Вы на портале

Разрешение инвестиционных споров в Беларуси: новые правила

Нормативный акт: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.07.2024 № 547 «Об урегулировании споров (разногласий), возникших между инвесторами и Республикой Беларусь и связанных с осуществлением инвестиций» (далее – постановление № 547)

Дата вступления в силу: 31.07.2024

2024 год по праву может считаться знаковым для регулирования государственно-частного партнерства в Беларуси. Наиболее значимым событием стало принятие новой редакции Закона Республики Беларусь «Об инвестициях», которое запустило ряд изменений действующих и принятие новых нормативных правовых актов.

Одним из таких актов стало постановление № 547, которым утверждено Положение о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам урегулирования споров (разногласий), возникших между инвесторами и Республикой Беларусь и связанных с осуществлением инвестиций (далее – Положение). Рассмотрим основные нововведения.

Людчик Виолетта
Людчик Виолетта
Юрист ООО «ГРАТА Интернэшнл БиУай»
257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Постоянная межведомственная рабочая группа по инвестиционным спорам

Порядок создания и деятельности постоянной межведомственной рабочей группы по инвестиционным спорам (далее – постоянная рабочая группа) регламентирован главой 2 Положения.

Постоянную рабочую группу определяет государственный орган:

  • осуществляющий урегулирование спора в досудебном порядке;
  • организующий работу по защите и представлению национальных интересов в ходе судебного разбирательства (ответственный орган).

В состав постоянной рабочей группы включены заместители министров экономики, иностранных дел, юстиции и финансов, определяемые соответственно министрами экономики, иностранных дел, юстиции и финансов.

Необходимость определения ответственного органа в каждом конкретном случае (на базисе case-to-case) обусловлена сложившейся судебной практикой, в частности, тем, что часть судебных кейсов связана с неправильным толкованием уполномоченными исполкомами норм материального права и/или норм договора, например:

В частности, конфликтные вопросы включают вопросы землепользования, строительства и недвижимости. Они требуют узконаправленных знаний.

Определение ответственного органа позволит рассматривать претензии со стороны инвестора на более качественном уровне, а также решать часть претензий (как со стороны государства, так и со стороны инвестора) на стадии досудебного урегулирования.

Досудебное урегулирование инвестиционных споров

Споры между инвестором и Республикой Беларусь, возникающие при осуществлении инвестиций, разрешаются в досудебном порядке путем проведения переговоров, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь либо договором между инвестором и Республикой Беларусь (п. 1 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», далее – Закон).

Досудебное урегулирование инвестиционных споров осуществляется в следующем порядке (глава 3 Положения).

1. Инвестор либо уполномоченное лицо подает предложение об урегулировании спора в государственный орган, подписавший договор, или облисполком, принявший решение о включении инвестиционного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов, если спор связан с условиями договора либо реализацией преференциального инвестпроекта.

Если спор связан с иными обстоятельствами, предложение подается в Министерство экономики Республики Беларусь (далее – Минэкономики).

Важно. 
В предложении об урегулировании спора в обязательном порядке должно быть изложено предложение по разрешению спора.

К предложению об урегулировании спора прилагаются (п. 9 Положения):

  • копия документа, удостоверяющего личность инвестора (для физических лиц);
  • выписка из торгового регистра страны места нахождения инвестора или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора в соответствии с законодательством страны его места нахождения, выданные не позднее трех месяцев до даты подачи предложения об урегулировании спора (для юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами);
  • копия документа, подтверждающего полномочия лица, представившего предложение об урегулировании спора, на урегулирование спора в досудебном порядке;
  • информация, подтверждающая изложенные в предложении об урегулировании спора факты и обосновывающая предъявляемые инвестором требования;
  • предложения о возможном разрешении спора.

Важно. 
Непредставление тех или иных сведений не является основанием для оставления предложения без рассмотрения.

2. В течение 7 рабочих дней предложению должно быть дано движение:

  • при подаче в уполномоченный орган информация передается в Минэкономики, Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство юстиции Республики Беларусь;
  • при подаче в Минэкономики предложение передается постоянной рабочей группы для определения ответственного органа.

3. В течение 6 месяцев ответственный орган:

  • запрашивает у иных государственных органов дополнительные сведения (срок их предоставления такими органами – не более 7 рабочих дней);
  • осуществляет закупку юридических услуг (юридической помощи);
  • принимает меры по досудебному урегулированию спора.

4. По итогам рассмотрения в рамках шестимесячного срока ответственный орган направляет инвестору:

  • протокол об урегулировании спора в досудебном порядке;

или

  • отчет о невозможности досудебного урегулирования спора.

Организация работы по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательств

Споры между инвестором и Республикой Беларусь, не урегулированные в досудебном порядке путем проведения переговоров в течение 6 месяцев со дня получения письменного предложения об их урегулировании, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Республики Беларусь (п. 2 ст. 19 Закона).

Организация работы по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательства инициируется на основании уведомления о разбирательстве (п. 17 Положения).

Ответственный орган в течение 7 рабочих дней с даты поступления уведомления о разбирательстве инициирует процесс защиты национальных интересов в ходе разрешения инвестиционного спора.

При невозможности разрешения спора в досудебном порядке и передаче спора на судебное рассмотрение предусмотрено создание ответственным органом временной рабочей группы для выработки мер по защите национальных интересов в ходе разбирательства.

Временная рабочая группа осуществляет в том числе:

  • выработку позиции Республики Беларусь по делу;
  • подбор юридического консультанта;
  • подбор арбитра (арбитров) и согласование кандидатуры председателя арбитража;
  • рассмотрение при необходимости кандидатуры экспертов, специалистов и переводчиков совместно с юридическим консультантом.

Резюме:
1. Предусмотрено создание постоянной межведомственной рабочей группы по инвестиционным спорамВ состав постоянной рабочей группы включены заместители министров экономики, иностранных дел, юстиции и финансов, определяемые соответственно министрами экономики, иностранных дел, юстиции и финансов.
2. Определен порядок досудебного урегулирования инвестиционных споров.
3. Регламентирован порядок организации работы по защите и представлению национальных интересов в ходе разбирательствОтветственный орган в течение 7 рабочих дней с даты поступления уведомления о разбирательстве инициирует процесс защиты национальных интересов в ходе разрешения инвестиционного спора.

От автора:

Досудебное урегулирование инвестиционного спора – это наиболее выгодный для инвестора вариант, позволяющий минимизировать затраты.

При обращении с предложением о разрешении спора инвестору необходимо четко определить желаемый результат и аргументированно изложить свою позицию в письменной форме. Это поможет компетентным органам выбрать наиболее эффективные способы урегулирования спора.

257 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме