Содержание:
С учетом наработанного опыта проведения проверок и вновь принятых законодательных актов уточняется терминология Указа № 510, обновляется регулирование проведения мониторинга и вносится ряд других изменений точечного характера.
Изменения общего характера
Среди изменений общего характера можно выделить следующие:
- отмена двухлетнего моратория на проведение проверок представительств иностранных организаций;
- предоставление права контролирующему органу, проводящему проверку, на проведение мониторинга;
- возможность проведения повторной внеплановой тематической оперативной проверки (далее — ВТОП) по поручению руководителя территориального контролирующего органа;
Справочно.
В настоящий момент проведение повторных внеплановых проверок возможно только по поручению Президента, Совета Министров или в рамках поручения по уголовному делу.
- включение информации обо всех проверках в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности;
- дополнение Указа № 510 типовым положением о контрольных мероприятиях технического характера, которые проводятся, в частности, в отношении строительства, проектирования, эксплуатации энерго- и газового оборудования, использования природных ресурсов, соблюдения правил утилизации отходов, обеспечения безопасности дорожного движения и в других аналогичных случаях.
Справочно.
На основании типового положения предполагается, что ответственные органы разработают собственные положения о проведении контрольных мероприятий для регулируемой/контролируемой отрасли.
Изменения в сфере регулирования
Предусмотрено исключение из сферы регулирования Указа № 510 следующих субъектов и видов контроля:
- ремесленники;
- проверки в процедурах банкротства;
- мониторинг СМИ;
- анализ эффективности подчиненных организаций государственными органами;
- государственный пробирный надзор.
Дополнение перечня оснований для назначения проверок
Указ № 510 дополнен новыми основаниями для назначения проверок и видами проверок:
- по поручению судов;
- внеплановая тематическая оперативная проверка (ВТОП) — если есть угроза причинения вреда (жизни, здоровью, животному миру и т.п.) или не устранены нарушения после мониторинга;
- контроль за иностранной безвозмездной помощью и оздоровлением детей за рубежом.
Изменение порядка организации и проведения проверок
В Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510, проектом Указа вносится ряд изменений:
- проверяющие при вынесении требований об устранении нарушений и установлении срока их выполнения обязаны учитывать наличие у проверяемого субьекта возможностей для устранения нарушений;
- срок написания акта (справки) также может быть продлен в случае временной нетрудоспособности проверяющего на срок его нетрудоспособности;
- основания для внесения изменений в акт проверки дополнены получением ответов от государственных органов и иных организаций по направленным запросам;
- уточнено, что порядок подачи возражений также применяется и к промежуточным актам проверки;
- дополнительные документы, подтверждающие фактические обстоятельства совершения хозяйственных операций, будут приниматься к учету, только если они предоставлены до составления письменного заключения по результатам рассмотрения возражений на акт проверки;
- акт ВТОП может не составляться, если выявлено административное правонарушение и составлен протокол или вынесено постановление о наложении административного взыскания (если протокол не составляется);
- дополнительно ВТОП может проверять соблюдение законодательства о ценообразовании и наличие документов, подтверждающих приобретение и отпуск товарно-материальных ценностей.
Справочно.
Предлагается дополнить Указ № 510 нормами, касающимися мер ответственности контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка проведения мониторинга.
Изменение порядка проведения мониторинга
Проектом Указа предусмотрено изложение в новой редакции Положения о порядке проведения мониторинга. В соответствии с данным Положением:
- мониторинг определяется как мера профилактического характера без использования полномочий, предоставленных контролирующим органам для проведения проверок, без излишнего вмешательства в деятельность компаний;
- решение о проведении мониторинга может быть принято в отношении конкретного субъекта, объектов субъекта, территории, на которой осуществляется деятельность субъектом, а также в рамках определенной контролирующим надзорным органом темы, связанной с социально-экономическим развитием региона (страны);
- по требованию должностные лица должны предъявить удостоверение и решение о проведении мониторинга для подтверждения своих полномочий;
- субъект вправе отказать в доступе на территорию, не являющуюся общедоступной, без объяснения причин;
- результаты мониторинга оформляются рекомендациями, либо предложением о приостановлении деятельности, либо требованием (предписанием) о приостановлении деятельности;
- приостановление (запрет) деятельности, производства и реализации, эксплуатации транспортных средств может применяться контролирующим органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего органа прямо установлены законодательными актами.
Вывод
Таким образом, планируется системно регулировать проведение мониторинга и технических проверок. Иные существенные для бизнеса изменения — это отмена моратория на проверки иностранных компаний и возможность повторной проверки по решению контролирующего органа. Остальные изменения носят скорее уточняющий характер, приводя законодательство в современное состояние.