Инвестиции: стало проще или сложнее?
Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» Дата вступления в силу: 28.07.2016
Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» Дата вступления в силу: 28.07.2016
Декретом Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8, который вступил в силу в полном объеме с 15.05.2016, в новой редакции изложен Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10). Название Декрета № 10 после вступления в силу новой редакции — «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».
Новая редакция Декрета № 10 установила некоторые новшества в процедуре заключения, исполнения и расторжения инвестиционных договоров (далее — договор), заключаемых между инвесторами и Республикой Беларусь.
В договоре предусматриваются:
Участки могут предоставляться только из перечней земельных участков для реализации инвестиционных проектов.
Инвестор без аукциона может получить права аренды земли, проектирования и строительства, а также покупки участка.
Снят запрет на совершение сделок с инвестиционными объектами до государственной регистрации создания этих объектов.
Данная норма не касается государственных закупок.
Выбор подрядчика, поставщика, исполнителя осуществляется без применения процедуры торгов, процедуры переговоров.
После расторжения договора в связи с ненадлежащим исполнением инвестор при определенных условиях имеет возможность завершить начатое строительство.
Появление такого количества новых правил потребовало приведения в соответствие с ними ранее действовавших процедур, и Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее — постановление № 563), которым были утверждены:
Справочно
Постановлением № 1058 были утверждены:
— Положение о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;
— Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;
— Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь.
Со вступлением в силу постановления № 563 утратило силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4». Объем вопросов, которые стали предметом регулирования постановления № 563, достаточно большой. Мы рекомендуем инвесторам ознакомиться со всем пакетом утвержденных положений, в частности, обратить особенное внимание на порядок проведения конкурса по выбору инвестора в случае, если несколько инвесторов претендуют на один и тот же земельный участок, а также на процедуру возможного освобождения от возмещения суммы предоставленных инвестору льгот и преференций и договорной неустойки в ситуациях, когда исполнение договора становится затруднительным или невозможным.
Как и прежде, для заключения договора с государством инвестору нужно обратиться в исполком или в государственный орган по компетенции (например, в Министерство энергетики при реализации инвестиционного проекта в энергетической сфере). Однако если раньше выбор органа, в который необходимо обратиться инвестору, определялся исключительно территориальными или отраслевыми критериями, то теперь выбор зависит от того, претендует ли инвестор на получение земельного участка. Если претендует, то обращаться нужно в орган, который указан в перечне участков для реализации инвестиционных проектов в качестве ответственного за заключение договора для выбранного инвестором участка.
Выбор органа, в который необходимо обратиться инвестору, зависит от того, претендует ли инвестор на получение земельного участка.
Ранее законодательство не устанавливало требований к содержанию заявления инвестора о заключении инвестиционного договора (далее — заявление). Теперь же определено, что заявление обязательно должно содержать информацию о месте размещения и площади интересующего инвестора земельного участка (если таковой ему нужен), а также об имеющемся у инвестора опыте реализации инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, осуществления инвестиций на основе концессий в Беларуси и за ее пределами.
Установлены требования к содержанию заявления инвестора о заключении инвестиционного договора.
Существенно расширился перечень документов, которые инвестор должен предоставить в качестве приложения к заявлению. Помимо, а частично и взамен ранее предусматривавшихся законодательством документов теперь инвестору нужно будет предоставить:
Значительно сократился срок действительности документов, подтверждающих юридический статус инвестора: три месяца против прежнего срока в один год.
Расширены требования по предоставлению аудиторского заключения, заключения Due Diligence, которые ранее требовались только от инвесторов, претендующих на предоставление льгот и преференций, не предусмотренных законодательством.
Теперь финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта должно быть предоставлено по утвержденной форме, а не в произвольной, как ранее.
Объем представляемых документов и информации увеличился достаточно существенно. Теперь для заключения договора организация-инвестор должна будет провести финансовую проверку своей деятельности. Соответственно, заключение инвестиционного договора потребует не только организационных затрат на подготовку документов, но также временных и финансовых затрат.
Перечень документов, предоставляемых дополнительно к основному пакету документов теми инвесторами, которые претендуют на предоставление льгот и преференций, не предусмотренных законодательством, не изменился. Как и прежде, дополнением к основному пакету документов является разработанный в соответствии с законодательством бизнес-план инвестиционного проекта.
Договоры с инвесторами, которые претендуют на предоставление льгот и преференций, не предусмотренных законодательством, заключаются на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Ранее процедура изменения договоров была определена следующим образом: для изменения или дополнения договора инвестор должен был соблюсти ту же процедуру, что и для заключения договора, то есть предоставить все те же документы, которые он предоставлял на стадии заключения договора. На практике это вызывало немало вопросов. Например, для чего инвестору нужно заново готовить финансово-экономическое обоснование проекта (а для тех инвесторов, которые претендуют на дополнительные льготы и преференции, — и бизнес-план), если он планирует изменить в договоре информацию о банковских реквизитах или порядке разрешения споров? Казалось бы, законодатель мог устранить данную неясность.
В новой процедуре изменения договоров не требуется представления отдельных документов, которые были предоставлены на стадии заключения договора (документ, подтверждающий юридический статус инвестора-организации, либо документ, удостоверяющий личность инвестора — физического лица, копии учредительных документов инвестора). Вместе с тем из перечня документов не изъяты такие, например, как аудиторское заключение (заключение по результатам проведения финансового Due Diligence, аудиторское заключение международного стандарта ISA 700) за последние два года деятельности инвестора, а также финансово-экономическое обоснование проекта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством экономики Республики Беларусь. И если финансово-экономическое обоснование, вероятнее всего, можно будет предоставлять и в первоначальном виде, то аудиторское заключение необходимо будет получать всякий раз (а значит, проводить финансовую проверку двух лет деятельности), инициируя любые, даже незначительные изменения договора.
Для любого, даже незначительного изменения договора инвестору всякий раз необходимо будет предоставлять аудиторское заключение (Due Diligence) за последние два года деятельности.
Как и процедура изменения договора, прежняя процедура прекращения договора предусматривала предоставление всех тех же документов, которые предоставляются на стадии его заключения. Данная процедура имела сомнительный смысл, поскольку сложно было понять адресованное инвестору требование предоставлять информацию о своем правовом статусе, финансово-экономических параметрах проекта и другие данные на стадии прекращения договора, но, безусловно, важные на старте и в процессе реализации проекта. Законодатель устранил эту неясность, исключив требование о предоставлении первоначального пакета документов при прекращении договора.
Несмотря на устранение отдельных существовавших ранее пробелов, в целом эти процедуры усложнились. Можно понять мотивы законодателя, который обязывает инвестора предоставлять дополнительные документы и информацию о своем опыте и платежеспособности, но сложно спрогнозировать, скольких инвесторов может насторожить подобное требование, особенно в части проведения объемного финансового аудита с предоставлением отчета белорусской стороне или подготовки писем банков о намерении финансировать еще не существующие проекты.
От редакции:
Постановление регулирует в основном вопросы заключения, изменения и расторжения инвестиционных договоров, поэтому не требует внесения изменений и дополнений в существующие договоры. В свою очередь, Декрет № 8 содержит в себе указание на то, что он не имеет обратной силы. В то же время в Декрете содержится норма, согласно которой договоры могут быть приведены в соответствие с ним, однако не расшифровано, в какой части.