при применении процедуры закупки из одного источника можно приобретать у производителей только те товары, цены производителей на которые устанавливаются в соответствии с постановлениями Совета Министров, или, если в них предусматривается уполномочие, то по постановлениям отраслевых министерств. 

Выводы
1. БелТПП будет формировать и вести реестр лиц, имеющих сертификаты о происхождении товара. Вместе с тем возникает вопрос о том, как будут предоставляться сведения из реестра — платно или бесплатно.
2. Дополнен перечень товаров, страна происхождения которых подтверждается выпиской из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза. Однако непонятно, каким образом это будет подтверждаться: предоставлением сертификата либо путем указания в заявлении информации о том, что производитель включен в реестр БелТПП.
3. Дополнены основания изменения условий договора государственной закупки, однако это создает предпосылки к проведению формальных процедур закупок либо влечет сложности при проведении процедур закупок.

5136 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№ 9 сентябрь 2022
5221