Вы на портале

Инвестиционные споры: государство тоже в ответе?

Преамбула Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (г. Вашингтон, 18 марта 1965 г.) (далее — Вашингтонская конвенция), участником которой является и Республика Беларусь, декларирует, что прямые иностранные инвестиции есть неотъемлемая составляющая экономического развития государства.

Однако далеко не все случаи осуществления инвестиций частными лицами заканчиваются благоприятно и приводят к взаимовыгодным результатам как для инвестора, так и для государства, получающего прямой приток иностранного капитала. Зачастую процесс прямого инвестирования в экономику другого государства неразрывно связан с инвестиционными спорами — противоречиями и разногласиями, возникающими между иностранным инвестором и государством в процессе реализации инвестиционного проекта.

Обновлено
Салей Илья
Салей Илья

LL.M, старший юрист Borovtsov&Salei

7925 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое международный инвестиционный спор?

Понятие международного инвестиционного спора не является на сегодняшний день четко определенным и рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Согласно первому подходу в категорию инвестиционных споров включаются все споры, связанные с инвестиционной деятельностью, как между государствами, так и между государствами и иностранными частными инвесторами. В соответствии со вторым, более узким подходом к международным инвестиционным спорам относятся только споры между государством и инвестором, связанные с осуществлением иностранными частными лицами инвестиционной деятельности.

Законодательство Республики Беларусь не содержит прямого определения международного инвестиционного спора. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях» (далее — Закон об инвестициях) использует общее понятие «спор между инвестором и Республикой Беларусь, возникающий при осуществлении инвестиций».

Справочно.
Статья 13 Закона об инвестициях регламентирует разрешение споров между инвестором и Республикой Беларусь.

Таким образом, белорусский законодатель не разделяет инвестиционные споры на национальные и международные, а лишь определяет два ключевых признака инвестиционного спора: во-первых, сторонами спора должны выступать Республика Беларусь и инвестор (им может быть как национальное, так и иностранное лицо); во-вторых, спор должен возникать непосредственно из отношений, связанных с осуществлением инвестиций. Полагаем, что в соответствии с таким подходом национального законодателя международный инвестиционный спор следует понимать как спор между Республикой Беларусь и иностранным инвестором, возникающий при осуществлении последним инвестиций.

Аналогичный подход к международным инвестиционным спорам используется и в Вашингтонской конвенции, ст. 25 которой в качестве международных инвестиционных споров определяет правовые споры между государством и иностранным частным лицом, возникающие непосредственно из отношений, связанных с инвестициями.

Каков порядок разрешения международных инвестиционных споров?

Международные инвестиционные споры с учетом их специфики зачастую разрешаются в досудебном порядке путем проведения переговоров и консультаций между сторонами. Такой подход отличается своей гибкостью и значительной процессуальной экономией для обеих сторон. Тем не менее при невозможности самостоятельно разрешить возникшие разногласия стороны зачастую прибегают к арбитражному разбирательству.

На сегодняшний день крупнейшим центром арбитражного рассмотрения инвестиционных споров является Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (далее — МЦУИС) при Всемирном банке, учрежденный Вашингтонской конвенцией. В соответствии со ст. 25 Вашингтонской конвенции в компетенции МЦУИС находится разрешение инвестиционных споров при условии наличия об этом письменного согласия участников спора. Такое согласие может быть выражено в заключенных государствами международных договорах, двусторонних соглашениях о защите инвестиций или инвестиционных договорах между государством и конкретным инвестором. Иным популярным механизмом арбитражного разрешения инвестиционных споров являются специально создаваемые сторонами для рассмотрения конкретного возникшего спора арбитражи ad hoc, действующие в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (далее — ЮНСИТРАЛ).

Справочно.
Статья 25 Вашингтонской конвенции устанавливает, что в компетенции международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) находится разрешение правовых споров, возникающих непосредственно из отношений, связанных с инвестициями, между государством — участником конвенции и лицом другого государства-участника, при условии наличия письменного согласия участников спора о передаче такого спора для разрешения МЦУИС.

А что в законодательстве Республики Беларусь?

Национальное законодательство Республики Беларусь предусматривает возможность передачи международного инвестиционного спора для разрешения в международный арбитраж и без наличия соответствующего прямого согласия сторон. В частности, на основании ст. 13 Закона об инвестициях иностранный инвестор вправе передать спор, не относящийся к исключительной компетенции судов Республики Беларусь, для разрешения напрямую в МЦУИС (при условии, если государство инвестора является страной — участницей Вашингтонской конвенции) или в арбитраж ad hoc в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ.

При этом белорусский законодатель предусматривает обязательный трехмесячный срок для досудебного порядка урегулирования международного инвестиционного спора путем проведения переговоров между сторонами.

Каков порядок признания и исполнения арбитражных решений по инвестиционным спорам?

Добровольное исполнение арбитражных решений по международным инвестиционным спорам является важным обязательством любого государства, принятым добровольно и направленным на улучшение как локального, так и глобального инвестиционного климата.

В ст. 54 Вашингтонской конвенции закреплено обязательство каждого государства-участника признавать решения МЦУИС в качестве обязывающих и обеспечивать исполнение денежных обязательств, налагаемых таким решением, в пределах своей территории, таким же образом, как если бы это было окончательное решение судебного органа этого государства.

Решения, вынесенные по инвестиционным арбитражным спорам в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ, подлежат признанию и приведению в исполнение в общем порядке в соответствии с Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.), участником которой является и Республика Беларусь.

Справочно. 
В соответствии со ст. 53(1) Вашингтонской конвенции решение МЦУИС является окончательным, обязательным для сторон и по общему правилу не подлежит апеллированию или иным способам обжалования.

Умышленное неисполнение государством — стороной в инвестиционном споре вынесенного в ее отношении арбитражного решения, в том числе под предлогом суверенного иммунитета, может не только значительно ударить по репутации страны и ее авторитету в международных и региональных организациях, но и существенно отразиться на отношениях с публичными и частными финансовыми учреждениями и инвестиционной привлекательности юрисдикции. Это, в свою очередь, приведет к значительным негативным последствиям, в том числе и экономического характера.

Республика Беларусь и инвестиционные споры: о чем говорит практика?

Из 15 государств бывшего СССР все, кроме Республики Таджикистан, являются государствами — участниками Вашингтонской конвенции. Более того, подавляющее большинство постсоветских стран уже неоднократно сталкивались с необходимостью обоснования своей позиции в МЦУИС в процессе разрешения инвестиционных споров.

Справочно.
В настоящее время в отношении Республики Беларусь еще не вынесено ни одного решения по какому-либо из международных инвестиционных споров, налагающего на государство соответствующие обязательства по признанию и исполнению.

При этом до недавнего времени Республика Беларусь оставалась одним из немногих государств, которому на протяжении более чем 25 лет независимости удавалось разрешать любые противоречия с иностранными инвесторами без привлечения независимых арбитров, в том числе МЦУИС.

Однако 31 января 2018 г. Генеральным секретарем МЦУИС впервые было зарегистрировано требование об инициировании арбитражного разбирательства против Республики Беларусь, поданное российской компанией ЗАО «Гранд Экспресс» на основании Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС). Предмет спора связан с инвестициями, осуществленными российским инвестором в совместное закрытое акционерное общество «Осиповичский вагоноремонтный завод». Детали предмета спора остаются конфиденциальными. Известно, что интересы российского инвестора в споре совместно представляют лондонский офис международной юридической фирмы Wilmer Cutler Pickering Hale and Dorr и российское адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Для представления позиции Республики Беларусь привлечена международная юридическая фирма White & Case.

Справочно. 
Подробнее о споре между Республикой Беларусь и ЗАО «Гранд Экспресс» см. по короткой ссылке.

22 марта 2018 г. в МЦУИС зарегистрировано еще одно требование об инициировании арбитражного разбирательства против Республики Беларусь, поданное на этот раз нидерландской компанией Delta Belarus Holding B.V. на основании двустороннего инвестиционного соглашения между Республикой Беларусь и Королевством Нидерландов. Конечным бенефициаром истца выступает резидент Украины, а сам спор связан с деятельностью в Республике Беларусь банковского учреждения. Как и в ранее названном споре, интересы Республики Беларусь в урегулировании противоречий с компанией Delta Belarus Holding B.V. представляет международная юридическая фирма White & Case. В дополнение к искам, администрируемым МЦУИС, Республика Беларусь выступает ответчиком в инвестиционном арбитражном споре в соответствии с регламентом ЮНСИТРАЛ, иници-ированном российской компанией на основании Договора о ЕАЭС, который широко освещался в белорусских средствах массовой информации.

Справочно.
Подробнее о споре между Республикой Беларусь и компанией Delta Belarus Holding B.V. см. по короткой ссылке.

7925 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№ 12, декабрь 2018
4541