Изменения в закупках в строительстве с 1 января 2017 г.

Как указано в преамбуле, Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) принят с целью дальнейшего развития конкуренции в строительстве, снижения его стоимости и повышения качества. Со вступлением в силу Указа № 380 перестанет действовать Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591).

Обновлено
Дерюгин Дмитрий

управляющий партнер ООО «ЮС ИнвестЪ»

Говако Ирина

юрисконсульт ООО «ЮС ИнвестЪ»

3258 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт:Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»

Дата вступления в силу: 01.01.2017

Срок действия: до 01.01.2019

Как указано в преамбуле, Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380) принят с целью дальнейшего развития конкуренции в строительстве, снижения его стоимости и повышения качества. Со вступлением в силу Указа № 380 перестанет действовать Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591).

К какому строительству Указ № 380 не применяется?

Как определено в подп. 1.11 п. 1 Указа № 380, его требования не применяются при строительстве:

  • одноквартирных и блокированных жилых домов, полностью финансируемых за счет собственных и (или) заемных средств граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
  • объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, под которыми понимаются не проживающие постоянно в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестирование на территории Республики Беларусь;
  • газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающегося устройства на вводе в жилой дом и внутридомовой системы газоснабжения эксплуатируемого жилищного фонда граждан, строительство которых полностью финансируется за счет их средств.

Отметим, что на строительство вышеуказанных объектов не распространяются также нормы Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

Следовательно, упомянутые процедуры закупок для заключения договоров на строительство в этих случаях не проводятся, но и не запрещены.

Какие виды процедур закупок в строительстве предусмотрены Указом № 380?

Указ № 380, как и Указ № 591, разделяет понятия «закупки работ, услуг при строительстве» и «закупки товаров при строительстве».

Работы, услуги при строительстве включают возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, снос объектов. Закупки таких работ (услуг) осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров.

Закупка товаров при строительстве осуществляется путем проведения:

  1. торгов на закупку товаров при строительстве (далее — торги);
  2. переговоров;
  3. биржевых торгов (в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством о товарных биржах должны закупаться на бирже).

Когда проведение подрядных торгов является обязательным?

Указ № 380 установил, что с 01.01.2017 проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров о строительстве:

  1. жилых домов — при стоимости строительства 6 000 базовых величин (далее — БВ) и более.
    Это требование касается всех организаций независимо от формы собственности и источников финансирования;
  2. объектов, финансирование которых осуществляется полностью или частично за счет средств:
    1. — республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, — при стоимости строительства 6 000 БВ и более;
    2. — государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, — при стоимости строительства 100 000 БВ и более.

Следовательно, если проведение подрядных торгов не является обязательным, то проводится процедура переговоров.

Являются ли обязательными процедуры закупок при реализации договоров о строительстве вышеуказанных объектов?

Для вышеуказанных объектов является также обязательным проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов в случае размещения необходимых для строительства заказов:

  1. на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательствами актами;
  2. выполнение проектных и изыскательских работ;
  3. закупку товаров, если стоимость каждого их вида 3 000 БВ и более;
  4. оказание инженерных услуг, выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 БВ и более.

Напомним, что понятия «вид товара», «вид работ» Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь разъяснило в письме от 26.03.2014 № 09-08/2371 «О некоторых вопросах закупок на биржевых торгах товаров при строительстве объектов»*. Государственный орган отмечает, что при отнесении товаров к одному или нескольким видам целесообразно руководствоваться понятием однородности товаров, приведенным в п. 2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.

* См. на сайте Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по короткой ссылке http://bit.ly/296Tbsy.

ПРИМЕР

Заказчику необходимо закупить материалы для строительства жилого дома. Стоимость строительства указанного дома составляет 12 000 БВ, стоимость некоторых видов материалов превышает 3 000 БВ.
Источник финансирования — собственные средства заказчика.
Поскольку при строительстве жилых домов стоимостью 6 000 БВ и более проведение подрядных торгов является обязательным, то является обязательным и проведение торгов, биржевых торгов на закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3 000 БВ и более (подп. 1.5 п. 1 Указа № 380).
Таким образом, заказчик с целью закупки для строительства жилого дома отдельных видов материалов, цена которых составляет более 3 000 БВ, обязан проводить торги.

В каких случаях проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не является обязательным?

Из Указа № 591 сохранились следующие случаи, когда проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не является обязательным:

  1. подрядные торги, торги, биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
  2. генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении (оказании) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству.
    Отметим, что в Указе № 591 шла речь только о генеральной подрядной организации. Однако Указом № 380 это право также предоставлено и генеральной проектной организации;
  3. заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.

Кроме того, согласно подп. 1.6 п. 1 Указа № 380 проведение подрядных торгов, торгов, биржевых торгов не является обязательным в следующих случаях:

  1. в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций.
    При этом такие договоры о строительстве, выполнении работ, оказании услуг, приобретении товаров заключаются по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен или в состав, систему которого входит заказчик, либо осуществляющим управление принадлежащими государству акциями (долями) в уставном фонде заказчика, а в случае отсутствия такого органа (организации) — по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения заказчика. Данное условие не распространяется на заказчиков без доли государства;
  2. в целях ведения авторского надзора за строительством, если разработчик проектной документации не может осуществлять такой надзор (в случаях его ликвидации, прекращения деятельности, наличия иных обстоятельств, исключающих его деятельность).

В указанных выше случаях заказчик обязан проводить переговоры. Однако он вправе по своему выбору провести также подрядные торги, торги или биржевые торги.

На основании каких документов определяется перечень закупаемых товаров?

Перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства, определяются в соответствии:

  • с проектной документацией;
  • дефектным актом (при текущем ремонте).

Технологическое оборудование, которое требуется закупить, определяется исходя из предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательством Республики Беларусь.

Обратим внимание, что по Указу № 591 проведение подрядных торгов при текущем ремонте и торгов на закупку товаров для текущего ремонта не является обязательным. Однако Указ № 380 вводит обязанность проводить в определенных случаях подрядные торги для выполнения текущего ремонта (подп. 1.1, 1.2, 1.4 п. 1 Указа № 380). По этой причине установлено, что для проведения процедур закупок товаров их перечень и количество (объем) должны определяться на основании дефектного акта. В Указе № 591 упоминания дефектного акта не было.

Каким государственным органам предоставлено право определять исполнителей без проведения процедур закупок при строительстве и без проведения госзакупок?

Указ № 380 предоставляет право без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и процедур государственных закупок определять:

  1. генеральную подрядную организацию — в решении местного исполнительного и распорядительного органа об изъятии и предоставлении земельного участка.
    Это касается строительства жилых домов из конструкций панельного, крупнопанельного и объемно-блочного домостроения, если такое строительство обусловлено требованиями разработанной в установленном порядке градостроительной документации. При этом генеральная подрядная организация должна осуществлять строительство жилых домов из указанных конструкций собственного производства;
  2. генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, инженера (инженерную организацию) — Совету Министров Республики Беларусь.
    Это исключение установлено для строительства объектов, включенных в государственные инвестиционные программы;
  3. специализированные организации, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям, — Министерству по чрезвычайным ситуациям.
    Это относится к проведению работ по ликвидации и захоронению непригодных для дальнейшего использования объектов, расположенных на территории радиоактивного заражения в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения, зоне с правом на отселение, а также на территории населенных пунктов, в отношении которых принимались решения об отселении;
  4. генеральную проектную организацию, генеральную подрядную организацию, субподрядную проектную, строительную и иные организации — Совету Министров Республики Беларусь.

Это относится к строительству объектов Белорусской энергетической системы в соответствии с перечнем таких объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Отметим, что для двух последних случаев право не проводить процедуры закупок в строительстве предусмотрено и Указом № 591.

Со вступлением в силу Указа № 380 приобретать товары (работы, услуги) можно будет без соблюдения упомянутых процедур.

Читайте по теме:

Майборода В. Закупки при строительстве объектов Белорусской энергетической системы // Юрист. — 2016. — № 9.

Как расширен круг участников процедур закупок?

Указом № 380 предусмотрено, что к процедурам закупок в строительстве не применяются нормы, установленные ст. 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

В указанной статье определен круг лиц, которые не могут выступать участниками процедур закупок в строительстве. В частности, такой запрет распространяется на дочернее унитарное предприятие, дочернее или зависимое хозяйственное общество, обособленное структурное подразделение (филиал) организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. Со вступлением в силу норм Указа № 380 данные ограничения будут сняты.

Дочернее унитарное предприятие, дочернее или зависимое хозяйственное общество, обособленное структурное подразделение (филиал) организатора процедур смогут принимать участие в закупках.

Однако сохраняется ограничение для «лжепредпринимателей». Подпунктом 1.9 п. 1 Указа № 380 установлено, что к участию в процедурах закупки товаров (работ, услуг) при строительстве не допускаются субъекты предпринимательской деятельности, включенные в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Интересно, что в связи с неприменением к закупкам в строительстве упомянутой выше статьи не запрещено с 01.01.2017 допускать к закупкам участников, которые включены в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок. Однако в законодательстве о государственных закупках запрет на допуск этих участников по-прежнему сохраняется. Полагаем, что при осуществлении закупок в строительстве заказчикам также следует учитывать сведения из реестра, так как факт включения участников в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок, уже свидетельствует о небезупречной репутации участника.

Не запрещено с 01.01.2017 допускать к закупкам участников, которые включены в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок.

Какими нормами руководствоваться, если закупки начались до 01.01.2017?

Действие п. 1 Указа № 380 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) заключены до 01.01.2017.

Процедура закупки считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действующим до 01.01.2017.

В какой орган обращаться для разъяснения норм Указа № 380?

Право разъяснять вопросы применения Указа № 380 предоставлено Совету Министров Республики Беларусь. Ранее такое право могло быть передано Советом Министров республиканскому органу государственного управления.

Как в целом можно оценить Указ № 380?

С 01.01.2017 будет упрощен порядок проведения закупок в строительстве. Нововведения должны положительным образом сказаться в первую очередь на деятельности частных компаний, которым не нужно будет в обязательном порядке проводить подрядные торги, торги (за исключением строительства жилья стоимостью 6 000 БВ и более) независимо от стоимости строительства. Им необходимо будет проводить процедуру переговоров, что значительно сократит время на закупку товаров (работ, услуг) и ускорит темпы реализации проектов.

Дочерние унитарные предприятия, дочерние и (или) зависимые хозяйственные общества снова получат право на участие в закупках.

Дмитрий ДЕРЮГИН, управляющий партнер ООО «ЮС ИнвестЪ»; Ирина ГОВАКО, юрисконсульт ООО «ЮС ИнвестЪ»

От редакции

Пока не вполне понятно, как будет применяться законодательство о госзакупках к закупкам в строительстве. Напомним, что в Указе № 591 существует норма о неприменении законодательства о госзакупках до 01.01.2016, и после этой даты была неопределенность с тем, каким законодательством руководствоваться. Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в письме от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве» разъяснило, что после 1 января 2016 г. госзакупки (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) при строительстве осуществляются по общим правилам законодательства о госзакупках.
Опираясь на сложившуюся практику и отсутствие аналогичной нормы в Указе № 380, можно предположить, что в случае бюджетного финансирования, если проведение подрядных торгов не является обязательным (к примеру, строительство жилого дома стоимостью 5 000 БВ за счет бюджетных средств), необходимо будет руководствоваться законодательством о госзакупках.
Однако, как нам известно, готовятся изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» и иные нормативные акты, регулирующие закупки. Какого рода будут эти изменения и какие разъяснения будут давать госорганы о применении либо неприменении законодательства о госзакупках к закупкам в строительстве, надеемся, мы скоро увидим.

3258 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме