Справочно.
Советом Евразийской экономической комиссии введена маркировка:
• духов и туалетной воды (решение от 18.11.2019 № 128);
• шин и покрышек пневматических резиновых (решение от 18.11.2019 № 129);
• фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек (решение от 18.11.2019 № 130);
• товаров легкой промышленности (решение от 18.11.2019 № 127);
• обувных товаров (решение от 08.08.2019 № 72) и т.д.
Унификация средств маркировки
Указ № 9 предусматривает только два вида маркировки: унифицированный контрольный знак и средства идентификации, что сократит издержки при изготовлении таких знаков.
Справочно.
Унифицированный контрольный знак — документ с определенной степенью защиты. Средство идентификации — последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода (радиочастотной метки, иного средства автоматической идентификации).
В настоящее время постановление МНС от 09.08.2011 № 32 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (им же утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, реализации, уничтожения и признания недействительными контрольных (идентификационных) знаков, далее — Инструкция) устанавливает различные виды контрольных (идентификационных) знаков в зависимости от наименования и количества товаров в потребительской таре.
Налоговые органы не участвуют в реализации средств маркировки
В настоящее время в п. 2 Инструкции закреплено, что реализация контрольных знаков осуществляется Министерством финансов путем выдачи контрольных знаков юридическим лицам и ИП издательством «Белбланкавыд» на основании заявок инспекций МНС. Для размещения заявки указанные субъекты обращаются с заявлением (в виде электронного документа) путем направления на интернет-портал МНС либо на бумажном носителе в соответствующую инспекцию.
Указом № 9 предусмотрено, что генерацию кодов маркировки, в том числе по предложениям субъектов хозяйствования, реализацию унифицированных контрольных знаков, кодов маркировки, средств идентификации и т.д. будет осуществлять оператор системы маркировки, то есть РУП «Издательство «Белбланкавыд».
Тем самым налоговые органы будут исключены из цепочки по реализации средств маркировки. Это сделано в том числе в целях сокращения затрат государства на налоговое администрирование.
Справочно.
МНС по-прежнему осуществляет контроль за оборотом товаров, а также межведомственную координацию деятельности госорганов по контролю за оборотом товаров, подлежащих маркировке, поскольку Указом № 9 это министерство определено в качестве уполномоченного органа в соответствии с Соглашением.
Изменение порядка предоставления отчетности и сведений
Подпунктом 1.6 п. 1 Указа № 243 предусмотрено, что юридические лица и ИП ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет:
• отчет об использовании контрольных (идентификационных) знаков;
• отчет об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных такими знаками.
Вместе с тем ряд сведений теперь будут представляться субъектами хозяйствования в государственную информационную систему маркировки товаров согласно Положению о функционировании соответствующей системы. Передаче подлежит информация об унифицированных контрольных знаках, кодах маркировки, средствах идентификации, защищенных материальных носителях (носителях с нанесенными средствами идентификации), знаках защиты и их обороте, а также о товарах, подлежащих маркировке, и их обороте.
Обязанность по представлению указанной информации возлагается на субъектов, осуществляющих:
• производство товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих маркировке;
• ввоз, в том числе в рамках трансграничной торговли, на территорию Беларуси товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих маркировке;
• торговлю товарами, включенными в перечни товаров, подлежащих маркировке, приобретенными в рамках розничной торговли и возвращенными продавцам покупателями;
Справочно.
Передача в систему маркировки информации в отношении унифицированных контрольных знаков осуществляется в виде электронного документа, за исключением ИП, которыми передача сведений может осуществляться на бумажном носителе до 1 июля 2022 г. Передача в систему маркировки информации в отношении кодов маркировки, средств идентификации, защищенных материальных носителей и т.п. осуществляется в виде электронного документа.
• комиссионную торговлю непродовольственными товарами, включенными в перечни товаров, подлежащих маркировке, на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися ИП, договоров ко-миссии;
• оптовую и (или) розничную торговлю остатками товаров, включенных в перечни товаров, подлежащих маркировке, возникающими на дату включения товаров в эти перечни, и т.д.
Очевидно, что осуществление указанных мероприятий потребует доработки программного обеспечения, используемого субъектами хозяйствования в своей деятельности, а также дополнительных финансовых расходов.
Изменен порядок нанесения средств маркировки
В соответствии с п. 2 Положения о маркировке товаров унифицированными контрольными знаками (далее — Положение о маркировке), утвержденного Указом № 243 (в редакции Указа № 9), товары маркируются субъектами хозяйствования, осуществляющими:
1) ввоз на территорию Беларуси товаров, в отношении которых:
— не совершаются таможенные операции и не проводится таможенный контроль, — за пределами Беларуси либо на территории уполномоченных складов;
— совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль, — за пределами или на территории Беларуси:
• до помещения таких товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) — на таможенном складе либо на складе временного хранения;
• после помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (реимпорта) — на уполномоченных складах до их реализации, в местах производства, упаковки, хранения;
2) производство товаров на территории Республики Беларусь — до их реализации, а при транспортировке — до начала их транспортировки (за исключением транспортировки между структурными подразделениями субъектов хозяйствования, местами осуществления их деятельности, без выезда на автомобильные дороги общего пользования, или в пределах торгового центра, рынка, строительной площадки*). Маркировка товаров осуществляется в местах производства, упаковки (переупаковки), хранения товаров;
* Примечание введено Указом № 9.
3) оптовую (розничную) торговлю на территории Беларуси товарами, возвращенными покупателями, комиссионную торговлю непродовольственными товарами на основании заключенных с физическими лицами (не ИП) договоров комиссии, — до реализации таких товаров (включая предложение таких товаров для реализации, в том числе до их выставления в месте реализации, демонстрации образцов*).
* Примечание введено Указом № 9.
В Положении о маркировке предусмотрена норма о том, что товары считаются маркированными, если на них (или упаковку) нанесены унифицированные контрольные знаки и достоверные сведения о таких товарах и контрольных знаках содержатся в системе маркировки.
Это необходимо для того, чтобы государственные органы и субъекты хозяйствования понимали, что является правомерным поведением. Особенно это актуально при определении наличия оснований для привлечения субъекта хозяйствования к административной ответственности.
Справочно.
Пунктом 6 Положения о маркировке установлено, что приобретенные унифицированные контрольные знаки не подлежат отчуждению или иной передаче другим лицам, за исключением случаев:
— передачи их для нанесения на товар или его упаковку;
— возврата неиспользованных контрольных знаков оператору системы маркировки;
— передачи их правопреемнику при реорганизации (в настоящее время такая норма отсутствует).
Определены основания для отказа в реализации контрольных знаков
Пункт 5 Положения о маркировке устанавливает, что субъектам хозяйствования отказывается в реализации унифицированных контрольных знаков в случаях неполной оплаты их стоимости или нахождения субъектов в процессе ликвидации.
Заметим, что согласно подп. 1.5¹ п. 1 действующей в настоящее время редакции Указа № 243 юридическим лицам и ИП отказывается в реализации контрольных (идентификационных) знаков только в случае получения налоговыми органами уведомления от регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации.
Неиспользование средств маркировки и условия возврата бракованных знаков
Пунктом 9 Положения о маркировке предусмотрено, что унифицированные контрольные знаки являются неиспользованными до момента нанесения их на товар или его упаковку. В свою очередь неиспользованные знаки с производственным браком могут быть возвращены оператору системы маркировки в течение года с момента их реализации.
Под производственным браком понимаются:
• механические повреждения, морщины, складки, отслоение от несущей ленты унифицированных контрольных знаков;
• несчитываемость двухмерного штрихового кода;
• невозможность отделения знаков от несущей ленты унифицированных контрольных знаков;
• недостаточное количество номеров унифицированных контрольных знаков в бобине (ленте), упаковке, обнаруженное при вскрытии упаковки;
• несоответствие содержания упаковки информации, указанной на ярлыке (этикетке) данной упаковки.
Возврат неиспользованных унифицированных контрольных знаков с производственным браком осуществляется с оформлением на бумажном носителе или созданием в виде электронного документа товарно-транспортной или товарной накладной. Оператор системы маркировки организует экспертизу подлинности и качества знаков по заключенным договорам о проведении экспертизы. При подтверждении брака контрольных знаков экспертиза субъектом хозяйствования не оплачивается.
Оператор системы маркировки в течение одного месяца с момента возврата контрольных знаков с производственным браком по выбору субъекта хозяйствования возмещает ему стоимость таких знаков или производит их замену на контрольные знаки надлежащего качества.
Средства, внесенные в оплату стоимости унифицированных контрольных знаков, не возвращаются субъекту хозяйствования в случае неподтверждения производственного брака.
Когда не нужна маркировка
Указом № 243 (в редакции Указа № 9) утверждены два перечня товаров, маркировка которых не требуется:
• Перечень товаров без унифицированных контрольных знаков либо с нанесенными на них знаками, на которые не распространяется запрет оборота на территории Беларуси (далее — Перечень 1);
• Перечень товаров без нанесенных на них или их упаковку средств идентификации либо с нанесенными средствами идентификации, на которые не распространяется запрет оборота на территории Беларуси (далее — Перечень 2).
В основном эти перечни соответствуют между собой и унифицированы с положениями Соглашения. Вместе с тем есть некоторые несоответствия отдельных позиций перечней:
Перечень 1 | Перечень 2 |
---|
— Товары, вывозимые за пределы Беларуси, — при их транспортировке.
— Товары, ввезенные на территорию Беларуси с территории государств — членов ЕАЭС, — при их транспортировке для размещения (хранения) на территории уполномоченных складов и хранении на указанных складах.
— Товары, подлежащие уничтожению, — при их транспортировке и хранении.
— Товары, реализуемые из тары, маркированной унифицированными контрольными знаками.
— Товары, находящиеся под таможенным контролем в свободной таможенной зоне и на свободном складе, — при их хранении и использовании. | — Товары, помещенные под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС.
— Товары, предназначенные для розничной торговли в розлив или вразвес из тары, маркированной средствами идентификации.
— Товары, вывозимые с территории Беларуси при трансграничной торговле, за исключением товаров, в отношении которых ЕАЭС и государством — членом ЕАЭС принято решение о маркировке средствами идентификации. |
Выводы.
В целом подходы к маркировке товаров не претерпели кардинальных изменений. Вместе с тем вновь принятым документом предусмотрен дальнейший перевод учета совершаемых операций, связанных с маркировкой товаров (в том числе отчетности), в сферу компьютерных технологий, а также сокращение излишнего участия налоговой службы при реализации средств маркировки. Эти шаги потребуют определенных финансовых издержек от субъектов хозяйствования, обусловленных доработкой или приобретением программных средств.