Новое в товарных знаках и знаках обслуживания (комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2016 No 352-З)

Товарный знак выделяет товары, услуги, а также работы одного лица из общей массы однородных товаров, работ, услуг других лиц, позволяя покупателю сориентироваться в их многообразии, а производителю — индивидуализировать и обратить внимание именно на свой продукт.

Обновлено
Шашкова Наталья

начальник управления товарных знаков ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности»

2614 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 05.01.2016 № 352-З*

Товарный знак выделяет товары, услуги, а также работы одного лица из общей массы однородных товаров, работ, услуг других лиц, позволяя покупателю сориентироваться в их многообразии, а производителю — индивидуализировать и обратить внимание именно на свой продукт. Исключительное право на товарный знак возникнет с момента его регистрации. Зарегистрировать коллективный знак смогут объединения, не являющиеся юридическими лицами. На лицензиара возлагается субсидиарная ответственность по требованиям, предъявляемым к качеству товаров, работ, услуг лицензиата, на которых применен товарный знак лицензиара.

Внесение изменений в Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее — Закон) было обусловлено рядом факторов. В первую очередь — приведением норм Закона в соответствие с требованиями Сингапурского договора о законах по товарным знакам от 27.03.2006 (далее — Сингапурский договор**), приложения № 26*** к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также необходимостью совершенствования норм национального законодательства в сфере охраны товарных знаков с учетом правоприменительной практики.

Изменения в Закон подготовлены при активном участии ученых, представителей Верховного Суда Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Национального центра интеллектуальной собственности, Главного экспертно-правового управления Секретариата Палаты представителей в составе рабочей группы при постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке.

Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 № 352-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам правовой охраны товарных знаков и знаков обслуживания» внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания» и ГК. — Прим. ред.

** Республика Беларусь присоединилась к Сингапурскому договору путем принятия Закона Республики Беларусь от 10.12.2012 № 1-З «О присоединении Республики Беларусь к Сингапурскому договору о законах по товарным знакам», вступившего в силу с 9 марта 2013 г. — Прим. ред.

*** Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности. — Прим. ред.

Новое в определении товарного знака

Прежде всего, в Законе уточнено определение товарного знака. В новой редакции п. 1 ст. 1 Закона товарный знак — это обозначение, способствующее отличию не только товаров и услуг, но и работ одного лица от однородных товаров, услуг и работ других лиц.

Не все сферы деятельности, в отношении которых может быть зарегистрирован товарный знак, по своей сути являются услугами. Кроме того, ряд классов Международной классификации товаров и услуг содержит термин «работы». Это, например, работы подводные ремонтные, работы каменно-строительные, бурение нефтяных и газовых скважин, переработка нефти, работы стеклодувные и др.

Субъектный состав

В новой редакции а Закона в соответствии с п. (v) ст. 1 Сингапурского договора конкретизирован круг лиц, которые могут быть владельцами товарного знака: термин «граждане» изменен на более широкое понятие «физические лица», которое включает в себя граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Приведен в соответствие со ст. 7-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 и согласован с положениями ст. 121 ГК субъектный состав для регистрации коллективного знака. Согласно новой редакции ст. 18 Закона зарегистрировать коллективный знак может объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано. Данное изменение призвано снять существующий сегодня барьер при подаче заявки на регистрацию коллективного товарного знака не только для иностранных заявителей, но и для национальных. Большинству заявок было отказано в регистрации в качестве коллективного знака на том основании, что лица, указанные в положении о коллективном знаке как имеющие право на его использование, не имели соответствующего юридического статуса. Таким образом, расширен круг лиц, имеющих возможность регистрировать и использовать коллективный товарный знак.

Возникновение исключительного права на товарный знак

В новой редакции ст. 3 Закона, раскрывающей понятия «исключительное право», «нарушение исключительного права», четко определен момент возникновения исключительного права на товарный знак — дата его регистрации. Именно с даты регистрации владелец товарного знака получает возможность распоряжаться им и запрещать его использование другим лицам. Это нововведение имеет принципиальное значение при рассмотрении споров о нарушениях прав на товарный знак.

На наш взгляд, важно, что данная статья дополнена п. 4, посвященным региональному принципу исчерпания исключительного права, в соответствии с которым не признается нарушением исключительного права на товарный знак использование товарного знака в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств — членов Евразийского экономического союза непосредственно владельцем либо другим лицом с его согласия.

Новое в регистрации товарного знака

Изменения, внесенные в Закон, не предполагают каких-либо существенных трансформаций в процедуре экспертизы и регистрации товарного знака (например, переход к системе оппозиции).

Редакционные изменения, связанные непосредственно с правоприменительной практикой, затронули ст. 4 Закона, закрепляющую абсолютные основания для отказа в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Понятия «различительный характер», «публичный порядок» были заменены на семантически более подходящие и имеющие точное определение в научной юридической литературе «различительная способность» и «общественный интерес».

Дополнена новыми пунктами и структурирована ст. 5 Закона, устанавливающая иные основания для отказа в регистрации. В частности, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения не только тождественные, но и сходные до степени смешения с промышленным образцом, наименованием селекционного достижения, фирменным наименованием (его частью), права на которые в Республике Беларусь возникли у другого лица ранее даты приоритета обозначения, регистрируемого в качестве товарного знака.

В соответствии с измененным п. 2 ст. 10 Закона в ходе экспертизы заявленное обозначение будет проверяться на тождество и сходство до степени смешения, в том числе с зарегистрированными и заявленными на регистрацию в Республике Беларусь наименованиями мест происхождения товаров.

Значительны изменения, затронувшие процедуру экспертизы товарного знака. Вот их неполный перечень: требования к содержанию заявки, представлению документов, подтверждающих уплату патентных пошлин, последствия несоблюдения этих требований для заявителя, возможность ведения дел по заявке на товарный знак с патентным ведомством для иностранных заявителей только при посредничестве патентных поверенных Республики Беларусь, возможность восстановления пропущенных по уважительной причине срока предоставления ответа на запрос экспертизы, срока подачи ходатайства о проведении повторной экспертизы и подачи жалобы в Апелляционный совет при патентном ведомстве, публикация сведений о заявках, прошедших предварительную экспертизу, преобразование международной регистрации в национальную заявку, замена национальной регистрации товарного знака международной.

Использование товарного знака

Новая редакция ст. 20 Закона имеет отличную от действующей структуру, раскрывает понятие «использование товарного знака», причем перечень возможных способов использования не является закрытым. Например, использованием товарного знака будет признаваться перевозка по территории Республики Беларусь маркированной им продукции, а также использование товарного знака с незначительными изменениями его отдельных элементов, не влияющими на его различительную способность.

Принципиальное значение для решения вопросов о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по причине его неиспользования имеют положения абзаца второго п. 3 ст. 20 Закона. Так, использованием товарного знака признается его использование не только самим владельцем, но и лицом, которому право использования предоставлено на основании договора, либо другим лицом, использующим товарный знак с разрешения его владельца. Однако все действия, определенные в указанной статье как использование товарного знака, должны быть непосредственно связаны с введением товара, маркированного товарным знаком, в гражданский оборот.

Передача права на товарный знак

Существенные изменения затронули п. 2 ст. 23 Закона, где идет речь о лицензии на использование товарного знака. Становится обязательным включение в лицензионный договор конкретных показателей качества товаров лицензиата или условия о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара.

Как и прежде, контроль качества товаров остается обязательным условием лицензионного договора. При этом по требованиям, предъявляемым к качеству товаров, работ, услуг лицензиата, на которых применен товарный знак лицензиара, последний несет субсидиарную ответственность*. Предполагается, что эта норма даст дополнительные гарантии потребителю в отношении качества лицензионной продукции.

Новшеством ст. 24 Закона стало определение даты вступления в силу договоров, подлежащих обязательной регистрации в патентном ведомстве, и изменений в них. Так, лицензионный договор, договор уступки исключительного права на товарный знак, договор о залоге имущественных прав вступают в силу с даты их регистрации в установленном порядке, если самим договором не предусмотрена более поздняя дата.

* Субсидиарная ответственность лицензиара закреплена в новой редакции ст. 1023 ГК. — Прим. ред.

Оспаривание и прекращение правовой охраны

Изменен круг лиц, имеющих право подать возражение в Апелляционный совет при патентном органе с целью признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 2, ст. 5 Закона, а также в случае установления факта недобросовестной конкуренции со стороны владельца товарного знака. Теперь такое возражение смогут подать лишь лица, имеющие непосредственную заинтересованность в исходе дела, в отличие от такой возможности, предоставляемой ранее «любому лицу».

В подп. 1.5 п. 1 ст. 26 Закона уточнены основания для прекращения правовой охраны товарного знака, а именно: отсутствие правопреемников не только в случае прекращения деятельности организации, но и в случае смерти физического лица (предполагается наследование исключительного права на товарный знак).

Пункт 1 ст. 26 Закона дополнен подп. 1.6, согласно которому на основании решения суда прекращается правовая охрана товарного знака в связи с его превращением в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как наименование товаров определенного вида.

Ответственность

Согласно новой редакции ст. 29 Закона не только владелец товарного знака, но и лицо, использующее товарный знак на основании исключительной лицензии, будет вправе требовать удаления товарного знака с контрафактной продукции, а при невозможности удаления — изъятия последней из гражданского оборота и уничтожения, а также требовать возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 1 до 50 000 базовых величин. Точный размер компенсации устанавливается в ходе судебного разбирательства с учетом характера нарушения.


Описанные в статье изменения вступают в силу с 15 июля 2016 г. Заявки на регистрацию товарного знака, рассмотрение которых не закончено до этой даты, будут рассматриваться патентным ведомством в порядке, действующем до вступления в силу указанных изменений.

...Работник берет видеокамеру, которая принадлежит организации, для использования ее на мероприятии вне офиса. До места проведения мероприятия он добирается на личном автомобиле. Должна ли организация оформлять перевозку видеокамеры к месту проведения мероприятия и обратно товарно-транспортной накладной (товарно-транспортными накладными)?
И нужно ли оформлять какие-либо документы, если перевозка камеры будет осуществляться на общественном транспорте?..

2614 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме