Вы на портале

Как будут проверять бизнес: обновленные способы и методы проверок

Постановление № 24 регулирует методы и способы, которые налоговые органы вправе применять при проведении проверок, а также утверждает новые формы документов, которые при этом используются. 

Как изменилось регулирование по сравнению с ранее действовавшим постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами»?

Обновлено
Шпаковский Роман
Шпаковский Роман

ADIT, адвокат Минской городской коллегии адвокатов

8120 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Нормативный акт: постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.04.2019 № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов»

Дата вступления в силу: 13.06.2019


Как изменились методы и способы проверок?

Постановление № 24 не вводит радикально новых методов налоговых проверок, ранее не применявшихся налоговыми органами, но корректирует их.

В частности, постановлением № 24 вводятся расчетный, а также хронометражный методы, которые ранее использовались на основании иных законодательных актов.

Кроме того, расширен перечень действий, которые включены в документальный метод проверки:

— установление реальности совершения хозяйственных операций, фактических обстоятельств их совершения;

— детальное исследование отдельных документов с целью выявления неверных подсчетов, дописок и иных схожих нарушений;

— детальное исследование хозяйственной операции, включающее сверку данных по операции с третьими лицами, сопоставление документов;

— оценка документов, отображающих однородные хозяйственные операции, в том числе хронологический анализ движения торгово-материальных ценностей.

Расширен также список способов, которыми осуществляется проверка. Прямо не поименованными ранее способами проверки, хотя и используемыми на практике являются:

— проведение опросов и получение объяснений и разъяснений;

— назначение экспертизы, привлечение экспертов и специалистов;

— использование чек-листа;

— проведение контрольного запуска в производство сырья и материалов, установление правильности списания на производство сырья и материалов.

Таким образом, при проведении налоговых проверок могут использоваться следующие методы:

Название метода
Краткое описание
Документальной проверки
Проверка документов и их отражения в бухгалтерском учете, в том числе:
— установление реальности совершения операций;
— проверка отдельных документов (подчистки, неправильный расчет и т.п.);
— проверка сделок на соответствие законодательству
Фактической проверки
Установление реального состояния объектов и процессов, имеющих значение для налогообложения, в том числе способом инвентаризации, обмера, осмотра, исследования и испытания, проведение контрольного запуска и т.п.
Сплошная проверка/ Выборочная проверка
Проверка всех операций или анализ части хозяйственных операций и их документального оформления
Расчетный метод
Определение размера налогов при отсутствии документов на основании движения по расчетным счетам (на основании Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) <….>, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 № 426)
Наблюдение хронометражным методом
Метод установления фактической выручки плательщика путем наблюдения и сопоставление ее с декларируемой выручкой (ст. 76 НК)

Как будут доказывать деловую цель при проверках?

Интересно, что в постановлении № 24 не полностью нашла отражение введенная в п . 4 ст. 33 НК «общая антиуклонительная норма » (GAAR).

Справочно. 
Статья 33 НК содержит «общие антиуклонительные нормы» (GAAR — general anti-abuse rule). Кроме прямого налогового мошенничества (внесение недостоверных сведений в документы, отсутствие реальности совершения операций) основанием для корректировки налоговой базы теперь может стать цель совершения операции. А именно, если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата или зачет, возврат суммы налога. 
Идея GAAR в том, что экономическое существо операции позволяет придавать ей различные юридические формы (например, финансирование займом или исполнением обязательств перед поставщиками), но не всегда форма операции будет соответствовать существу (например, продажа недвижимости участнику организации за 100 рублей по юридической форме будет являться продажей, но по экономическому содержанию это дарение). 
Критерии определения деловой цели являются субъективными. Предполагаем, что основным методом станет доказывание «от обратного» (отсутствие деловой цели, а соответственно основная цель — уклонение). 
Несмотря на это, в постановлении № 24 отсутствует указание на методы и способы проведения налоговой проверки, которые могут послужить основанием для установления деловой цели или цели неуплаты налога. Полагаем, что в ближайшее время анализ деловой цели не будет являться частью регулярного «чек-листа» при налоговых проверках.

Действительно, в рамках документального метода дополнительно предлагается устанавливать реальность операций и их правильное внесение в налоговый учет.

В рамках проведения проверки не предлагается устанавливать основную цель совершения хозяйственной операции или иные связанные с мотивом заключения сделки обстоятельства, что является одной из существенных новелл обновленного НК.

Справочно.
Налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке:
— при установлении искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском учете;
— если основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата и зачет, возврат суммы налога (сбора);
— при отсутствии реальности совершения хозяйственной операции (включая фактическое непоступление товара, невыполнение работы, неоказание услуги (п. 4 ст. 33 НК).

Читайте по теме:Шпаковский Р. Корректировка налоговой базы: как будет применяться белорусский GAAR?

Что изменилось в отношении форм документов, используемых при проверке?

Документы, оформляющие выездную проверку, камеральную проверку

Форма предписания на проведение проверки содержит только необходимые данные, предусмотренные в отношении выездной проверки ст. 74 НК (основание, срок, периоды проверки и т.п.).

Установлены формы решений об изменении предписания, в том числе приостановлении и продлении проверки. Отдельно в виде приложения к предписанию необходимо оформлять решение об использовании технических средств при проверке.

Форма акта (справки) проверки теперь не содержит полный список возможных областей нарушений. В акте отдельно будет сначала идти список вопросов, которые проверялись, с указанием периода, а затем будут перечисляться допущенные нарушения; изменена композиция и других пунктов. По нашему мнению, это несколько упростит восприятие такого акта проверки и дальнейшую работу с ним.

Решение по акту проверки дополнительно будет содержать порядок обжалования такого решения. В документы для оформления камеральной проверки внесены изменения аналогичного характера.

Документы, оформляющие тематическую оперативную проверку

Предписание, акт (справка) и решение тематической оперативной проверки — это новые формы документов, но по содержанию они практически повторяют аналогичные документы выездной проверки.

Напомним, что тематическая проверка — это внеплановая проверка, которая производится для оперативного выявления и пресечения налоговых нарушений в момент их совершения (подп. 2.2 п. 2 ст. 72, п. 7 ст. 74 НК) и может быть назначена только при наличии информации о нарушении законодательства (абз. 2 ч. 2 подп. 12.2 п. 12 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

8120 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме