Правила Incoterms
Нередко стороны, заключающие международные контракты, незнакомы с различной практикой ведения торговли в других странах, что может явиться причиной разногласий и судебных разбирательств.
Для разрешения данных проблем с 1936 г. Международная торговая палата (International Chamber of Commerce, далее — ICC) публикует и периодически обновляет международные правила Incoterms (International commercial terms).
Incoterms — это международные правила, применяемые субъектами хозяйствования при согласовании условий международных договоров купли-продажи товаров, разграничивающие обязанности и ответственность продавца и покупателя по договору купли-продажи (передача товара, транспортные расходы, ответственность за утрату и повреждение товара, расходы на страхование) в зависимости от избранного базиса поставки.
Incoterms 2020: основные изменения
Incoterms 2020 содержат 11 терминов (базисов поставки): начиная с EXW (Франко завод) и заканчивая DDP (Поставка с оплатой пошлины).
Наиболее важными изменениями являются следующие.
Изменение | Incoterms 2020 | Incoterms 2010 |
---|
Переименование термина DAT в DPU | DPU (Delivered Named Place Unloaded/Доставка на место выгрузки).
Обязательства продавца считаются выполненными, когда товар выгружен с транспортного средства и предоставлен покупателю в указанном месте. Содержание DPU в целом совпадает с DAT в редакции Incoterms 2010, однако позволяет покупателю и продавцу согласовать любое место доставки товара, не привязанное к конкретному терминалу.
DPU является единственным термином, который поручает разгрузку товара продавцу | DAT (Delivered at Terminal/Доставка на терминале).
Обязательства продавца считаются выполненными, когда товар выгружен с транспортного средства и предоставлен покупателю в указанном терминале.
Под терминалом понимается любое закрытое или открытое место, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал |
Новое условие о выдаче коносамента при согласовании FCA
| Статьи А6/B6 термина FCA (Free Carrier/Франко перевозчик) теперь предусматривают обязанность покупателя дать указание перевозчику морским транспортом (то есть третьему лицу, выполняющему перевозку) на выдачу коносамента с отметкой «на борту» | В Incoterms 2010 термин FCA не предусматривает такой возможности — перевозчик может отказаться от выдачи коносамента.
Однако отсутствие коносамента как подтверждения отправки товара продавцом затрудняет получение оплаты от покупателя, если наличие этого документа — необходимое условие проведения платежа (например, при аккредитиве) |
Страховое покрытие для CIP
| Incoterms 2020 предусматривает максимальное страховое покрытие при согласовании термина CIP (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до).
Правила не ограничивают размер страхового покрытия и дают возможность предусмотреть страхование товара на его полную стоимость.
Как правило, CIP используется при перевозке дорогостоящих товаров по сравнению со схожим базисом CIF, а значит при повреждении или уничтожении ценного товара сторона по договору понесет минимальные потери | CIP (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до) и CIF (Cost Insurance and Freight/Стоимость, страхование и фрахт) обязывают продавца приобретать лишь минимальную страховку для перевозимых товаров |
Распределение расходов | В Incoterms 2020 все условия, касающиеся расходов сторон, собраны в одной статье A9/B9 (Costs). Это улучшение даст сторонам более четкое понимание потенциальных расходов как продавца, так и покупателя при выборе того или иного базиса поставки. К примеру, ст. А9 термина FCA (Франко перевозчик) относит к расходам продавца расходы, связанные:
— с таможенной экспортной очисткой;
— передачей товара перевозчику;
— получением всех необходимых экспортных лицензий и иных разрешений, а также уплатой сборов и пошлин;
— предоставлением документа (в том числе электронного), подтверждающего доставку товара или передачу товара перевозчику;
— подготовкой и направлением инвойса (в том числе электронного);
— информированием покупателя о том, что товар был передан перевозчику, либо о том, что перевозчик товар не принял;
— упаковкой и маркировкой товара, необходимыми согласно применимым требованиям безопасности;
— контролем качества товара.
В соответствии со ст. А9 базиса CIP (Перевозка и страхование оплачены до) продавец несет расходы, связанные:
— с экспортом и транзитом товаров (таможенная очистка, необходимые разрешения);
— проверкой качества товара, его упаковки и маркировки;
— перевозкой товара до момента доставки его покупателю, включая организацию перевозки третьими лицами;
— расходы по страхованию товара; расходы, связанные с разгрузкой товара, если таковые предполагаются | Расходы, относящиеся к различным обязательствам, распределены по нескольким статьям, к примеру, ст. А3/В3 — договоры перевозки и страхования; ст. А10/В10 — содействие в получении информации и относящиеся к этому расходы |
Перевозка собственным транспортом
| Базисы FCA, DAP, DPU и DDP в новой редакции Incoterms отражают развивающиеся коммерческие отношения субъектов хозяйствования и позволяют продавцу или покупателю перевозить товар собственным транспортом. Такая возможность предусмотрена в ст. A4/B4 | Incoterms 2010 содержат обязанность продавца или покупателя нанимать стороннего перевозчика |
Требования к безопасности
| Уделено особое внимание требованиям к безопасности транспорта при перевозке товаров. Продавец обязан соблюдать требования безопасности транспорта и при необходимости предоставлять соответствующие документы покупателю. При этом термин «безопасность» в Incoterms 2020 носит общий характер и не отсылает к каким-либо конкретным правилам.
Новые правила применяются ко всем базисам поставки | Требования к безопасности в In-coterms 2010 менее жесткие. Например, ст. А10 термина DAT (Поставка на терминале) содержит обязанность продавца при необходимости предоставить покупателю (или содействовать в получении) информацию и документы по безопасности, которые могут потребоваться покупателю для ввоза товара. При этом стоит помнить, что безопасность в понимании Incoterms относится лишь к безопасности, связанной с транспортом и перевозкой. При желании стороны могут согласовать иные виды безопасности (например, информационную) в договоре купли-продажи |
Incoterms в договоре: рекомендации
При указании на Incoterms в договоре важно помнить о следующем:
1. Правила Incoterms не регулируют переход права собственности на товар, стоимость и качество товара, ответственность сторон, применимое право, порядок разрешения споров и др.
2. Правила Incoterms, инкорпорированные в договор купли-продажи, не порождают прав и обязанностей третьих лиц. При согласовании термина, подразумевающего заключение договоров перевозки или страхования со сторонней организацией, такие договоры должны соответствовать условиям выбранного в договоре купли-продажи базиса поставки. За обеспечение такого соответствия отвечают лишь покупатель и (или) продавец.
Например, в свете появившегося требования об обеспечении безопасности транспорта соответствующие условия должны быть включены в договор с перевозчиком (если перевозкой товара занимается третье лицо).
Сам по себе выбор базиса поставки не обеспечивает выполнение перевозчиком условий по безопасности транспортного средства. Такие условия должны быть согласованы в договоре перевозки, и лишь этот договор будет являться основанием для предъявления требований к перевозчику.
3. Incoterms® является товарным знаком ICC. При указании на Incoterms в договоре использовать обозначение охраняемого товарного знака ® необязательно. Однако крайне важно указать редакцию применяемых правил Incoterms, например Incoterms 2020.
4. При указании на Incoterms в договоре необходимо подробно детализировать место/пункт доставки с учетом избранного транспорта (пункт доставки должен учитывать возможность доставки соответствующим транспортом). Например, DPU Belarus, Minsk, Nezavisimosti av., 1 Incoterms 2020.
Рекомендация.
В договоре крайне важно указать редакцию правил Incoterms и детализировать место доставки и избранный транспорт, например DPU Belarus, Minsk, Nezavisimosti av., 1 Incoterms 2020.