Госзакупки: регулятор минимизирует последствия пандемии - jurist

Госзакупки: регулятор минимизирует последствия пандемии

Нормативный акт:постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15.05.2020 № 42
Дата вступления в силу: 29.05.2020


15 мая 2020 г. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь приняло постановление № 42 (далее — постановление № 42), которым были внесены изменения в Инструкцию о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — Инструкция), утвержденную постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92.

Лойша Андрей

Адвокат 

3870 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Невключение в Список: новые обстоятельства

В п. 7 Инструкции установлены дополнительные случаи невключения в  список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее — Список):

— в случае расторжения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует Белорусская торгово-промышленная палата в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель);

— в случае расторжения договора с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением в связи с изменением установленного Национальным банком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона — на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.

Установление в п. 7 Инструкции дополнительных случаев невключения в Список направлено на имплементацию положений, предусмотренных п. 13 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики», в котором, в свою очередь, уже были предусмотрены соответствующие нормативные предписания.

Вышеописанные изменения законодательства имеют цель нивелировать негативные последствия влияния девальвации белорусского рубля и пандемии коронавирусной инфекции на участников процедур государственных закупок и фактически обеспечивают реализацию принципа развития конкуренции.

Справочно.
С постановлением № 42 можно ознакомиться по ссылке.

Исключение из Списка: дополнительные обстоятельства

Постановлением № 42 также расширен перечень документов, при предоставлении  которых юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, подлежит исключению из Списка. Так, соответствующий перечень документов был дополнен копией решения суда о признании расторжения договора недействительным.

Справочно.
МАРТ письменно уведомляет юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, о включении в Список в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Уведомление об исключении из Списка не производится (п. 10 Инструкции).

При этом до принятия постановления № 42 отсутствовали прямые основания для исключения поставщика (подрядчика, исполнителя) из Списка в случае признания судом расторжения договора недействительным. 

Согласно абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) в Список на основании решения Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь подлежат включению юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие договоры, в случае расторжения таких договоров.

Важно учитывать подход правоприменительного органа, исходя из которого если неисполнение или ненадлежащее исполнение договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) станет основанием одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, то это в соответствии с абз. 3 ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З будет свидетельствовать о наличии оснований для включения такого поставщика (подрядчика, исполнителя) в Список.

Кроме того, в силу абз. 4 ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона № 419-З в Список подлежат включению юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, с которыми заказчиками расторгнуты договоры в случае одностороннего отказа от исполнения договора, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем в процедуре государственной закупки, по результатам которой заключен договор.

В последующем односторонний отказ заказчика от исполнения договора по вышеописанным основаниям может быть признан недействительным в судебном порядке, однако до принятия постановления № 42 существовала правовая неопределенность касательно оснований для исключения поставщика (подрядчика, исполнителя) из Списка.

Дополнение перечня документов, при предоставлении которых юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, подлежит исключению из Списка (п. 9 Инструкции), копией решения суда о признании расторжения договора недействительным устранило указанный пробел. 

3870 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№ 9 сентябрь 2022
377
• • •
Вопрос: Какие нарушения допускаются при заключении гражданско-правовых договоров (далее – ГПД) с гражданами и какие последствия для организации наступают при выявлении ко...
№ 5 май 2022
2706