Все изменения, которые необходимо внести в устав хозяйственного общества, можно разделить на изменения редакционного характера и обязательные изменения (см. схему, приведённую ниже).
Возможность существования общества с одним участником
Независимо от того, планирует ли общество создавать общество с одним участником или нет, будет ли сокращать количество участников до одного, в уставе такого общества необходимо отразить следующие положения:
- о выполнении полномочий общего собрания участников хозяйственного общества (далее — общество) его единственным участником;
- о неприменении положений законодательства о порядке и сроках созыва и проведения общего собрания участников общества к обществам с единственным участником (за исключением срока, установленного для проведения годового общего собрания участников общества);
- ограничение на участие в качестве единственного участника общества другого общества, состоящего из одного участника (при этом следует учитывать, что согласно Закону Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон № 2020-XII) такое ограничение распространяется только на общества, создаваемые на территории Республики Беларусь);
- ограничение на выход из состава общества единственного участника;
- о неприменении права преимущественной покупки отчуждаемой доли и права покупки доли самим обществом в случае, когда в составе общества остался единственный участник. Единственный участник вправе самостоятельно распорядиться принадлежащей ему долей, то есть передать ее третьим лицам на основании сделки либо в порядке правопреемства;
- иные изменения, касающиеся сроков и порядка утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности единственным участником, порядка распределения и выплаты прибыли единственным участником, ответственности общества и его единственного участника.
Компетенция и порядок функционирования органов управления общества
Наблюдательный совет. Основные изменения претерпел такой орган управления общества, как совет директоров (наблюдательный совет). Теперь для всех обществ установлен общий нормативный перечень полномочий (ранее был установлен только для акционерных обществ). Законодатель наделил совет директоров (наблюдательный совет) следующими полномочиями:
- определение стратегии развития общества;
- утверждение годового финансово-хозяйственного плана общества, если подготовка такого плана предусмотрена уставом, и контроль за его выполнением;
- созыв общего собрания участников общества и решение вопросов, связанных с его подготовкой и проведением;
- принятие решения о выпуске обществом эмиссионных ценных бумаг, за исключением принятия решения о выпуске акций;
- утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, за исключением утверждения решения о выпуске акций;
- принятие решения о приобретении обществом ценных бумаг этого общества, за исключением принятия решения о приобретении акций;
- утверждение стоимости имущества общества в случае совершения крупной сделки и сделки, в совершении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц, эмиссии (выдачи) ценных бумаг, а также в иных установленных законодательством или уставом общества случаях необходимости определения стоимости имущества общества, для совершения сделки с которым требуется решение общего собрания участников общества или совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- использование резервных и других фондов общества;
- принятие решения о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц, если решение этого вопроса отнесено в соответствии с уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
- выбор и утверждение аудиторской организации (аудитора) и определение существенных условий договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией (аудитором), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- утверждение условий договоров с управляющей организацией (управляющим) и исполнителем оценки;
- утверждение локальных нормативных правовых актов общества;
- решение иных вопросов.
Помимо вышеуказанных полномочий совета директоров (наблюдательного совета), касающихся общего руководства деятельностью общества, вопросы определения рекомендуемого размера дивидендов, срока их выплаты, а также утверждения депозитария и условий депозитарного договора с эмитентом отнесены исключительно к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
Таким образом, если в обществе образуется совет директоров (наблюдательный совет), то уместно в уставе закрепить перечень его полномочий, а также уточнить, какие из них могут быть переданы на рассмотрение других органов управления общества.
Также в уставе общества можно подкорректировать процедуру формирования совета директоров (наблюдательного совета), поскольку Законом № 308-З предусмотрена возможность включения в состав совета директоров (наблюдательного совета) представителя работников и (или) профсоюза.
Исполнительный орган. Исполнительный орган общества наделен обязанностью по подготовке к годовому собранию участников информации о деятельности общества. В перечень такой информации входят:
- обзор наиболее важных событий в деятельности общества, произошедших в отчетном периоде;
- наименование общества, размер долей в уставных фондах (количество акций), принадлежащих обществу;
- размер долей в уставном фонде (количество акций), отчужденных обществом в отчетном периоде;
- размер долей в уставном фонде (количество акций), приобретенных обществом в отчетном периоде;
- информация о крупных сделках, иных сделках, на принятие решения о совершении которых в соответствии с уставом общества распространяется порядок принятия решения о совершении крупной сделки, а также о сделках общества, в совершении которых имелась заинтересованность его аффилированных лиц;
- планы и прогнозы деятельности общества на очередной финансовый год;
- иная информация, обязательность доведения до сведения участников общества которой предусмотрена законодательством, уставом и (или) локальными нормативными правовыми актами этого общества.
Прописывая в новой редакции устава общества обязанность исполнительного органа по подготовке информации к годовому собранию, перечень такой информации, необходимо также закрепить положения о порядке и сроках ознакомления участников общества с этой информацией, а именно:
- установить, что информация о деятельности общества должна быть предоставлена для ознакомления участникам этого общества не менее чем за 20 дней до проведения годового собрания, а также должна быть доступна лицам, принимающим участие в собрании, во время его проведения.
Вместе с дополнением обязанностей исполнительного органа расширилась и его компетенция. Теперь согласно уставу общества в компетенцию исполнительного органа может входить решение вопросов предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. При этом исполнительный орган должен направлять ежеквартальный отчет о предоставлении такой помощи совету директоров (наблюдательному совету) либо общему собранию участников общества, если образование совета директоров (наблюдательного совета) в обществе не предусмотрено. В связи с этим целесообразно в уставе хозяйственного общества закрепить:
- отнесение вопроса о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи к компетенции исполнительного органа;
- обязанность исполнительного органа о предоставлении ежеквартального отчета, порядок, сроки и форму его предоставления;
- процедуру рассмотрения отчета советом директоров (наблюдательным советом) либо общим собранием участников и др.
В уставе общества необходимо скорректировать следующие положения:
- дополнить исключительную компетенцию общего собрания участников полномочием на предоставление иным органам управления общества права однократного принятия решений по отдельным вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции общего собрания участников общества;
- определить, что решение о проведении общего собрания в заочной форме должно содержать сведения о лице (лицах), уполномоченном (уполномоченных) на подсчет голосов и подписание протокола по результатам проведения заочного голосования, а также способ представления бюллетеней для заочного голосования;
- внести новые и изменить установленные ранее положения о порядке ознакомления участников общества с его документацией (в том числе с протоколами общих собраний).
Реорганизация общества
Изменения в положениях о реорганизации хозяйственного общества стали в первую очередь следствием невозможности существования общества с одним участником, если такой участник имеет в своем составе также одного участника. В связи с этим в уставе общества нужно предусмотреть:
- ограничение в преобразовании обществ с одним участником: такое общество может быть преобразовано только в общество другой формы или другого вида либо в унитарное предприятие;
- изменения в реорганизации в форме выделения: участниками каждого из вновь возникающих в результате выделения лиц могут быть только само реорганизуемое общество и/или участники указанного общества с их согласия;
- —ограничение в реорганизации в форме выделения, а именно невозможность выделения из общества с одним участником другого общества, если его участником будет являться реорганизуемое общество.
Сделки с заинтересованностью и «аффилированностью»
В связи с тем, что уставы обществ чаще всего содержат только общие положения о порядке совершения сделок с заинтересованностью и «аффилированностью», а во всем остальном ссылаются на положения законодательства, такие уставы будет уместно только проверить на необходимость внесения каких-либо редакционных изменений. Если же устав общества достаточно детально регламентирует порядок совершения сделок с заинтересованностью и «аффилированностью» и/или участники желают привести его в соответствие с вступившими в силу нормами законодательства, то изменить и дополнить устав необходимо следующими блоками положений:
- новая редакция перечня лиц, являющихся аффилированными по отношению к обществу;
- основания признания крупной сделки недействительной;
- последствия совершения обществом сделки, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц;
- положения об ответственности за совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, а также основания освобождения от возмещения ущерба в результате совершения такой сделки.
Изменения для отдельных организационно-правовых форм
К таким изменениям можно отнести следующие:
- В уставах обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью (далее — ООО) следует изменить кворум, необходимый для принятия решения об увеличении уставного фонда за счет дополнительных вкладов участников. С 26.01.2016 это единогласное решение всех участников, а не 2/3 голосов, как было ранее.
- Акционерные общества должны изменить в своих уставах срок обжалования решения общего собрания с 6 месяцев на 3 месяца.
- ООО, а также акционерные общества должны дополнить и согласовать положения своих уставов о проведении аудита общества с учетом изменений, внесенных в ст. 61 (для всех обществ), 86 (для акционерных обществ) и 110 (для ООО) Закона № 2020-XII.
- Акционерным обществам необходимо указать в своих уставах на обязанность и порядок распределения прибыли между владельцами привилегированных акций.
Обратим внимание еще на несколько новшеств законодательства об обществах, внесение положений о которых в устав наряду со всеми вышеуказанными сделает последний соответствующим корпоративному законодательству:
- возможность обжалования решений общего собрания бывшими участниками хозяйственного общества, если эти решения нарушают их права и законные интересы;
- возможность заключения акционерных соглашений и договоров об осуществлении прав участников.
Таким образом, следует предельно внимательно подходить к изменению и дополнению каждого пункта устава, чтобы в дальнейшем избежать внутренних противоречий как в терминологии, так и в содержании самих положений устава.