Вы на портале
Прекращение трудового договора

Алгоритм увольнения работника за нарушение порядка рассмотрения обращений

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц определен законодательством, за его нарушение предусмотрена административная ответственность. Вместе с тем помимо административной ответственности законодательство о труде предусматривает и такую меру дисциплинарного взыскания для работника, как увольнение за неоднократное нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а также неправомерный отказ в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц в соответствии с п. 9 ст. 42 ТК.

Косько Юрий
Косько Юрий

Юрист, специалист в сфере трудового права, выпускающий редактор портала «Судебная и арбитражная практика» (sudpraktika.by)

4144 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Уволить работника по п. 9 ст. 42 ТК возможно при наличии одного из следующих виновных действий: 

— в случае неоднократного (два или более раза в течение 6 месяцев) нарушения установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Увольнению по данному основанию подлежат должностные лица юридического лица, ответственные за работу с обращениями граждан и юридических лиц; 

— в случае неправомерного отказа в рассмотрении относящихся к компетенции соответствующего государственного органа обращений граждан и юридических лиц. Увольнению по данному основанию подлежат должностные лица государственного органа, ответственные за работу с обращениями граждан и юридических лиц. 

Справочно.
Обращение — это индивидуальное или коллективное заявление, предложение, жалоба гражданина или юридического лица в письменной, электронной или устной форме (абз. 2, 6 ст. 1 Закона № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»).

Необходимо учитывать, что обязанности по соблюдению порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц должны быть возложены на работника трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией. 

Согласно ч. 2 п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» в случае выявления в подчиненных или входящих в состав (систему) организациях нарушений законодательства об обращениях граждан и юридических лиц вышестоящий орган принимает решение о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей этих организаций либо сообщает о таких нарушениях органам, ведущим административный процесс, для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Органами, ведущими административный процесс (ст. 3.30 ПИКоАП), а следовательно, и органами, которые среди прочего устанавливают факты нарушения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, являются:

— сельские, поселковые, районные, городские и областные исполнительные комитеты, администрации районов в городах;

— органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

— прокурор.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц

Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц предусмотрен Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон № 300-З).

Справочно.
Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами (ч. 1 п. 3 ст. 17 Закона № 300-З).
Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы (ч. 1 п. 1 ст. 14 Закона № 300-З).

Алгоритм работы с обращениями имеет свою специфику. Она заключается, кроме прочего, в рассмотрении обращения по существу, соблюдении установленных сроков, оформлении ответа, ведении делопроизводства по обращениям. 

К основным нарушениям порядка рассмотрения обращений граждан и юридических лиц можно отнести:

— нарушение сроков рассмотрения обращений;

— нерассмотрение обращения по существу;

— несоблюдение требований к письменным ответам и т.д.

Неправомерный отказ государственного органа в рассмотрении обращений граждан и юридических лиц

Статьей 40 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что госорганы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. 

Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.

Под неправомерным отказом подразумевается отказ от рассмотрения вопроса, указанного в обращении, который находится в компетенции соответствующего государственного органа.

Отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.

Справочно.
Письменные ответы должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости — со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей (п. 1 ст. 18 Закона № 300-З).

Алгоритм увольнения работника

При увольнении работника по п. 9 ст. 42 ТК наниматель должен произвести следующие действия.

1. Установить факты неоднократного нарушения порядка рассмотрения обращений.

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан является неоднократным, если оно совершено два или более раза в течение 6 месяцев (п. 9 ст. 42 ТК). 

2. Провести проверку допущенных работником нарушений.

Увольнение работника по п. 9 ст. 42 ТК является дискредитирующим обстоятельством, а также одной из мер дисциплинарного взыскания (п. 4 ч. 1 ст. 198 ТК, подп. 6.11 п. 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», далее — Декрет № 5).

Таким образом, прежде чем уволить работника, наниматель обязан провести самостоятельную проверку допущенных работником нарушений.

Проверку проводит либо ответственное лицо, специально назначенное для этого нанимателем, либо созданная нанимателем комиссия. В состав комиссии обычно входят председатель и два члена комиссии. Назначение ответственного лица или создание комиссии оформляют приказом нанимателя.

В результате проверки оформляется акт или служебная записка, в которых отражаются факты и обстоятельства, повлекшие допущенные нарушения.

3. Соблюсти порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.

При увольнении нанимателю необходимо соблюсти порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, наниматель должен затребовать письменные объяснения работника о причинах совершения дисциплинарного проступка (ч. 1 ст. 199 ТК). Обстоятельства и причины совершения проступка работник излагает в объяснительной записке.

Справочно.
Отказ работника от дачи объяснения не является препятствием для применения взыскания и оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей (ч. 2 ст. 199 ТК).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника или ухода за больным членом семьи, подтвержденных листком нетрудоспособности или справкой о временной нетрудоспособности, пребывания работника в отпуске, нахождения на военных или специальных сборах. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен.

4. Уведомить соответствующий профсоюз о расторжении трудового договора с работником.

Исходя из требований ст. 46 ТК увольнение по п. 9 ст. 42 ТК производится после предварительного, но не позднее чем за две недели, уведомления соответствующего профсоюза. 

Справочно.
В случаях, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.

5. Издать приказ об увольнении работника.

После проведения проверки и оформления необходимых документов наниматель издает приказ  об увольнении работника по п. 9 ст. 42 ТК.

Образец приказа

Работник, не ознакомленный с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ч. 6 ст. 199 ТК). Отказ работника от ознакомления с приказом о дисциплинарном взыскании оформляется актом с указанием присутствовавших при этом свидетелей.

Не допускается увольнение работника по п. 9 ст. 42 ТК в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в отпуске (ч. 2 ст. 43 ТК).

Справочно.
Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по п. 9 ст. 42 ТК происходит после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 282 ТК).

6. Произвести окончательный расчет с работником и выдать ему трудовую книжку.

Наниматель обязан произвести все выплаты, причитающиеся увольняемому работнику на день увольнения (кроме выплат, установленных системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период) (ч. 1 ст. 77 ТК). Выплаты, установленные системами оплаты труда, размер которых определяется по результатам работы за месяц или иной отчетный период, производятся в порядке, установленном локальными правовыми актами, не позднее дня выплаты заработной платы за отчетный период работникам организации (ч. 4 ст. 77 ТК). 

В случае невыплаты по вине нанимателя в сроки, установленные ч. 1 ст. 77 ТК, причитающихся на день увольнения сумм выплат работник имеет право взыскать с нанимателя средний заработок за каждый день их задержки, а в случае невыплаты части суммы — пропорционально невыплаченным при расчете денежным суммам.

Запись о причинах увольнения делается в точном соответствии с формулировкой основания, указанной в ТК, и со ссылкой на соответствующую статью и пункт ТК. Дата увольнения указывается в соответствии с приказом об увольнении.

Образец записи в трудовую книжку

В случае отказа работника от получения трудовой книжки нанимателем оформляется акт с указанием присутствующих при этом свидетелей.

При задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки (ст. 79 ТК).

Справочно.
В случае отсутствия работника на работе в день увольнения либо его отказа от получения трудовой книжки нанимателем в этот же день направляется заказное письмо с уведомлением о вручении о необходимости явиться за получением трудовой книжки.

4144 Shape 1 copy 6Created with Avocode.