Вы на портале

Судебная практика по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.54 КоАП

Основные вопросы статьи: что является составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП? Существуют ли случаи освобождения лица от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 11.54 КоАП, или смягчения наказания?
Обновлено
Павлюченко Дмитрий
Павлюченко Дмитрий

Судья Советского района г. Минска.

Магистр юридических наук.

5736 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН (ст. 11.54 КоАП), имеют небольшой удельный вес среди других административных дел. Вместе с тем количество данных дел с каждым годом возрастает. В настоящей статье вы узнаете о том, какие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП, а также о существующих основаниях смягчения наказания.

Статьей 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — ФСЗН).

Санкция ст. 11.54 КоАП устанавливает административное наказание в виде наложения штрафа на физическое лицо в размере от 7 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов.

Субъектный состав виновных лиц

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» плательщиками обязательных страховых взносов в указанный бюджет являются:

  • работодатели;
  • работающие граждане;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона заключается в деянии, выраженном в форме альтернативных действий, таких как:

  • неуплата в установленный срок обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН;
  • неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН.

Практика рассмотрения административных дел

Порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены Положением об уплате обязательных страховых вносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение).

Многие плательщики обязательных страховых взносов полагают, что в случае отсутствия денежных средств на счете для оплаты взносов и своевременного помещения платежного требования в картотеку банка на последующее списание денежных средств, поступающих на расчетный счет организации, для последующего их перечисления в счет уплаты обязательных взносов отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП.

Вместе с тем данное мнение является заблуждением, поскольку Положением не предусмотрено освобождение от административной ответственности в случае своевременного предъявления платежного требования в картотеку банка на последующее списание денежных средств в счет уплаты обязательных страховых взносов.

На сегодняшний день своевременное предъявление указанного платежного требования в картотеку банка, но несвоевременная уплата обязательных страховых вносов является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 11.54 КоАП.

К сведению

Статистика за 2010 г. — 1-е полугодие 2014 г. по рассмотрению районными судами г. Минска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.54 КоАП, выглядит следующим образом:
— в 2010 г. рассмотрено 62 698 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 84 дела, или 0,13 %;
— в 2011 г. — 60 857 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 144 дела, или 0,23 %;
— в 2012 г. — 56 132 дела, из них по ст. 11.54 КоАП — 156 дел, или 0,36 %;
— в 2013 г. — 64 213 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 2 045 дел, или 3,18 %;
— за первое полугодие 2014 г. — 22 558 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 1 182 дела, или 5,24 %.

Пример 1

ООО «А» допущена неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов в ФСЗН в размере 1 315 000 000 руб. На этом основании был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.54 КоАП.
В судебном заседании представитель ООО «А» вину в совершении административного правонарушения не признал, указав, что обществом действительно не уплачивались в полном объеме в установленный законом срок обязательные страховые взносы в ФСЗН. Неполная уплата данных взносов была вызвана тем, что на расчетном счете ООО «А» не всегда имелись денежные средства. Вместе с тем ООО «А» своевременно вносились платежные поручения в картотеку банка на последующее списание денежных средств, поступающих на расчетный счет организации, для последующего их перечисления в счет уплаты обязательных страховых взносов, что подтверждается копиями платежных поручений.
В ходе общения с руководством ФСЗН представителям ООО «А» было разъяснено, что в случае своевременного помещения платежных требований в картотеку банка для последующего списания денежных средств в счет уплаты обязательных страховых взносов административная ответственность по ст. 11.54 КоАП не наступает. ООО «А» считало, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем просило суд прекратить дело об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 Положения плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Согласно п. 12 Положения плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.
Приведенными выше нормами установлена обязанность плательщика обязательных страховых взносов уплачивать в ФСЗН страховые взносы в срок и в установленных законом размерах. При этом плательщики обязательных страховых взносов на основании п. 12 Положения уплачивают обязательные страховые взносы путем представления в банк платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов независимо от наличия средств на счете.
Положение не содержит нормы, из которой бы усматривалось, что в случае отсутствия у плательщика на расчетном счете денежных средств для оплаты обязательных страховых взносов, но своевременного помещения платежного поручения в картотеку банка и последующей неуплаты или неполной оплаты обязательных страховых взносов плательщик освобождается от административной ответственности и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП.
Комментарии различных специалистов, на которые ссылались представители ООО «А», суд признал несущественными и расценил как субъективное мнение частных лиц.
ООО «А» на основании ст. 11.54 КоАП было подвергнуто штрафу в размере 20 % от начисленной суммы обязательных страховых взносов.

Санкция ст. 11.54 КоАП предусматривает наказание только в виде штрафа.

Согласно ст. 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в пп. 3 и 5 части первой ст. 7.2 КоАП, и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. 1, 3–9 и 11 части первой ст. 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах минимальных и максимальных размеров, установленных в санкциях статей Особенной части КоАП, уменьшенных в два раза.

В соответствии с п. 3 части первой ст. 7.2 КоАП обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.

Таким образом, в ст. 7.9 КоАП законодателем закреплена обязанность суда при рассмотрении дела об административном правонарушении при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, уменьшать размер взыскиваемого штрафа в два раза.

Суд обязан применить ст. 7.9 КоАП и уменьшить размер штрафа в два раза в случае, если на момент поступления (рассмотрения) дела об административном правонарушении виновное лицо добровольно уплатило сумму обязательных страховых взносов в полном объеме. При этом суд должен установить, что выплата была произведена в добровольном порядке. Списание денежных средств в бесспорном порядке на основании выставленного платежного требования не будет считаться добровольной уплатой обязательных страховых взносов и не будет являться основанием для применения ст. 7.9 КоАП.

Пример 2

ЗАО «С» допущена неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов в ФСЗН. Не уплаченная в установленный срок сумма обязательных страховых взносов составила 77 248 500 руб. В отношении ЗАО «С» был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП.
В судебном заседании представитель ЗАО «С» вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что 10.04.2013 ЗАО «С» следовало перечислить в ФСЗН обязательные страховые взносы в сумме 151 691 335 руб.
10.04.2013 ЗАО «С» из-за отсутствия денежных средств было оплачено только 74 442 814 руб. в счет уплаты обязательных страховых взносов. На неоплаченную сумму страховых взносов в картотеку банка были помещены платежные требования. В течение последующих двух дней с расчетного счета ЗАО «С» были списаны суммы в счет полной оплаты обязательных страховых взносов. ЗАО «С» считало, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку, несмотря на неполную оплату обязательных страховых взносов, в картотеку банка были своевременно помещены платежные поручения.
Согласно диспозиции ст. 11.54 КоАП ответственность наступает за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
При этом указанной статьей не предусмотрены какие-либо исключения из этой нормы.
Доводы ЗАО «С» относительно того, что административная ответственность по ст. 11.54 КоАП не наступает в том случае, если плательщиком своевременно были помещены платежные поручения в картотеку банка, суд посчитал несостоятельными. При этом ЗАО «С» полностью произвело выплаты по обязательным страховым взносам в ФСЗН.
На основании ст. 7.9 КоАП суд подверг ЗАО «С» административному взысканию в виде штрафа в размере 10 % начисленной суммы платежей, тем самым уменьшив размер штрафа в два раза.


В соответствии со ст. 8.2 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Согласно ст. 8.3 КоАП физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в пп. 2, 3, 6 части первой ст. 7.2 КоАП. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии обстоятельства, указанного в п. 3 части первой ст. 7.2 КоАП.

К сведению

При рассмотрении административных дел, предусмотренных ст. 11.54 КоАП, невозможно применение ст. 8.8 КоАП (освобождение от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера), поскольку сами по себе неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов в ФСЗН связаны с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Данные нормы закона позволяют при определенных обстоятельствах освободить лицо, в отношении которого ведется административный процесс, от административной ответственности.

Вместе с тем если ст. 7.9 КоАП обязывает суд смягчать административную ответственность в случае наличия определенных обстоятельств, то ст. 8.2 и 8.3 КоАП закрепляют за судом право на освобождение от административной ответственности лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Оспаривание бесспорного списания задолженности через органы ФСЗН

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование <…>, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, не предусматривает возможность оспаривания бесспорного списания органами ФСЗН денежных средств со счетов дебиторов. Вместе с тем постановление о бесспорном списании задолженности по страховым взносам может быть обжаловано на основании норм гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь либо в вышестоящий орган в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Основанием для обжалования является отсутствие задолженности дебитора (или наличие задолженности в размере меньше взысканной суммы) перед плательщиком на момент принятия соответствующего постановления (см.: Голованова Т. Алгоритм юридических действий по обжалованию бесспорного списания задолженности через налоговые органы и органы ФСЗН // Юрист. — 2015. — № 4. — С. 73–78).

5736 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме