Вы на портале

Именной нейминг, или Имя как бренд

Организация создает товар под новым брендом. Для повышения лояльности потребителей принято решение использовать в наименовании бренда имя известного лица. Юристу необходимо выяснить, при каких условиях желаемое известное имя (псевдоним) может быть зарегистрировано как товарный знак и какие условия нужно соблюсти для получения положительного решения при его регистрации.

Обновлено
Недвецкий Денис
Недвецкий Денис

Патентный поверенный, управляющий ОДО «Горячко, Недвецкий и партнеры»

2925 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Решение

Получить письменное согласие известного лица на использование его имени (псевдонима) при регистрации товарного знака либо производить регистрацию на само это лицо.

Товарный знак выполняет по отношению к товару фактически ту же функцию, что и имя человека — это тот инструмент, с помощью которого мы называем товары и различаем товары разных производителей. Мы доверяем известному человеку. Если имя такого человека связано с товаром, то мы начинаем полагать, что такой товар обладает качествами, заслуживающими уважения. Известность и узнаваемость человека переходят на товары. По этой причине производители часто хотят использовать имя или псевдоним известного лица для выделения своего товара среди товаров конкурентов. А это вызывает необходимость учитывать интересы как известного лица, чье имя использовано в товарном знаке, так и потребителей, которых может обмануть недобросовестный владелец товарного знака.

В каких случаях возможна регистрация товарного знака, включающего имя известного лица?

Подпункт 5.4 п. 5 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее — Закон) устанавливает, что не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные фамилии, собственному имени (отчеству, если таковое имеется), псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Республике Беларусь лица, без согласия этого лица или его наследников.

Из приведенной формулировки вытекают следующие выводы об условиях, при которых возможна регистрация товарного знака, включающего имя известного лица.

Данное положение относится исключительно к именам физических лиц. При этом под именем физического лица подразумевается:

  • собственное имя (полное или сокращенное);
  • имя и фамилия;
  • имя, фамилия, отчество.

Вопрос регистрации товарного знака, воспроизводящего наименование известного юридического лица, не регулируется данным положением.

Сфера деятельности известного лица не имеет значения — это может быть писатель, художник, спортсмен, врач, политик. Важным является только факт известности.

6 условий, при которых возможна регистрация товарного знака, включающего имя и/или фамилию (псевдоним) известного лица: 
1) обозначение относится исключительно к именам физических лиц;
2) важен факт известности лица, но не сфера его деятельности;
3) обозначение может включать не только имя, но и просто ассоциироваться с именем (псевдонимом) известного лица;
4) учитывается известность исключительно в Беларуси;
5) известность лица в Беларуси должна существовать на дату подачи заявки;
6) регистрация может осуществляться либо самим лицом, либо с его согласия.

В товарном знаке не обязательно должно быть использовано непосредственно само имя (псевдоним). Достаточно того, что обозначение просто ассоциируется с именем (псевдонимом). Например, вместо имени (псевдонима) известного лица может быть использовано прилагательное, производное от него: «Купала»/«Купаловский».

Значение имеет только известность в Республике Беларусь. Если лицо знают в иных странах, но не в Республике Беларусь, то его имя может быть использовано в товарном знаке. В данном случае можно утверждать, что товарный знак случайно совпадает с именем известного лица, являясь по сути фантазийным, вымышленным.

Как разрешить использование товарного знака - читайте в статье.

С учетом того, что рассматриваемое положение находится в статье Закона, которая называется «Иные основания для отказа в регистрации», и само положение начинается словами «не могут быть зарегистрированы», можно однозначно утверждать, что известность лица в Республике Беларусь должна существовать уже на дату подачи заявки (являясь фактически одним из оснований для отказа в регистрации заявленного товарного знака). Если лицо стало известно в Республике Беларусь позже даты подачи заявки, то положение подп. 5.4 п. 5 Закона не может применяться при рассмотрении вопроса о правомерности регистрации товарного знака.

Регистрация имени (псевдонима) известного лица в качестве товарного знака может осуществляться либо самим лицом, либо с его согласия. Так, известное лицо может иметь долю в юридическом лице, регистрирующем товарный знак, либо предоставить специальное согласие на регистрацию товарного знака. Данное согласие фактически должно быть получено на дату подачи заявки. В противном случае в дальнейшем известное лицо может аннулировать регистрацию товарного знака, если оно будет не согласно с использованием своего имени.

Типичные ситуации регистрации имени в качестве товарного знака

Ситуация 1.  Само известное лицо регистрирует свое имя в качестве товарного знака для использования в предпринимательской деятельности.

Это самый распространенный случай. Например, в высокой моде имя кутюрье практически всегда превращается в товарный знак. Можно вспомнить такие товарные знаки, как «PIERRE CARDIN», «COCO CHANEL», «SLAVA ZAITSEV». Это тот случай, когда ценность товара для потребителя во многом обусловлена тем, кто конкретно является его создателем.

Другой пример — регистрация в качестве товарного знака имени автора литературного произведения. Так, Джоан Роулинг, публикующая свои произведения под псевдонимами Дж. К. Роулинг (J. K. Rowling) и Роберт Гэлбрейт (Robert Galbraith), зарегистрировала в качестве товарных знаков свои псевдонимы и образец подписи.

«Именные» товарные знаки позволяют их владельцам защитить свою деятельность от недобросовестных конкурентов, которые могут продавать свою контрафактную продукцию под известным именем, тем самым нанося ущерб репутации и доходам владельца товарного знака.

Зарегистрированными являются и такие товарные знаки, как «BEATLES», «SHAKIRA».

Эти товарные знаки позволяют их владельцам защитить свою деятельность от недобросовестных конкурентов, которые могут продавать свою контрафактную продукцию под известным именем, тем самым нанося ущерб репутации и доходам владельца товарного знака.

Ситуация 2.  Товарный знак регистрируется для пресечения недобросовестного использования имени в коммерческой деятельности.

Иногда известное лицо осуществляет благотворительную, а не предпринимательскую деятельность. В связи с этим такое лицо желает пресечь всяческое коммерческое использование своего имени (псевдонима).

Иногда известное лицо осуществляет благотворительную, а не предпринимательскую деятельность. В связи с этим такое лицо желает пресечь всяческое коммерческое использование своего имени (псевдонима).

Примером являются товарные знаки, зарегистрированные Фондом Нельсона Манделы. Широкая известность Нельсона Манделы, в том числе и за пределами ЮАР, привела к тому, что во многих странах стали возникать юридические лица, которые включали в свое наименование слово «MANDELA»; также активно регистрировались доменные имена с использованием имени Нельсона Манделы. В продаже начали появляться товары, которые эксплуатировали известность лица, ставшего символом борьбы с апартеидом.

Обозначениями, производными от имени известного человека, могут быть даже такие, которые формально не содержат никакого указания на само имя.

Сам Нельсон Мандела организовал специальный фонд, деятельность которого была направлена на борьбу со СПИДом. Этому фонду Мандела передал право на использование своего имени для привлечения финансовых средств. Фонд зарегистрировал в качестве товарных знаков само имя «MANDELA», портрет Нельсона Манделы и тюремный номер «46664», под которым Мандела находился в заключении с 1964 по 1982 г. Этот номер является примером того, что обозначениями, производными от имени известного человека, могут быть даже такие, которые формально не содержат никакого указания на само имя.

Ситуация 3.  Регистрация в качестве товарного знака распространенной фамилии, совпадение имени заявителя с именем известного лица.

На регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлено имя, которое хоть и совпадает с именем известного лица, но представляет собой достаточно распространенное имя. Например, на регистрацию может быть заявлен товарный знак «ИВАНОВ». С учетом распространенности этой фамилии найти известного человека с такой фамилией не составит труда. Однако здесь возникает вопрос, будет ли потребитель связывать такое обозначение с каким-либо известным лицом (а таких лиц могут быть десятки) или же будет воспринимать его как нейтральное обозначение, никак не связанное с конкретным лицом. Кроме того, с учетом значительного количества известных лиц получение согласия их всех является нереальным. В связи с этим если на регистрацию заявлено имя, являющееся широко распространенным, и экспертиза приходит к выводу, что потребитель не осознает связь имени с каким-то конкретным известным лицом, то регистрация такого обозначения может быть разрешена.

Если на регистрацию заявлено имя, являющееся широко распространенным, и экспертиза приходит к выводу, что потребитель не осознает связь имени с каким-то конкретным известным лицом, то регистрация такого обозначения может быть разрешена.

Другой ситуацией является случай, когда на регистрацию заявляется реальное имя (фамилия) заявителя, которое совпадает с именем известного лица. В такой ситуации при совпадении товаров (услуг), указанных в заявке, с теми, в отношении которых известное лицо уже осуществляет свою деятельность, регистрация товарного знака может быть аннулирована. Существование такого товарного знака может вводить потребителя в заблуждение, а фактическое совпадение имени заявителя и имени известного лица может быть просто формальной попыткой обойти требование закона.

Ситуация 4.  Регистрация имени, использованного в названии юридического лица.

В случае, когда товарный знак зарегистрирован юридическим лицом, в названии которого используется имя (псевдоним) известного лица, правомерность регистрации товарного знака в первую очередь зависит от того, насколько правомерным является включение имени в наименование юридического лица. Если наименование юридического лица правомерно содержит имя известного лица, то и регистрация товарного знака является правомерной.

Если наименование юридического лица правомерно содержит имя известного лица, то и регистрация товарного знака является правомерной.

Так, в Харькове в 1927 г. на базе небольших мастерских Детской коммуны им. Ф. Э. Дзержинского был создан Харьковский машиностроительный завод «ФЭД». Фотоаппараты этого предприятия, выпускаемые под товарным знаком «ФЭД», приобрели широкую известность не только в СССР, но и за его пределами. Поскольку аббревиатура, производная от имени, возникла в названии юридического лица правомерно, то и товарный знак использовался производителем правомерно.

Если регистрация товарного знака осуществлена без разрешения известного лица и включает обозначение, сходное с его именем, то такая регистрация может быть аннулирована по требованию лица, чьи права нарушены.

В Республике Беларусь примерами «именных» товарных знаков являются следующие:

Таким образом, регистрация имени (псевдонима) известного лица в качестве товарного знака возможна только самим этим лицом или с его согласия.

Если регистрация товарного знака осуществлена без разрешения известного лица и включает обозначение, сходное с его именем, то такая регистрация может быть аннулирована по требованию лица, чьи права нарушены.

Чек-лист действий, которые необходимо совершить до подачи обозначения, в котором используется имя (псевдоним) физического лица, на регистрацию в качестве товарного знака:

Проверить известность имени (псевдонима) в пределах Республики Беларусь (как минимум посредством сети Интернет).
Проверить обозначение на наличие ассоциаций с именем (псевдонимом) известного лица.
Проверить, не является ли имя (фамилия) широко распространенным (при определенных условиях регистрация такого обозначения может быть разрешена (см. ситуацию 3)).
При необходимости получить письменное согласие известного лица на использование его имени (псевдонима) в товарном знаке.

2925 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме