Изменения в законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц

Нормативный акт: Закон Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц"» 

Дата вступления в силу: 02.01.2023 (за исключением отдельных положений)

28 июня 2022 г. Президентом был подписан Закон Республики Беларусь № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон № 176-З). Данный Закон направлен на дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями граждан и юридических лиц в Республике Беларусь и вносит в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон № 300-З) существенные изменения, устанавливающие новое правовое регулирование отдельных правоотношений либо конкретизирующие и уточняющие уже существующее правовое регулирование.

Пестунов Александр

Заместитель начальника отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

1000 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Будет ли вестись книга замечаний и предложений во всех организациях и ИП? 

Как показало изучение практики, использование книги замечаний и предложений в государственных органах и некоторых государственных организациях не является целесообразным. Данный способ подачи письменных обращений фактически является излишним, приводит к многочисленным конфликтным ситуациям и частым случаям злоупотребления правом на подачу обращений. Кроме того, на практике книга замечаний и предложений не востребована в организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые непосредственно не взаимодействуют с гражданами (например, в организациях, производящих товары).

Таким образом, будет существенно сокращен круг организаций, в которых ведется книга замечаний и предложений. Она будет вестись в организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь (магазины, точки общепита и иные подобные объекты), в отличие от ныне существующей ситуации, когда обязанность ведения книги замечаний и предложений возложена на все организации и индивидуальных предпринимателей.

Как изменится порядок подачи электронных обращений?

Порядок работы с электронными обращениями претерпевает весьма существенные изменения.

В связи с этим в ст. 1 Закона № 300-З скорректировано определение термина «электронное обращение». Предусматривается введение государственной единой (интегрированной) республиканской автоматизированной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее — система учета и обработки обращений). 

Применяемые в настоящее время способы направления обращений (на адрес электронной почты (e-mail) и (или) через специальную рубрику «Электронные обращения») использовать будет нельзя. Электронные обращения можно будет направить только в государственные органы и организации.

Система учета и обработки обращений будет обеспечивать возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создается отдельный сайт (http://обращения.бел), на котором заявителям необходимо будет пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых для регистрации данных. 

Через свой личный кабинет заявитель сможет направлять обращения в интересующие его государственные органы и организации. По результатам рассмотрения обращений ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет. 

Также рассматриваемая система будет служить для хранения как электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, так и электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу.

Справочно.
Более подробную информацию о системе учета и обработки обращений можно получить по короткой ссылке clck.ru/sAXWZ.

Внедрение этой системы в работу государственных органов и организаций позволит автоматизировать процессы учета и обработки обращений, обеспечить централизованное хранение всех обращений и результатов их рассмотрения, предоставит возможность анализа и оценки работы с обращениями государственных органов и организаций на всех уровнях государственного управления.

Не менее важным является существенное уменьшение возможностей для злоупотреблений при подаче электронных обращений. Наличие жесткой системы идентификации не позволит направлять обращения от имени несуществующих лиц или третьих лиц, не подозревающих о направлении таких обращений. Кроме того, будут исключены случаи, кода электронные обращения или ответы на них не доходили до своих адресатов в силу технических сбоев или особенностей функционирования систем электронной почты (спам-фильтры и т.д.).

Как будут рассматриваться обращения, носящие массовый характер?

Закон № 300-З дополнен ст. 25¹, в которой определен порядок работы с обращениями, носящими массовый характер.

В настоящее время порядок работы с массовыми обращениями аналогичного содержания определен только в отношении электронных обращений. Тем не менее на практике нередки случаи массового поступления письменных обращений либо одновременно как письменных, так и электронных обращений аналогичного содержания. Особенностью направления таких обращений является стремление заявителей привлечь внимание к конкретной проблеме путем координации действий по массовому направлению обращений от разных заявителей.

В связи с этим в Законе № 300-З предусмотрен подход, аналогичный подходу, используемому в отношении электронных обращений. Так, в случае поступления письменных и (или) электронных обращений аналогичного содержания от разных заявителей, носящего массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Необходимо ли будет направлять ответ на обращение, если заявитель прямо указывает, что ответа не требуется? 

В ряде случаев в обращении содержится просьба заявителя не направлять ему ответ на обращение. Действующая в настоящее время модель работы с обращениями, содержащими такую просьбу, не предполагает возможности не направлять ответ заявителю. Более того, отсутствие ответа на такое обращение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 10.10 «Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц» КоАП. Следование же требованиям законодательства в таком случае и направление ответа на обращение вызывает непонимание у заявителя, а также напрасную трату ресурсов организации.

Справочно.
В настоящее время ответ на обращение должен направляться, несмотря на просьбу заявителя его не направлять. На практике это приводит к неоднозначной и зачастую негативной оценке ситуации со стороны заявителя.

В связи с этим Закон № 300-З дополнен правовым основанием, позволяющим не направлять ответ заявителю в случае наличия в обращении просьбы об этом.

Что можно будет предпринять в случае злоупотребления заявителем своим правом на обращение? 

Практика правоприменения свидетельствует о необходимости определения порядка работы с обращениями, когда заявитель очевидно злоупотребляет своим правом на обращение. Подготовка ответов на такие обращения влечет дополнительную нагрузку на организации и не связана с удовлетворением правомерного интереса заявителя.

Изменения, внесенные в пп. 1 и 2 ст. 15 Закона № 300-З, предполагают оставление обращений (как письменных, так и устных) без рассмотрения по существу в случае, когда такие обращения содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. Пример такой ситуации — направление многочисленных обращений по различным вопросам, несмотря на то что гражданину уже неоднократно разъяснялась компетенция организации, в которую он обращается. 

Конкретный перечень действий заявителей, которые являются злоупотреблением правом на обращение, не закрепляется. На практике возникают самые разнообразные ситуации, и введение исчерпывающего перечня ограничит организации, рассматривающие обращения, в использовании рассматриваемого права, поскольку не позволит учесть все разнообразие конкретных ситуаций. Решение об оставлении обращения по существу по данному основанию принимается в том же порядке, что и оставление обращения по существу по иным основаниям, то есть руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом. Также общим остается и требование о необходимости уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу.

Должны ли будут организации предоставлять заявителю копии документов, относящихся к рассмотрению обращения?

Изменения, внесенные в абз. 3 ст. 7 Закона № 300-З, направлены на детализацию правового регулирования ознакомления с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений.

До принятия Закона № 176-З основной вопрос, связанный с реализацией данной нормы, состоял в том, можно ли при ознакомлении с материалами делать их фотокопии. Практика реализации этой нормы у организаций разнилась. В отдельных случаях лица, которые ознакомлялись с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению их обращений, выдвигали требования предоставлять им копии документов, с которыми они ознакомились. Вместе с тем оставалось неясным, кто и за чей счет должен делать копии либо в каком порядке выдавать заявителю материалы для копирования. В связи с этим установлена возможность делать выписки и осуществлять фотосъемку материалов, за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено. При этом указанная норма не предполагает возможности получать копии соответствующих материалов.

Данное нововведение позволяет реализовать право заявителей на получение необходимой информации, избежав при этом возложения обязанности изготавливать копии таких материалов на организации, предоставляющие их для ознакомления.

Как будет обеспечиваться реализация права, предусмотренного абз. 2 ст. 8¹ Закона № 300-З?

Абзац 2 ст. 8¹ Закона № 300-З предусматривает право организаций, индивидуальных предпринимателей запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях. Вместе с тем указанный порядок не был четко установлен, что на практике приводило к затруднениям при реализации данного права и, как следствие, к ненадлежащему рассмотрению обращений, в том числе к нарушению сроков их рассмотрения.

В этой связи ст. 9 Закона № 300-З дополняется обязанностью организаций, индивидуальных предпринимателей представлять в 15-дневный срок документы (их копии) и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях, организациям, индивидуальным предпринимателям, запросившим такие документы (их копии) и (или) сведения. 

При этом важно помнить, что требование Закона № 300-З о предоставлении документов (их копий) и (или) сведений не распространяется на случаи предоставления документов (их копий) и (или) сведений на возмездной основе, а также на иные случаи, предусмотренные законодательными актами (в первую очередь это касается информации, распространение (предоставление) которой ограничено).

Сможет ли заявитель использовать технические средства в ходе личного приема? 

Законом № 176-З вводится регламентация использования заявителем технических средств (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки) в ходе личного приема. 

Напрямую закрепляется, что заявитель вправе применять указанные технические средства с согласия должностного лица, проводящего личный прием. При этом вводятся меры, направленные на обеспечение соблюдения заявителем данного предписания Закона. Устанавливается, что должностные лица организаций, проводящих личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, вправе отказать соответственно в личном приеме, в записи на личный прием в случае применения заявителем технических средств. 

Вместе с тем возможна ситуация, когда применение технических средств заявителем, обратившимся на личный прием, началось уже в ходе такого приема, после озвучивания заявителем сути своего обращения. В подобном случае отказать в личном приеме уже невозможно. Поэтому лицу, проводящему личный прием, предоставляется право оставить устное обращение такого заявителя без рассмотрения по существу, после чего личный прием завершается.

Какие новые права организаций, ИП устанавливаются в Законе № 300-З?

На практике неоднократно имели место случаи, когда заявители направляли обращения, содержащие просьбу о предоставлении той или иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено. Вместе с тем Закон № 300-З не содержал прямого указания на то, как следует действовать в подобных ситуациях. Особые споры вызывал вопрос, является ли направление письма заявителю с информацией о том, что запрошенная им информация не может быть предоставлена, рассмотрением обращения по существу или уведомлением об отказе в рассмотрении такого обращения по существу. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с развитием законодательства о персональных данных.

С учетом этого ст. 14 Закона № 300-З дополняется новой частью, прямо устанавливающей, что, если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности предоставления ему такой информации. Использование при этом термина «ответ», а не «уведомление» прямо указывает на то, что в данном случае речь идет о рассмотрении обращения по существу и, соответственно, применяются соответствующие требования законодательства (сроки рассмотрения, разъяснение порядка обжалования и т.п.).

Резюме
С момента принятия Закона № 300-З прошло более 10 лет. При этом изменения в него вносились всего дважды — в 2015 и 2020 гг., что говорит о стабильности законодательства об обращениях.
В начале прошлого года Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь провел правовой мониторинг Закона № 300-З, в ходе которого был выявлен ряд проблемных вопросов, возникающих в ходе применения его положений.
Внесенные в Закон № 300-З изменения будут способствовать повышению эффективности работы с обращениями граждан и юридических лиц.

1000 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
• • •
Несмотря на то, что большинство субъектов хозяйствования уже научились проверять контрагентов и работать по предоплате, предусмотреть все риски в текущей экономической си...
№ 5 май 2022
2548