Вы на портале

Изменения в вопросах административной ответственности

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З

Обновлено
Шилин Дмитрий

кандидат юридических наук, начальник управления законодательства о национальной безопасности и правоохранительной деятельности Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

3130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Закон Республики Беларусь от 04.01.2016 № 351-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях», вступивший в силу с 4 апреля текущего года, является очередным правовым актом, который внес комплексные изменения в административное законодательство. Положения данного Закона затронули деликтные отношения в области авторских, смежных и патентных прав*, административных процедур, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, страховой деятельности, биржевой торговли.

* См.: Калиновская Н. Административная ответственность в области интеллектуальной собственности // Юрист. — 2012. — № 10. — С. 53–56; Малахова А., Корнушенко Е. Защита от незаконного использования товарного знака путем привлечения к административной ответственности // Юрист. — 2014. — № 6. — С. 87–90; Валуева С. Ответственность за нарушение авторских прав на компьютерную программу // Юрист. — 2015. — № 4. — С. 60–63. — Прим. ред.

Нарушения в области интеллектуальной собственности

Изменения ст. 9.21 КоАП направлены на обеспечение эффективной защиты интеллектуальной собственности и противодействие распространению контрафактной продукции исходя из международных обязательств Республики Беларусь, а также с учетом зарубежных стандартов борьбы с нарушениями в этой сфере.

Так, введена ответственность за присвоение авторства либо принуждение к соавторству, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них. Данное деяние образует административную преюдицию и в случае повторного совершения в течение года после наложения административного взыскания влечет уголовную ответственность (часть первая ст. 201 УК).

Согласно части второй ст. 9.21 КоАП состав правонарушения образует хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Правом на составление протоколов об административных правонарушениях наделены должностные лица таможенных органов. Установление такой ответственности позволит изымать контрафактную продукцию, которая готовится для введения в гражданский оборот. Это обусловлено тем, что санкция данной части предусматривает конфискацию предмета правонарушения.

В части третьей ст. 9.21 КоАП ужесточена ответственность за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности. Так, например, нижний предел размера штрафа для физического лица увеличен с 20 до 30 базовых величин (далее — БВ), для юридического лица — установлен в размере 100 БВ.

Нарушения в отношении порядка совершения административных процедур

Статьей 9.26 КоАП предусмотрена ответственность за требование документов или сведений, которые должны запрашиваться государственным органом, иной организацией самостоятельно, а также за неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры. Данная норма принята в развитие ст. 25 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур», которая содержит случаи правомерного отказа в осуществлении административной процедуры.

Субъектом правонарушения является руководитель государственного органа (иной организации), работник государственного органа (иной организации), ответственный за выполнение соответствующих функций.

Корректировка ст. 9.26 КоАП направлена на реализацию положений Указа Президента Республики Беларусь от 04.12.2014 № 566 «О вопросах осуществления административных процедур» в целях повышения качества обслуживания населения и дебюрократизации государственного аппарата.

Изменена подведомственность указанной статьи. Полномочиями по рассмотрению дел наделены судьи районных городских судов. Ранее таким правом обладали только должностные лица Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Кроме того, право на составление протоколов об административных правонарушениях предоставлено должностным лицам областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Нарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности

Глава 21 КоАП дополнена ст. 21.20–21.26. Данные изменения обусловлены реализацией предписаний Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26). Сроки наложения административного взыскания за правонарушения, предусмотренные ст. 21.20–21.26 КоАП, составляют 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения.

Установлена ответственность: за нарушение обязательств, предусмотренных договором строительного подряда; отступление в договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок; нарушение сроков выполнения проектных и изыскательских работ; невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей при осуществлении технического или авторского надзора; нарушение порядка согласования проектной документации, а также сроков ее разработки.

Статья 21.6 КоАП, предусматривающая ответственность за нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства или приемки строительных, специальных, монтажных работ, дополнена новыми частями (составами). Так, подписание:

  1. должностным лицом заказчика, застройщика, подрядчика в строительной деятельности либо индивидуальным предпринимателем, являющимся заказчиком или подрядчиком, акта сдачи-приемки строительных, специальных, монтажных работ, выполненных с нарушениями требований проектной документации, технических нормативных правовых актов, или акта приемки объекта строительства в эксплуатацию с такими нарушениями влечет наложение штрафа в размере от 2 до 10 БВ;
  2. должностным лицом эксплуатирующей организации при приемке в эксплуатацию объектов, законченных строительством, документа о возможности обеспечения объекта коммуникациями при несоответствии фактическому состоянию влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 БВ;
  3. представителем государственного органа, иной государственной организации при приемке в эксплуатацию объекта строительства не соответствующего действительности заключения о соответствии такого объекта проектной документации, требованиям безопасности и эксплуатационной надежности влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 БВ.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 21.17 КоАП, состав административного правонарушения образуют непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требуемых законодательством процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств (в том числе при размещении заказов, необходимых для строительства). При этом стоимость строительства объектов должна составлять от 6 000 до 100 000 БВ. Кроме того, ответственность повлечет дача должностным лицом поручения на оплату бюджетных обязательств при строительстве объектов за счет бюджетных средств без проведения в установленных случаях процедур закупок. До внесения изменений в часть третью ст. 21.17 КоАП действовал признак финансирования должностным лицом строительства объектов без проведения подрядных торгов. Корректировка ст. 21.17 КоАП обусловлена необходимостью приведения законодательства в соответствие с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

В целях реализации норм Декрета Президента Республики Беларусь от 07.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» КоАП дополнен ст. 21.26 об ответственности за нарушение сроков проектирования, строительства, технического переоснащения производств продукции деревообработки.

Изменения КоАП в рассматриваемой части направлены на недопущение и предупреждение нарушений сроков проектирования и строительства объектов (очередей строительства, пусковых комплексов), в том числе превышения нормативных сроков строительства, а также сроков выполнения отдельных видов строительно-монтажных и иных работ, установленных договорами или проектной документацией, при создании (строительстве) и реконструкции объектов строительства заказчиком, подрядчиком (субподрядчиком, проектной организацией). Данные корректировки позволят повысить ответственность всех участников строительного процесса, прежде всего в части соблюдения нормативных сроков строительства.

Нарушения в области страховой деятельности

В целях реализации Указа № 26 в КоАП закреплена ответственность за осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности за вред, причиненный такой деятельностью, за перевозку опасных грузов без заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов, а также за отсутствие у страхового брокера на счетах в банках Республики Беларусь суммы денежных средств, соответствующей минимальному размеру уставного фонда, установленному Президентом Республики Беларусь.

Нарушение работником страхового брокера или страхового агента либо страховым агентом — физическим лицом порядка заполнения страховых полисов (свидетельств, сертификатов), квитанций повлечет штраф в размере от 2 до 20 БВ. Так, нарушение указанными работниками установленного порядка заполнения соответствующих документов может приводить как к переплате, так и к недоплате страхователями страховых взносов. В итоге ущемляются интересы страховых организаций и страхователей, увеличивается число спорных ситуаций между ними. Это повлекло необходимость установления административной ответственности за соответствующие действия.

Изменения ст. 11.64 и 11.65 КоАП обусловлены введением с 2015 г. новых видов обязательного страхования: 1) страхование гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов; 2) страхование гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

Также дифференцирована ответственность страховых агентов и страховых брокеров за нарушения законодательства о страховании.

В целом внесенные изменения направлены на защиту интересов государства, страхователей, оптимизацию процесса заключения договора страхования, минимизацию злоупотребления со стороны страховых организаций, страховых агентов и страховых брокеров.

Нарушения в области биржевой торговли

Из ст. 12.14 КоАП исключена ответственность работника товарной биржи за участие в биржевых сделках либо создание им собственных брокерских фирм.

В действующей редакции установлена ответственность за непредоставление должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем товарной бирже сведений о внебиржевой сделке с биржевым товаром для регистрации этой сделки в случаях и сроки, установленные законодательством, либо представление неполных или заведомо недостоверных сведений о такой сделке. Соответствующая норма является бланкетной, и ее признаки конкретизированы в Положении о порядке регистрации товарной биржей внебиржевых сделок, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2015 № 839 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 8 июля 2015 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О товарных биржах"».

Введение административной ответственности связано с необходимостью обеспечения регистрации биржевых сделок, поскольку такие сделки считаются заключенными именно с момента их регистрации товарной биржей. При этом биржа помимо учета таких сделок по требованию уполномоченных государственных органов должна предоставить информацию о них.

Статья 12.14 КоАП предусматривает штраф в размере от 3 до 10 БВ, при повторности — от 10 до 30 БВ.

Административный процесс по ст. 12.14 КоАП ведут органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь. Протоколы об административных правонарушениях, составленные должностными лицами органов Министерства торговли Республики Беларусь, рассматривает районный (городской) суд.

...В договор купли-продажи принтера включено условие о том, что в течение года поставщик будет продавать покупателю картриджи по себестоимости, а покупатель обязан использовать их только для собственного производства. Правомерно ли такое условие?

3130 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
№2, февраль 2016
4012