Использование в рекламе изображений обнаженных людей
Вопрос: Возможно ли использование в рекламных сюжетах произведений искусства с изображением обнаженных людей (например, «Золотое сечение» Леонардо да Винчи)?
Вопрос: Возможно ли использование в рекламных сюжетах произведений искусства с изображением обнаженных людей (например, «Золотое сечение» Леонардо да Винчи)?
Ответ: Да, возможно.
Согласно п. 5 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон № 225-З) ненадлежащая реклама запрещена. К ненадлежащей рекламе относится неэтичная реклама, в частности, реклама, которая содержит текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности (п. 3 ст. 26 Закона № 225-З), например, использование в рекламе изображений обнаженных людей.
Нарушение норм п. 3 ст. 26 Закона № 225-З — одно из самых сложных с точки зрения доказывания, поскольку нормы морали и нравственности закреплены в законодательстве лишь в общем виде, то есть не конкретизированы.
При проведении контроля оценку рекламы с точки зрения соответствия нормам морали и нравственности осуществляют специалисты Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ). В случаях, когда МАРТ не может самостоятельно сделать окончательный вывод о соответствии рекламы законодательству, запрашивается компетентное мнение специалистов в той или иной области знаний и деятельности. Например, при решении вопроса об этичности рекламы запрашивается помощь специалистов в области филологии, культуры, этики, психологии, социологии или философии.
Процедура проверки рекламы на соответствие законодательству представляет собой всестороннее рассмотрение и анализ всех ее элементов (текста, изображений, звукового сопровождения, места ее размещения, наличия документов о согласовании, если они необходимы, и т.д.).
Соответственно, для оценки этичности рекламы необходимо анализировать конкретный рекламный ролик или макет.
Сам факт использования в рекламе изображения Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» («Золотое сечение») не делает такую рекламу неэтичной, поскольку данное изображение в сознании людей не ассоциируется с аморальностью. Напротив, изображение описывает совершенного человека в геометрических терминах, представляет стандарты физической красоты человека, являясь одновременно и научным трудом, и произведением искусства.
Обращаем внимание, что использование в рекламе произведений искусства должно быть опосредовано заключением одного из договоров, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»: договора уступки исключительного права или лицензионного договора, поскольку произведение искусства охраняется в качестве объекта авторского права.