Содержание:
Основные положения Проекта
Проектом определяются случаи, документы и порядок признания задолженности безнадежным долгом и ее списания, в том числе порядок взаимодействия между органами, уполномоченными на принятие соответствующих решений.
Проект направлен на определение порядка признания задолженности безнадежным долгом и ее списания:
- по налогам, сборам (пошлинам), специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, процентам по ним;
- отчислениям в государственные целевые бюджетные фонды;
- арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;
- обязательным страховым взносам и иным платежам в бюджет фонда.
Проект содержит 5 глав:
1. Списание задолженности с белорусских организаций, индивидуального предпринимателя и физического лица.
2. Списание задолженности с иностранных организаций, индивидуального предпринимателя и физического лица.
3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов.
4. Порядок принятия решения.
5. Списание задолженности без принятия решения уполномоченными органами.
Порядок списания безнадежной задолженности с белорусского контрагента
При признании задолженности безнадежной принятие решения о списании с белорусского субъекта хозяйствования осуществляется:
1) при ликвидации казенного предприятия (некоммерческой организации), за исключением потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, по решению уполномоченного государственного органа или суда (подп. 1.1 п. 1 Проекта);
Справочно.
Решение о списании по подп. 1.1 п. 1 Проекта принимается, если денежных средств организации недостаточно для погашения в полном объеме задолженности по обязательным платежам и оставшаяся часть задолженности по обязательным платежам не может быть погашена собственником имущества организации, ee учредителями (участниками).
2) при наличии в совокупности следующих обстоятельств:
- истечение трехлетнего срока со дня выявления задолженности по обязательным платежам, а по задолженности по обязательным страховым взносам и иным платежам в бюджет фонда и по государственной пошлине — со дня ее образования;
- неосуществление деятельности в течение последних 6 месяцев подряд, предшествующих дню составления заключения;
- отсутствие денежных средств или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание;
- отсутствие оснований, предусмотренных законодательными актами, для привлечения к субсидиарной ответственности или невозможность исполнения решения экономического суда области (г. Минска) о привлечении к субсидиарной ответственности;
- отсутствие общественно опасного деяния белорусского индивидуального предпринимателя или работников белорусской организации, предусмотренного ст. 231, 243, 243-2, 243-3 УК, либо отсутствие в деяниях этих лиц указанного состава преступления, либо прекращение уголовного дела, предварительного расследования либо уголовного преследования в отношении этих лиц в связи с неустановлением виновных лиц, истечением срока давности либо в связи с недоказанностью их участия в совершении преступления или в отношении умершего (подп. 1.2 п. 1 Проекта).
В первом случае (подп. 1.1. п. 1 Проекта) решение принимается на основании:
- копии решения уполномоченного государственного органа или суда о ликвидации организации;
- копии ликвидационного баланса;
- справки налогового органа о сумме задолженности по обязательным платежам на дату выдачи справки (при принятии решения органами Комитета государственного контроля).
Во втором случае (подп. 1.2 п. 1 Проекта) решение принимается на основании:
- документов, подтверждающих наличие задолженности и истечение трехлетнего срока;
- документов, подтверждающих факт отсутствия имущества;
- заключения уполномоченного органа об отсутствии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности либо копии решения экономического суда области (г. Минска) о привлечении к субсидиарной ответственности;
- копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по соответствующим статьям УК либо копии постановления о прекращении производства по уголовному делу;
- сообщения правоохранительного органа об отказе в возбуждении уголовного дела по соответствующим статьям УК;
- справки об отсутствии информации о ввозе организацией товаров на территорию Республики Беларусь в течение последних 6 месяцев подряд (при принятии решения таможенными органами);
- справки налогового органа о сумме задолженности по обязательным платежам на дату выдачи справки (при принятии решения органами Комитета государственного контроля).
Справочно.
Признание задолженности по обязательным платежам безнадежным долгом и ее списание в отношении белорусской организации или индивидуального предпринимателя по подп. 1.2 п. 1 Проекта влечет ликвидацию белорусской организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
Порядок списания безнадежной задолженности с иностранного контрагента
Проектом предусматривается аналогичный подход по признанию задолженности безнадежным долгом и ее списанию в отношении иностранной организации, иностранного индивидуального предпринимателя (подп. 6.2 п. 6 Проекта). Однако перечень документов для принятия соответствующего решения несколько шире. Иностранному контрагенту помимо документов, которые предоставляет белорусский контрагент, необходимо дополнительно представить:
- заключение уполномоченного органа об отсутствии международного договора Республики Беларусь с иностранным государством о порядке признания и приведения в исполнение судебных постановлений судов Республики Беларусь о взыскании задолженности по обязательным платежам;
- заключение уполномоченного органа о сумме расходов, необходимых для признания и приведения в исполнение судебного постановления суда Республики Беларусь на территории иностранного государства;
- заключение уполномоченного органа об истечении пятилетнего срока со дня предъявления к исполнению в иностранном государстве судебного постановления, а также непоступлении в этот период либо истечении пятилетнего срока со дня последнего поступления денежных средств в счет погашения задолженности;
- заключение уполномоченного органа об истечении срока давности предъявления в суд или иной компетентный орган иностранного государства судебного постановления суда Республики Беларусь к принудительному исполнению;
- документ суда или иного компетентного органа иностранного государства, подтверждающий факт отказа в признании и приведении в исполнение судебного постановления суда Республики Беларусь;
- копию документа компетентного органа иностранного государства о прекращении исполнительного производства.
Порядок взаимодействия уполномоченных органов и порядок принятия решений
Порядок взаимодействия между органами, уполномоченными на принятие решений о признании долга безнадежным и о его списании, определен в отдельной главе Проекта. Согласно Проекту у уполномоченных органов имеется два варианта получения необходимой информации:
1) через информационные системы;
2) по запросу.
Справочно.
Способ получения информации уполномоченными органами «по запросу» можно применить, если нет информационной системы или в информационных системах нет полного объема информации.
В четвертой главе Проекта определен порядок принятия решений, а также уполномоченные на принятие таких решений органы.
При этом информация о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании в отношении лиц, не подлежащих включению в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещается соответственно на официальных сайтах Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты в глобальной компьютерной сети Интернет.
Списание задолженности без принятия решения
В пятой главе Проекта указаны случаи, при наличии которых задолженность по обязательным платежам признается безнадежным долгом и списывается без принятия уполномоченными органами решения о признании задолженности безнадежным долгом и ее списании.
К таким случаям, например, относятся:
- смерть или объявление судом умершим белорусского физического лица либо индивидуального предпринимателя;
- признание судом безвестно отсутствующим либо недееспособным белорусского физического лица либо индивидуального предпринимателя.
В данной главе также определен перечень документов (сведений), при наличии которых такая задолженность будет считаться безнадежным долгом и списываться.
Выводы
1. Анализ Проекта позволяет сделать вывод, что данный документ не предусматривает для субъектов хозяйствования:
— введения новых административных процедур и увеличения сроков для их осуществления;
— установления и (или) увеличения размера платы, взимаемой при осуществлении административных процедур;
— расширения перечней документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченный орган для осуществления административных процедур.
2. Проект направлен на урегулирование порядка признания задолженности безнадежным долгом и ее списания.
3. В Проекте отражен порядок признания и списания безнадежного долга как с белорусских, так и с иностранных контрагентов.
4. В отдельной главе Проекта предусмотрен ряд случаев списания задолженности без принятия решения уполномоченным органом.