Использование «чужого» товарного знака в своей рекламе
Вопрос: Правомерно ли использование «чужого» товарного знака в своей рекламе без разрешения владельца?
Вопрос: Правомерно ли использование «чужого» товарного знака в своей рекламе без разрешения владельца?
Ответ: По общему правилу, неправомерно, за некоторыми изъятиями.
Обязанность получения разрешения владельца товарного знака на использование его в рекламе основана на нормах п. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон о товарных знаках) и п. 9 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Согласно этим нормам никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак без разрешения его владельца, а в рекламе не допускается использование товарного знака лицами, не имеющими права на такое использование.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о товарных знаках нарушением исключительного права признается использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, без разрешения владельца, выражающееся в том числе в использовании в рекламе в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных общеизвестным в Беларуси товарным знаком.
Следовательно, использование товарного знака без разрешения правообладателя в рекламе в отношении группы товаров, не являющихся однородными с теми, для которых зарегистрирован данный товарный знак, не является нарушением исключительного права.
Допустимо использование чужого товарного знака в рекламе исключительно в информационных или описательных целях, если такая реклама производится не в отношении однородных товаров либо без цели их индивидуализации и при этом никак не влияет на возможность смешения на товарном рынке.
Для того, чтобы такое использование не влекло за собой нарушения, следует учитывать контекст рекламы.
Согласно абз. 8 п. 3 ст. 26 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является неэтичная реклама, в том числе та, которая содержит в себе сравнение рекламируемого товара с товаром другой организации или другого гражданина, рекламируемой организации с другой организацией, рекламируемых результатов интеллектуальной деятельности с другими результатами интеллектуальной деятельности. Является ненадлежащей и не допускается реклама, которая вводит потребителей рекламы в заблуждение.
Антимонопольное законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение, в том числе в соответствии со ст. 29 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» в отношении изготовителя товара, а также связанную с созданием смешения. Запрещается недобросовестная конкуренция путем незаконного использования чужого товарного знака либо сходного с ним до степени смешения, в том числе в рекламе, а также в глобальной компьютерной сети Интернет, включая размещение в доменном имени.
Магазины, включая интернет-магазины и маркетплейсы, осуществляющие продажу товаров, маркированных «чужими» товарными знаками, в соответствии с п. 4. ст. 3 Закона о товарных знаках вправе использовать такие товарные знаки в рекламе своей торговой деятельности в отношении правомерно введенных в гражданский оборот товаров, при условии, что не нарушается законодательство о рекламе.
Таким образом, допустимо использовать в рекламе товарный знак в отношении товаров, введенных в оборот на территории Беларуси на основании договора непосредственно с владельцем товарного знака или с его согласия.
Использование «чужого» товарного знака в своей рекламе с нарушением законодательства о товарных знаках, рекламе, антимонопольного законодательства может повлечь привлечение к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 9.21, ст. 11.26, 12.15 КоАП. Кроме того, с нарушителя в судебном порядке может быть взыскана компенсация или убытки в соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона о товарных знаках.