Вы на портале

Бизнес в сельской местности: оптимизация льгот

Нормативный акт: Декрет Президента Республики Беларусь от 27.06.2016 № 2 Дата вступления в силу: 30.09.2016

Обновлено
Владислав Макаревич

Консультант юридического управления Министерства экономики Республики Беларусь.

Исследователь в области юридических наук, магистр юридических наук.

3247 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

С какой целью был издан Декрет № 2?

Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6) хорошо известен многим субъектам хозяйствования. Не секрет, что часть правоприменителей, формально создавая коммерческие организации либо филиалы в сельской местности на базе имущества действующих организаций, пользовались льготами, предоставляемыми этим актом. Изданный Декрет Президента Республики Беларусь от 27.06.2016 № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 2) призван уточнить и оптимизировать механизм предоставления льгот. Также Декретом № 2 были внесены изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 11.09.2013 № 5 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6».

Основные положения Декрета № 2 вступают в силу с 30 сентября 2016 г.

Одной из новаций Декрета № 2 является предоставление Совету Министров Республики Беларусь права разъяснять вопросы, касающиеся применения данного Декрета.

Как на практике отдельные правоприменители получали право на применение Декрета № 6?

В ходе изучения практики применения Декрета № 6 выявлен ряд способов продления льготного периода осуществления предпринимательской деятельности в сельской местности. Это достигалось путем формального создания коммерческих организаций либо филиалов на базе имущества действующих коммерческих организаций. Такие действия, по сути, не противоречили положениям Декрета № 6, но не предполагались в качестве цели его принятия.

Какие субъекты утрачивают право на применение Декрета № 6?

С целью изменения практики, касающейся стимулирования создания коммерческих организаций, а также организации производств и, соответственно, рабочих мест, введено следующее ограничение: коммерческие организации Республики Беларусь, созданные после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также коммерческие организации, реорганизованные после указанной даты путем присоединения к ним других юридических лиц Республики Беларусь, исключены из числа коммерческих организаций, которые могут использовать налоговые льготы, предусмотренные подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6.

Организации, созданные после 1 августа 2016 г. в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, а также организации, реорганизованные путем присоединения к ним других организаций, не смогут воспользоваться льготами, предусмотренными подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6.

Так, например, филиалы организаций, имеющих право на использование льгот, должны находиться вне населенного пункта, в котором располагается юридический адрес данной организации, либо организации, которая была присоединена к организации, филиал которой претендует на льготы, либо организации, в результате реорганизации которой была создана организация, филиал которой претендует на льготы.

Если филиалы располагаются в населенных пунктах, указанных выше, они теряют право на льготы.

Произошли ли изменения в перечне платежей, которые необходимо уплачивать?

Декретом № 2 (подп. 1.1 п. 1) вводится обязанность уплаты коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями утилизационного сбора, который они ранее не уплачивали.

Льготы по налогу на недвижимость, предусмотренные подп. 1.4 п. 1 Декрета № 6, не будут предоставляться в отношении неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.

Повлияли ли изменения на соотношение с иными специальными режимами уплаты налогов?

Ранее положения Декрета № 6 не распространялись на организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. С изданием Декрета № 2 такие организации смогут применить льготы Декрета № 6 в случае, если они не уплачивают единый налог в отношении деятельности филиала и иного обособленного подразделения.

К организациям, на которые преференции по деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности не будут распространяться, отнесены микрофинансовые организации.

Запрет на предоставление налоговых льгот в отношении деятельности резидентов свободных экономических зон, предусмотренный подп. 1.8 п. 1 Декрета № 6, отменяется при условии, что предприятия — резиденты свободных экономических зон располагаются в сельской местности. Таким образом, резиденты могут дополнительно применять и льготы по Декрету № 6. Следует отметить, что резидентам Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» право воспользоваться такими льготами не предоставлено.

У резидентов свободных экономических зон появляется право применять налоговые льготы, установленные Декретом № 6, при условии, что резиденты расположены в сельской местности.

Что следует иметь в виду при заключении сделок на биржевых торгах?

Данная льгота уточнена (ограничена). Так, субъекты освобождаются от обязательного заключения сделок на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» при реализации товаров собственного производства на экспорт, за исключением товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (лесоматериалы необработанные).

Что изменилось в процедуре освобождения товаров от ввозных таможенных платежей?

Декретом № 2 с учетом практики применения подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 и положений Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» уточнен порядок внесения вкладов в уставный фонд коммерческих организаций. Так, теперь воспользоваться освобождением от ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6, ввозимых (ввезенных) на территорию Республики Беларусь и вносимых в уставный фонд коммерческих организаций при его формировании в качестве неденежного вклада, могут только учредители данных организаций.

Пункт 2 Декрета № 2 содержит положения, направленные на уточнение условий пользования и распоряжения товарами, ввезенными на территорию Республики Беларусь с освобождением от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с частью первой подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6 до 1 декабря 2013 г., а также на исключение неоднозначного толкования норм о порядке и условиях использования таможенных преференций.

Так, предлагаемые изменения и дополнения позволят разграничить права и ограничения, накладываемые на учредителей (участников) коммерческих организаций и на сами эти коммерческие организации. Уточнено, что наступление обязанности по уплате таможенных пошлин при реорганизации коммерческой организации связано с утратой данной организацией права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на товары, ввезенные с освобождением от указанных платежей. При этом преобразование коммерческой организации не является основанием для уплаты таможенных пошлин, исходя из того, что в данном случае субъект хозяйствования как таковой продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность.

Пример 1.

Субъект хозяйствования в виде унитарного предприятия (УП), в уставном фонде которого имеется неденежный вклад в виде товара, в отношении которого применены льготы по освобождению от уплаты таможенных пошлин и НДС, преобразовывается в общество с ограниченной ответственностью (ООО), которому данный товар переходит в уставный фонд. УП (ООО) находится на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. В данном случае само по себе преобразование УП в ООО не противоречит цели Декрета № 6, а реорганизация не влечет отмену льгот.

Кроме того, абзацами четвертым и пятым п. 2 Декрета № 2 уточняется, что освобождение коммерческой организации от уплаты таможенных пошлин и НДС применяется в том числе в отношении товаров, которые до 1 декабря 2013 г. помещались под таможенную процедуру таможенного склада, временного ввоза или размещались на временное хранение до их приобретения учредителем коммерческой организации и (или) внесения в уставный фонд коммерческой организации либо принадлежали коммерческой организации до внесения в ее уставный фонд.

Пример 2.

Товар ввезен субъектом хозяйствования «А» на территорию Республики Беларусь и помещен под таможенную процедуру таможенного склада. После этого товар отчуждается учредителям субъекта хозяйствования «Б», которые и вносят его в уставный фонд данного субъекта хозяйствования в качестве неденежного вклада с применением льгот по освобождению от уплаты таможенных пошлин и НДС.

3247 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме