Что о токенах говорит законодательный акт?
Токен — запись в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе, которая удостоверяет наличие у владельца токена прав на объекты гражданских прав и (или) является криптовалютой (п. 12 приложения 1 к Декрету Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8)).
Законодательство Республики Беларусь не исключает возможности использования токенов в гражданском обороте в качестве средства обмена при условии соблюдения требований по их обращению, предусмотренных Декретом № 8 и Положением о Парке высоких технологий, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий» (далее — Положение о ПВТ).
В силу принципа свободы договора допускается заключение договоров, по которым одна сторона получает от другой стороны в обмен на товары (работы, услуги, имущественные права, нераскрытую информацию) имущество, которое не является деньгами или электронными деньгами (в том числе и токены), если это не противоречит законодательству (абз. 7 ч. 2 ст. 2, ст. 391 ГК).
Справочно.
Упоминание цифрового знака (токена) впервые появилось в белорусском законодательстве со вступлением в силу с 28.03.2018 Декрета № 8.
Нормы о порядке расчетов не препятствуют использованию токенов
Несостоятельным следует признать отрицание возможности передачи токенов в обмен на товары (работы, услуги, имущественные права, нераскрытую информацию) со ссылкой на п. 1 ст. 141, п. 1 ст. 775 ГК, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 231 и ч. 1 ст. 274 Банковского кодекса Республики Беларусь.
Данные нормы касаются расчетов (осуществления платежей) и не регулируют отношения, возникающие при обмене одних объектов гражданских прав, не являющихся деньгами или электронными деньгами, на другие такие объекты. При этом расчеты — это исполнение денежного обязательства путем осуществления платежей в безналичном порядке либо в наличной форме (абз. 6 ч. 1 п. 2 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72). В то же время денежное обязательство — это обязанность уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, установленному гражданским законодательством (абз. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).
Между тем рассматриваемая нами ситуация не предусматривает наличия денежного обязательства между подрядчиком и заказчиком.
Какие действия можно совершать с токенами?
Объем прав юридических лиц в отношении использования токенов предусмотрен в подп. 2.1 п. 2 Декрета № 8.
Как следует из буквального толкования абз. 4 ч. 1 указанного подпункта, юридические лица через резидентов ПВТ, осуществляющих соответствующий вид деятельности, вправе совершать с токенами любые не противоречащие законодательству сделки (операции).
В то же время абз. 32 п. 3 Положения о ПВТ ввиду широты его формулировки предоставляет право резиденту ПВТ, в бизнес-проекте которого указан названный в данном абзаце вид деятельности, осуществлять любую деятельность с использованием токенов, которая не подпадает под иные виды деятельности с токенами, закрепленные для резидентов ПВТ в п. 3 Положения о ПВТ.
При таких обстоятельствах резидент ПВТ, в бизнес-проекте которого имеется названный вид деятельности, вправе оказать содействие компании Республики Беларусь (подрядчику) в получении от нерезидента (заказчика) токенов в том числе в обмен на работы и уступку исключительного права на ПО. Соответственно, при участии резидента ПВТ, имеющего право на осуществление указанного вида деятельности, подрядчик вправе получить от заказчика токены в обмен на названные объекты гражданских прав.
Как реализовать это на практике?
Содействие резидента ПВТ видится прежде всего в получении от заказчика токенов на адрес (идентификатор) виртуального кошелька резидента ПВТ и передаче их подрядчику (после применения мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения).
В отношении структуры договорных связей представляются возможными, в частности, следующие варианты:
- участие резидента ПВТ в договоре между подрядчиком и заказчиком (на одной стороне с подрядчиком в порядке института множественности лиц в обязательстве или с учетом принципа свободы договора в качестве самостоятельной стороны);
- заключение резидентом ПВТ отдельных договоров с подрядчиком и с заказчиком (установление договорных связей с каждым из них по отдельности).
Выбор той или иной структуры договорных связей целесообразно осуществить с учетом того, является ли подрядчик резидентом ПВТ или нет.
Если подрядчик сам является резидентом ПВТ, то для обеспечения уплаты им 1 % от выручки в государственное учреждение «Администрация Парка высоких технологий» (абз. 3 п. 17 Положения о ПВТ) в договоре с участием подрядчика и резидента ПВТ следует предусмотреть обязанность последнего продать полученные от заказчика токены в определенный срок (чтобы исключить уклонение от уплаты названного 1 % и возникающий в связи с этим риск лишения подрядчика статуса резидента ПВТ).
Порядок проведения внешнеторговых операций
При проведении внешнеторговых операций должны быть соблюдены требования к способам их завершения, в числе которых предоставление токенов в обмен на выполнение работы для нерезидента не предусмотрено (абз. 5 подп. 1.1 п. 1, подп. 1.7 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178), п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее — постановление № 548/8)).
Однако на внешнеторговые операции с участием резидентов ПВТ законодательство о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций, в том числе требования к срокам и способам завершения внешнеторговых операций, не распространяется (ч. 1 п. 21 Положения о ПВТ).
При осуществлении внешнеторговой деятельности резидентами ПВТ поступление выручки на счета и завершение внешнеторговых операций обеспечиваются в соответствии с заключенными договорами (ч. 2 п. 21 Положения о ПВТ). Из данной нормы, толкуемой в совокупности с иными нормами Положения о ПВТ преференциальной направленности, усматривается, что в ней подчеркнуто, что стороны релевантных договоров по своему усмотрению определяют порядок поступления выручки и завершения внешнеторговых операций (то есть сделан акцент на диспозитивности). Эта норма не должна толковаться в том ключе, что по каждой внешнеторговой операции резидента ПВТ он обязан обеспечить поступление выручки в виде денег на его банковский счет, так как законодательство (в частности, Указ № 178 и постановление № 548/8) предусматривает и иные (в том числе неденежные) способы завершения внешнеторговых операций, возможности прибегнуть при необходимости к которым резиденты ПВТ в контексте предоставленных им п. 21 Положения о ПВТ преференций, очевидно, не лишаются.
Необходимо также принять во внимание, что согласно подп. 9.1 п. 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан.
Таким образом, использование преференции, предусмотренной в ч. 1 п. 21 Положения о ПВТ, дает возможность подрядчику — резиденту ПВТ предусмотреть завершение соответствующей внешнеторговой операции получением от заказчика — нерезидента токенов в обмен на работы или иные объекты гражданских прав, выполненные (предоставленные) подрядчиком по внешнеторговому договору. Данная возможность подлежит реализации через резидента ПВТ, осуществляющего соответствующий вид деятельности.
Справочно.
Возможно не сразу предусматривать во внешнеторговом договоре обмен товаров (работ, услуг, имущественных прав, нераскрытой информации) на токены, а завершить внешнеторговую операцию, изначально предполагавшую возникновение денежного обязательства предоставлением токенов на основании соглашения о новации или соглашения об отступном согласно постановлению № 548/8.
Как быть, если подрядчик не является резидентом ПВТ?
То обстоятельство, что в ч. 1 п. 21 Положения о ПВТ говорится про внешнеторговые операции с участием резидентов ПВТ, дает возможность «распространить» действие преференции данной нормы (то есть устранить применение законодательства о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций) и на лиц, не являющихся резидентами ПВТ. Для этого необходимо «ввести» резидента ПВТ, осуществляющего соответствующей вид деятельности (абз. 32 п. 3 Положения о ПВТ), во внешнеторговый договор, заключенный между подрядчиком — не резидентом ПВТ и заказчиком, в качестве отдельной стороны (содействующей его исполнению) либо с использованием института множественности лиц в обязательстве.
Резюме.
Токен может выступать в качестве встречного предоставления по экспортному внешнеторговому договору подряда на выполнение работ по разработке ПО при условии оказания резидентом ПВТ, в бизнес-проекте которого имеется названный в абз. 32 п. 3 Положения о ПВТ вид деятельности, содействия в исполнении такого договора в плане передачи (поступления) подрядчику от заказчика токенов в обмен на соответствующие работы и уступку исключительного права на ПО. При этом к отношениям должна быть применена преференция для резидентов ПВТ по исключению применения законодательства о порядке проведения и контроля внешнеторговых операций к релевантным отношениям.