Вы на портале

Указ № 143: налоговые меры поддержки

Нормативный акт: Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики»

Дата вступления в силу: 26.04.2020

Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ) установил ряд чрезвычайных временных преференций в качестве мер по поддержке бизнеса для минимизации влияния негативных последствий эпидемии COVID-19 на экономику.

Остановимся на налоговых мерах поддержки, также затронув связанное с ними регулирование арендных отношений. Меры фискального характера предоставляют возможность получить отсрочку по уплате налогов, изменить учет курсовых разниц, а также перейти на иную систему налогообложения.

Гапонов Павел
Гапонов Павел

Юрист Legaltax

Шпаковский Роман
Шпаковский Роман

ADIT, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

9215 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Отсрочка уплаты налогов

Указ предусматривает предоставление местными органами власти отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита (далее — отсрочка) в отношении налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты. К таким налогам относятся налог на прибыль (кроме организаций с долей государства 50 % и более), подоходный налог, налог при УСН, единый налог, налог на доходы иностранных организаций, налог на недвижимость, налог на игорный бизнес, земельный налог, единый налог на вмененный доход и др.

Отсрочку можно применить к налогам, которые подлежат уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. Соответственно, необходимо ориентироваться именно на даты уплаты, а не на отчетные периоды. Таким образом, нельзя будет получить отсрочку по налогам за III квартал, так как дата их уплаты будет в октябре.

Отсрочка должна быть погашена за IV квартал начиная с октября по 1/3 каждый месяц (ч. 1 подп. 2.1 п. 2 Указа). Срок уплаты — последний рабочий день соответствующего месяца. Это значит, что к 2021 г. все отсрочки должны быть погашены.

Справочно.
Отсрочка с последующей рассрочкой предоставляется по платежам, по которым есть долги их погашения или наступил срок их уплаты, а налоговый кредит — в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил.

Отсрочка по подоходному налогу

Отсрочка по подоходному налогу не применяется в отношении налога, удерживаемого организацией с физических лиц. В соответствии с налоговым законодательством плательщиками подоходного налога признаются физические лица. Для организаций и ИП подоходный налог не является налоговым обязательством, они выступают в качестве налоговых агентов (письмо МНС от 30.04.2020 № 2-2-2/00934 «О нормах Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 "О поддержке экономики"», далее — письмо МНС № 2-2-2/00934).

На отсрочку могут претендовать:

— организации и ИП, осуществляющие деятельность по Перечню, установленному Указом («пострадавший бизнес»);

— арендодатели, предоставившие отсрочку по арендным платежам. Отсрочка должна быть предоставлена в порядке, предусмотренном Указом. При этом арендатор должен относиться к «пострадавшим» бизнесам или оказывать бытовые услуги населению. 

Пострадавший бизнес

Указ определил виды экономической деятельности, наиболее подверженные неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации. Перечень таких видов деятельности (далее — Перечень) установлен в приложении к Указу и является закрытым, поэтому виды деятельности, прямо в нем не указанные, не могут претендовать на меры поддержки.

Порядок определения видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации, уточнен в разъяснении Минэкономики от 21.05.2020 № 17-01-12/4280. Виды экономической деятельности определяются на основании структуры их кода (раздела, группы, класса, подкласса).

Пример.
В Перечень включены следующие виды деятельности: в секции С — любой вид деятельности, классифицируемый в разделах 13, 14 Общегосударственного классификатора. Так как в разделах 13 и 14 отсутствуют подклассы, классы и группы, то виды деятельности определяются по двузначному цифровому коду раздела и включают деятельность по всем группам данного раздела.

Важно!
Деятельность в сфере игорного бизнеса в Перечень не включена, но МНС разъясняет, что организаторы азартных игр могут рассчитывать на отсрочку с последующей рассрочкой, налоговый кредит только в общем порядке.  

На каких условиях предоставляется отсрочка по налогам?

Процентов за пользование отсрочкой не будет.

Условием предоставления отсрочки является своевременная уплата текущих платежей по налогам и арендной плате за землю. В случае нарушения право на отсрочку утрачивается. Начиная со дня утраты такого права суммы взыскиваются с начислением пени.

Справочно.
В настоящий момент НК позволяет начислять проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, а также налоговым кредитом, если уплата налогов может повлечь банкротство заявителя.

Процедура получения отсрочки по налогам

Рассмотрим процедуру получения отсрочки по налогам в г. Минске, регулируемую Инструкцией о порядке изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней, полностью уплачиваемых в бюджет города Минска (утверждена решением Минского городского Совета депутатов от 20.03.2019 № 119).

Организациям и ИП необходимо подать в Мингорисполком заявление по установленной МНС форме. К такому заявлению нужно приложить:

— отчетность за последний отчетный период или годовую отчетность;

— справку об основных экономических показателях установленной формы.

Справочно.
Образец заявления об изменении установленного срока уплаты налогов, сборов и т.д. утвержден постановлением МНС от 26.04.2013 № 14 (приложение 34-4).
Образец справки об основных экономических показателях утвержден постановлением Минэкономики от 20.06.2016 № 42.

После этого исполком самостоятельно запрашивает в налоговом органе состояние расчетов с заявителем. На основании этой информации готовится заключение о целесообразности предоставления отсрочки. Если заключение положительное — выносится решение Мингорисполкома. Вся процедура может занять до 16 рабочих дней.

Важно! 
При получении отсрочки с последующей рассрочкой (налогового кредита) по ранее представленным налоговым декларациям их уточнение не требуется. Декларации за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке (подп. 1.4 п. 1 письма МНС № 2-2-2/00934).

Уменьшение налога на недвижимость и арендной платы за земельные участки

Указ дает право местным органам власти и администрациям СЭЗ во II и III квартале 2020 г. принимать решения об уменьшении сумм земельного налога, налога на недвижимость, арендной платы для отдельных категорий плательщиков. 

Справочно.
Мингорисполком опубликовал решения № 1615 и № 1616 от 28.05.2020, где определил, кому предоставляется налоговая льгота в виде снижения сумм налогов.

Кому предоставляется?

Местные органы власти, администрации СЭЗ самостоятельно определяют перечень плательщиков, в пользу которых будут приниматься решения об уменьшении налога на недвижимость, земельного налога и арендной платы за землю. 

Справочно.
На сайте МНС можно найти решение Новополоцкого городского совета депутатов от 24.11.2016 № 141 с измененными ставками налогов и перечнем.

Плательщики (арендаторы) имеют право обратиться в эти органы с обоснованием целесообразности включения их в такой перечень (подп. 2.3 п. 2 письма МНС № 2-2-2/00934). 

Как будет применяться?

Уменьшению подлежат суммы налога к уплате, ставки налога остаются прежними. Таким образом, плательщик сначала исчисляет сумму налога, и лишь после этого она будет подлежать уменьшению. 

Если сумма налога изменится по уже прошедшим налоговым периодам, потребуется внести изменения в ранее поданные налоговые декларации.

Справочно.
Примерные формы заполнения деклараций и расчетов приведены в приложениях 1–3 к письму МНС № 2-2-2/00934.

Отсрочка уплаты НДС арендодателем

Указ предусматривает отсрочку уплаты НДС арендодателем до января 2021 г. при условии предоставления отсрочки арендатору помещений. Отсрочка предоставляется только в отношении помещений, по которым арендодатель предоставил отсрочку уплаты аренды арендатору, и только за период сдачи с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. (п. 12 Указа).

Важно!
Арендатор должен осуществлять вид деятельности, включенный в Перечень (за исключением секций C и G Перечня).

Если предоставить отсрочку арендатору без льготы, арендодатель лишается своего реального дохода. При этом уплачивать НДС нужно, так как предоставление отсрочки не влияет на определение момента фактической реализации (МФР). Чтобы наладить денежный поток арендодателя, и реализована данная мера путем переноса МФР на 31.12.2020 (именно с МФР связана обязанность посчитать и уплатить НДС).

Справочно.
По общему правилу при сдаче объекта в аренду МФР признается день сдачи: либо последний день каждого месяца, к которому относится арендная плата, либо день завершения срока аренды, приходящийся на последний месяц установленного договором срока аренды (ч. 1 п. 10 ст. 121 НК).

По арендной плате, приходящейся на период с 01.10.2020 по 31.12.2020, исчисление и уплата НДС, а также выставление ЭСЧФ производятся в прежнем порядке (подп. 3.2 п. 3 письма МНС № 2-2-2/00934).

Важно! 
Право на вычет сумм «входного» НДС по арендной плате в период с 01.04.2020 по 30.09.2020 возникает у арендатора в декабре 2020 г., если была предоставлена отсрочка по НДС.

Для получения отсрочки по уплате НДС необходимо предпринять следующие шаги: 

1) арендатор пишет арендодателю заявление, где указывает: 

а) срок отсрочки (с 01.04.2020 по 30.09.2020); 

б) размер и сроки ежемесячных платежей по рассрочке;

2) на основании такого заявления в течение 3 рабочих дней заключается дополнительное соглашение к договору аренды. В нем рекомендуется указывать, что отсрочка предоставлена в соответствии с подп. 6.1 п. 6 или п. 11 Указа;

3) на основании дополнительного соглашения применяется вышеописанный порядок исчисления НДС.

Однократное изменение налогового учета курсовых разниц

Указ предусматривает, что выбранный организацией порядок налогового учета курсовых разниц может быть изменен однократно в течение 2020 г. 

Справочно.
Для изменения порядка учета необходимо решение руководителя организации, оформляемое приказом, в котором рекомендуется сделать ссылку на подп. 2.6 п. 2 Указа.

С учетом девальвации изменение порядка учета может оказать существенное влияние на сумму налога на прибыль к оплате.

Пример.
Если у организации была большая задолженность в валюте, но учет курсовых разниц осуществляется в конце года, то перенос этих «расходов» в текущий квартал значительно уменьшит сумму налога к оплате в первом квартале.

Изменения порядка налогового учета курсовых разниц можно отразить в учетной политике организации с 26.04.2020. Поскольку измененный порядок будет действовать в течение всего налогового периода, то его можно применять к курсовым разницам, возникающим с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Временное неосуществление деятельности (для единого налога) 

С принятием Указа зачет (возврат) единого налога возможен, если деятельность ИП, торгового объекта, объекта общепита и т.д. не осуществляется более 30 календарных дней в году (ранее был предел в 30 календарных дней) (подп. 2.8 п. 2 Указа).

ИП самостоятельно определяет сумму единого налога, подлежащую зачету (возврату), в декларации и подает в налоговую уведомление не позднее дня, предшествующего дню временного неосуществления деятельности. 

Иные изменения

Затраты на санитарно-противоэпидемические, в том числе ограничительные, мероприятия по перечню, определяемому Минздравом (постановление Минздрава от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях»), включаются организациями при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных расходов (подп. 2.5 п. 2 Указа). В письме Минфина и МНС от 27.05.2020 № 5-1-26/119/2-2-10/01128 данный перечень санитарно-противоэпидемических мероприятий детализирован.

Справочно.
Полный перечень санитарно-противоэпидемических мероприятий со ссылками на нормативные правовые акты и письма Минздрава можно найти по ссылке.

Также сокращен срок зачета суммы превышения налоговых вычетов над общей суммой исчисленного НДС. Теперь он составляет 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом решения о возврате (об отказе в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой исчисленного НДС. 

Пример.
Существуют ситуации, когда сумма налоговых вычетов по НДС превышает общую сумму НДС. В таком случае плательщик налог не уплачивает. Как правило, такая ситуация складывается у экспортеров, поскольку они реализуют товары на экспорт по ставке НДС 0 %. При этом они приобретают сырье и материалы, уплачивая НДС.

Зачет разницы производится плательщиками по перечню, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282, в период с 01.04.2020 по 30.09.2020 (подп. 2.4 п. 2 Указа). Данный перечень содержит 77 компаний, в том числе частных и с иностранными инвестициями.

Важно! 
В отношении остальных плательщиков, не включенных в перечень, срок зачета остался прежним и составляет 30 дней.

9215 Shape 1 copy 6Created with Avocode.