Вы на портале

Обзор законодательства. Ноябрь 2016 г.

Обновлено
Гучек Ольга
Гучек Ольга

Бизнес-юрист, медиатор, специалист по рекламе

1981 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Документ месяца

Унификация процедуры исполнительного производства

Заместитель Министра юстиции Республики Беларусь Андрей Авдеев в своем выступлении 11 ноября 2016 г. на IV Белорусском форуме корпоративных юристов, организованном журналом «Юрист» и Образовательным центром «Профессиональный интерес», отметил, что Закон об исполнительном производстве является первым законодательным актом в республике, регламентирующим порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебного исполнителя, и призван унифицировать процедуру исполнительного производства в отношении всех должников и всех исполнительных документов.

В основу законопроекта были положены нормы Указа Президента Республики Беларусь от 29.11.2013 № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», ГПК и ХПК.

Этот закон является единственным законодательным актом, регламентирующим процедуру принудительного исполнения.

Закон определяет понятие добровольного и принудительного исполнения, унифицированные требования к исполнительным документам, круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, их права и обязанности, порядок их извещения, сроки исполнительного производства, последствия их пропуска и восстановления, порядок обжалования действий судебного исполнителя.

Закон вступает в силу с 16.05.2017, за исключением ст. 134 и 135, вступивших в силу с 16.11.2016.

Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»
(НПИП*. 15.11.2016. № 2/2437)
http://bit.ly/2f014zv**

* Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.

** Короткая ссылка на текст нормативного документа, размещенного на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

О судебных исполнителях

Закреплено, что судебными исполнителями являются лица, которые занимают должности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Установлена обязанность госорганов и иных организаций в пределах их компетенции оказывать содействие судебным исполнителям в исполнении возложенных на них служебных обязанностей.

Взаимодействие с государственными органами и иными организациями осуществляется путем:

  • предоставления судебным исполнителям на безвозмездной основе доступа к информационным системам, базам, банкам данных этих органов и организаций в случаях, установленных законодательными актами;
  • обмена информацией в электронном виде с применением программно-технических средств и технологий, позволяющих подтвердить целостность и подлинность документа, в том числе для направления и получения документов, содержащих банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, на основании совместных постановлений, соглашений.

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право быть безотлагательно принятым руководителями и другими должностными лицами юридических лиц по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов.

Закон вступает в силу с 13.05.2017, за исключением ст. 19 и 20, вступивших в силу с 13.11.2016.

Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях»
(НПИП. 12.11.2016. № 2/2438)
http://bit.ly/2fXeoJf

Техническое нормирование и стандартизация

Установлено, что технические регламенты Республики Беларусь разрабатываются в отношении продукции, которая включена в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), формируемый в соответствии с Договором о ЕАЭС, и в отношении которой не приняты технические регламенты ЕАЭС. Технические регламенты Республики Беларусь и технические регламенты ЕАЭС применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, видов или особенностей гражданско-правовых договоров и иных сделок в отношении продукции. Требования утвержденных (принятых) и введенных в действие (вступивших в силу) технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов ЕАЭС являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технические кодексы установившейся практики разрабатываются в целях реализации требований технических регламентов Республики Беларусь и (или) упорядочения процессов разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции или выполнения работ, оказания услуг. Они являются добровольными для применения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Закон вступает в силу с 30.07.2017, за исключением ст. 2 и 3, вступивших в силу с 30.10.2016.

Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации"»
(НПИП. 29.10.2016. № 2/2434)
http://bit.ly/2flSEYN

Оценка соответствия

Определено, что оценка соответствия — это прямое или косвенное определение соблюдения технических требований, предъявляемых к объекту оценки соответствия.

Оценка соответствия проводится в формах:

  • сертификации;
  • декларирования соответствия;
  • испытаний, если испытания являются самостоятельной формой оценки соответствия согласно техническим регламентам ЕАЭС или иному праву ЕАЭС.

К объектам оценки соответствия отнесены:

  • продукция;
  • процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг;
  • системы управления (менеджмента);
  • компетентность персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг.

Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент (технические регламенты) ЕАЭС, выпускается в обращение на территории Республики Беларусь при условии, что она прошла все необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) ЕАЭС.

При оценке соответствия продукции, в отношении которой не вступил в силу технический регламент (технические регламенты) ЕАЭС, применяются акты законодательства Республики Беларусь или решения Евразийской экономической комиссии, касающиеся оценки соответствия.

Закон вступает в силу с 30.07.2017, за исключением ст. 61 и 62, вступивших в силу с 30.10.2016.

Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия»
(НПИП. 29.10.2016. № 2/2435)
http://bit.ly/2flSkZZ

Внутренний контроль финансовых операций

Утверждены требования к правилам внутреннего контроля ряда финансовых операций:

  • лизинговых организаций;
  • микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов;
  • форекс-компаний;
  • Национального форекс-центра;
  • банков;
  • небанковских кредитно-финансовых организаций.

В частности, правила внутреннего контроля должны включать:

  • процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
  • порядок замораживания средств и (или) блокирования финансовых операций, а также порядок информирования собственника или владельца средств, участника финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции;
  • порядок идентификации участников финансовой операции и обновления (актуализации) сведений о них;
  • порядок документального фиксирования финансовых операций, подлежащих особому контролю;
  • порядок обеспечения хранения и конфиденциальности информации;
  • требования к квалификации и подготовке соответствующих должностных лиц;
  • критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций.

Постановление вступило в силу с 30.10.2016.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.09.2016 № 494 «Об утверждении Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля лизинговых организаций, микрофинансовых организаций, в том числе ломбардов<…>»
(НПИП. 29.10.2016. № 8/31380)
http://bit.ly/2dUgr0E

Приобретение облигаций инвесторами

Определено, что при проведении закрытой продажи облигаций Национальный банк Республики Беларусь размещает облигации на основании договора на покупку облигаций, заключаемого Национальным банком с инвестором, являющимся юридическим лицом (резидентом или нерезидентом Республики Беларусь), объектом инвестирования которого являются облигации.

Инвесторы могут приобретать облигации в процессе их размещения за счет собственных средств, за счет средств клиентов, а также в интересах клиентов, действуя в качестве доверительного управляющего.

По запросу Национального банка инвесторы (клиенты) представляют документы (сведения), необходимые для идентификации участников финансовых операций в соответствии с законодательством.

Постановление вступает в силу с 01.01.2017.

Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.10.2016 № 530 «Об утверждении Инструкции о порядке эмиссии, обращения и погашения облигаций Национального банка Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Правления Национального банка Республики Беларусь»
(НПИП. 27.10.2016. № 8/31370)
http://bit.ly/2g4V2jC

Правила профессиональной этики оценщика

Закреплено, что при выполнении независимой оценки оценщик должен быть свободным от финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности, которая может повлиять на объективность профессионального суждения. Оценщик ответственно, четко и скрупулезно выполняет оценку стоимости объектов гражданских прав в соответствии с договором и заданием на оценку.

При работе с заказчиком оценки оценщик проявляет терпение, вежливость, тактичность и доброжелательность. В ходе выполнения своих профессиональных обязанностей оценщик придерживается правил профессиональной этики и общих этических норм, в том числе с уважением относится к заказчикам оценки и третьим лицам, не допускает грубого и формального отношения к ним.

По желанию заказчика оценки оценщик вежливо, терпеливо и доступно разъясняет вопросы, связанные с проведением оценки стоимости объектов гражданских прав.

Постановление вступает в силу с 04.03.2017.

Постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 06.10.2016 № 19 «Об утверждении Правил профессиональной этики оценщика»
(НПИП. 25.10.2016. № 8/31368)
http://bit.ly/2g3BhIM

1981 Shape 1 copy 6Created with Avocode.