Вы на портале

Как не допустить возникновения проблемной задолженности с российским контрагентом: практические рекомендации

В последние годы в российской экономике наблюдается негативная тенденция, связанная с урегулированием платежных обязательств, усиленная нестабильной экономической ситуацией. По итогам консультаций с российскими специалистами, работающими на долговом рынке, выработаны рекомендации для белорусских компаний, направленные на снижение роста проблемной задолженности с российскими контрагентами.

Обновлено
Редакция портала "Юрист"
Редакция портала "Юрист"
1754 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Проверка новых контрагентов

Кризисные явления привели к снижению платежеспособности российских контрагентов, ухудшению их экономического состояния, нивелированию репутационных ценностей. В настоящее время достаточно часто договоры заключают компании, находящиеся в предбанкротном состоянии. В этой связи проверка российских партнеров представляется необходимой*. Проверка может проводиться по следующему алгоритму.

  1. Запросите у партнера копии документов:
    1. свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
    2. свидетельства о государственной регистрации (ОГРН);
    3. приказа о назначении генерального директора;
    4. выписки из устава о полномочиях генерального директора на заключение коммерческих договоров;
    5. выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной не позже чем за две недели до предоставления;
    6. бухгалтерского баланса за прошлый период.

      К сведению.

      По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, на 1 апреля 2015 г. просроченная дебиторская задолженность белорусских организаций в торговле с Россией составила 4,86 трлн руб. (по отношению к январю 2015 г. увеличилась на 71,1 %, к марту 2015 г. — на 11,6 %), кредиторская задолженность перед российскими поставщиками — 2,8 трлн руб. (по отношению к январю 2015 г. выросла на 47,1 %, к марту 2015 г. — на 5,2 %).


      Предоставление копий указанных документов является стандартной практикой при заключении договоров. Отказ в их предоставлении является ненормальным и может свидетельствовать о недобросовестности будущих партнеров.
      Проблемы могут возникнуть лишь с предоставлением бухгалтерского баланса, так как в российском законодательстве определены компании, которые имеют право его не сдавать (не являются плательщиками НДС, в отношении них применяется упрощенная система налогообложения). У таких компаний нужно запросить справку о размере их активов, а также дебиторской и кредиторской задолженности на текущий момент.
  2. Проверьте информацию о компании в Интернете:
    1. участие контрагента в судебных процессах. Для этого можно использовать:
      1. общую базу всех назначенных дел, рассматриваемых в судах (kad.arbitr.ru);
      2. общую базу всех судебных решений арбитражных судов, которые были вынесены за последние 5 лет (БРАС) (ras.arbitr.ru).

        Рекомендация.

        Поскольку в России много компаний с одинаковым названием, при поиске информации о контрагенте по возможности следует конкретизировать поиск по региону регистрации фирмы и ее ИНН.


        При наличии каких-либо судебных дел с участием компании нужно обратить внимание на следующие аспекты:
        1. запущено ли банкротство данной компании;
        2. как часто на компанию подавали в суд ее партнеры в связи с неисполнением ею обязательств;
        3. ведутся ли в настоящее время судебные разбирательства с участием компании, по которым она взыскивает большую сумму по отношению к ее активам либо с нее взыскивается большая сумма. Это существенный момент, поскольку в случае проигрыша суда, по которому с компании взыскивают деньги, ее могут обанкротить через несколько месяцев. Либо, наоборот, если компания взыскивает большую сумму денег, то это означает, что, если в скором времени ей не будет возвращен долг, она может разориться;
        4. имеются ли иски от банков. Следует понимать, что банки очень редко дают кредит без обеспечения в виде залога какого-либо имущества, и если залог был и банк выиграет суд, то у компании могут забрать имущество, которое может быть использовано в производстве продукции;
    2. сайт контрагента. На сайте будущего партнера может размещаться информация о его клиентах, которым можно позвонить и пообщаться с их бухгалтерией. В бухгалтерии уточните, работают ли они с данной компанией и исполняет ли она вовремя условия договора. В половине случаев в бухгалтерии дают ответ на такой вопрос;
    3. в) поисковые запросы о контрагенте. При помощи поисковых систем ya.ru и google.ru и 4 символов (+, –, «», !) можно узнать массу полезных сведений.

      Справочно.

      Символ +, стоящий перед словом без пробела, означает, что такое слово обязательно должно быть в результате поиска. Этот символ ставят, когда в запросе задают несколько слов. Символ –, стоящий перед словом без пробела, означает, что такое слово должно отсутствовать в результате поиска. Символ «» или английский вариант "" означает, что слова, которые находятся внутри этих символов, должны стоять рядом друг с другом. Символ ! означает, что у слова должно быть точно такое окончание, как указано.

Вышеупомянутые символы могут использоваться следующим образом. Например, известно название компании и имя ее руководителя. В этом случае нужно проверить, где в Интернете они упоминаются вместе. Например, для компании «Молококомбинат "Гусь-Хрустальный"», директором которой является Сидельникова Светлана Владимировна, поисковый запрос должен выглядеть следующим образом: +молококомбинат +"гусь хрустальный" +Сидельникова.

Если в результатах поиска есть другие компании с таким же названием, но находящиеся в другом регионе, например в г. Ростове, то запрос нужно изменить следующим образом: +«» –Ростов.

Далее следует проверить, где упоминаются телефон компании и адрес ее электронной почты (тоже нужно брать в кавычки). В России существует 4 варианта написания телефонов: иногда все цифры написаны слитно, а иногда между ними стоит пробел или знак -; кроме того, первая цифра номера может быть 8 или +7 (это будет один и тот же номер). Стоит проверить все эти варианты, не указывая первую цифру: «4951111111», «495-111-11-11», «495 111 11 11», «495 111 1111».

Можно также проверить упоминание названия компании в резюме, которые составляют о себе занимающиеся поиском работы сотрудники. Для поиска используйте такие ресурсы, как superjob.ru и hh.ru. Обычно люди пишут, когда и где работали. Если недавно имело место массовое увольнение, то это плохой признак, особенно при увольнении специалистов.

Справочно.

Большой ошибкой многих предпринимателей является то, что значительная часть информации о клиенте содержится «в головах» сотрудников, которые непосредственно с ним работают. В данном случае речь идет о такой информации, как специфика бизнеса, наличие параллельного бизнеса у реального собственника, основные контрагенты, партнеры и кредиторы, иные источники финансирования кроме собственных оборотных средств и т.д.

Заключение договора

Рекомендуется указывать в договоре суд, уполномоченный на рассмотрение спора по договору. Стоит указывать или Третейский суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (это негосударственный суд, в нем дела рассматриваются быстро, но цена рассмотрения довольно высока), или Арбитражный суд г. Москвы (это государственный суд, в нем дела рассматриваются медленнее, но государственная пошлина довольно низкая). При отсутствии такой оговорки предприятию придется подавать иск в арбитражный суд (далее — АС) по месту нахождения ответчика. С учетом огромной территории добираться в некоторые регионы России достаточно сложно. Кроме того, в суде своего региона у ответчика могут быть знакомые, которые будут затягивать рассмотрение дела или вовсе откажут во взыскании денег (такое редко, но бывает).

Целесообразно запросить у российского партнера обеспечение обязательств, особенно если сумма сделки достаточно велика. Наиболее распространенными в России способами обеспечения являются поручительство и залог. При этом, заключая договор залога, необходимо помнить о следующем:

  • стоимость заложенного имущества должна быть соразмерна сумме сделки и не превышать ее более чем в два раза;
  • нужно указать в договоре, что продажу предмета залога необходимо согласовывать с залогодержателем. При этом не рекомендуется использовать залог товаров, которые находятся на складах, то есть так называемый залог товаров в обороте;
  • предпочтительнее в качестве залога указывать недвижимое имущество. Необходимо также проверить, не заложено ли данное имущество уже кому-то другому. Все залоги недвижимого имущества фиксируются в Федеральной регистрационной службе того региона, где оно расположено;
  • стоит указать, что заключение новых договоров по залогу данного имущества с другими лицами возможно лишь после письменного согласования с залогодержателем.

Рекомендация.

Требуется обязательное заключение договоров поручительства и залога в ситуации, если ведутся переговоры на поставку товара с какой-нибудь крупной платежеспособной российской компанией, однако она просит поставить товар не напрямую, а какой-то неизвестной фирме, которая ей подконтрольна. Данная практика довольно распространена в России. Цель — неуплата таможенных платежей в бюджет. Маленькие фирмы («однодневки») ввозят товар, быстро перепродают его крупной компании, а затем исчезают, не уплатив таможенных платежей, а иногда и поставщикам товара. Взыскать с «однодневок» долги через суд невозможно, поскольку они ничем не владеют, а крупная компания не отвечает по данным долгам, так как она не заключала договор с продавцом и не ввозила товар.

 

Мониторинг и профилактика

Анализ показывает, что если на стадии заключения договора проверка партнера еще проводится, то мониторинг состояния дел у действующих и пока не просрочивших дату платежа компаний практически не осуществляется. Опыт 2008–2009 гг. свидетельствует о том, что такая позиция является ошибочной, поскольку стабильная компания завтра может превратиться в проблемного должника.

В этой связи целесообразно осуществлять мониторинг состояния партнера по предложенной таблице, которую можно дополнять исходя из специфики бизнеса контрагента.

Большую часть данной информации можно получить из Интернета. Балансы можно запрашивать в налоговой инспекции контрагента. Однако при этом стоит помнить, что индивидуальные предприниматели, а также компании, работающие по упрощенной системе, могут не вести балансы. Если цена вопроса высока и есть серьезные негативные признаки, то стоит сделать выезд на объекты клиента (производство, склады, офис) и посмотреть, как они функционируют.

В случае обнаружения негативных признаков возможны следующие варианты действий:

  • работа с партнером продолжается в обычном режиме, но параллельно мониторинг состояния его дел ведется чаще, проводятся дополнительные контрольные мероприятия;
  • дебитора вызывают на откровенный разговор, чтобы выяснить у него причины проблемы, по итогам разговора определяется порядок дальнейшей работы;
  • работа продолжается в прежнем режиме, но у партнера запрашивается обеспечение исполнения обязательств (поручительство, залог, банковская гарантия, страхование ответственности неисполнения обязательства);
  • вводятся кредитные лимиты, по достижении которых отгрузки прекращаются вплоть до оплаты отгруженного товара;
  • изменяется порядок оплаты отгружаемого товара, вводится или изменяется размер предоплаты;
  • поставки прекращаются полностью вплоть до оплаты товара, готовятся документы для подачи в суд.

Претензионная работа

Как правило, предприниматели, столкнувшись с недобросовестностью, угрожают нарушителям судом. Однако в кризисное время эта угроза практически не работает по различным причинам (длительность рассмотрения дела в Арбитражном суде; быстрое обесценивание долга, вызванное большой инфляцией; возможность вывода активов должником в период рассмотрения спора в суде и т.д.).

В связи с этим в России в последние годы расширяется работа претензионного порядка, когда должник ставится перед фактом, что если он не отдаст деньги очень быстро, то понесет гораздо большие финансовые потери, чем сумма задолженности. Эта методика получила название «корпоративное коллекторство». Согласно ей в претензии помимо стандартной угрозы суда отражаются дополнительные угрозы информационного характера, направленные на организацию давления на бизнес-процессы недобросовестного должника.

Взыскание

Одной из причин возникновения безвозвратных долгов является необоснованная потеря времени перед переходом к принудительному взысканию. Белорусские компании по полгода, а то и по году переписываются с российскими должниками, принимая гарантийные письма, требуя возврата долга, но не обращаясь в суд. Во время спадов в экономике это неприемлемо, за это время должники успевают просто разориться.

Необходимо установить предельный срок для просроченной задолженности, по достижении которого компания гарантированно обращается в суд. Наиболее оптимальным для подачи иска в свете сложившихся условий является срок от 40 до 60 дней. Следует иметь в виду, что в случае, если клиент произведет оплату после обращения в суд, всегда можно отозвать иск или заключить мировое соглашение.

Также большой проблемой в организации взыскания является отсутствие собственных служб, которые бы целенаправленно занимались взысканием задолженности, либо слабо налаженный аутсорсинг с профессиональными взыскателями долгов в России.

Взысканием долгов для белорусских компаний, как правило, занимаются собственные менеджеры, бухгалтеры или юристы, которые параллельно загружены другой юридической работой. В результате данная работа ведется по остаточному принципу и на непрофессиональной основе.

В этой связи целесообразно вводить в штат служб безопасности или юридических отделов сотрудников, ориентированных на взыскание, либо же повышать квалификацию действующих сотрудников. Их работа должна строго регламентироваться и быть направлена на достижение цели. В сложных случаях есть смысл привлекать к взысканию долгов специалистов из России.

1754 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме