Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН (ст. 11.54 КоАП), имеют небольшой удельный вес среди других административных дел. Вместе с тем количество данных дел с каждым годом возрастает. В настоящей статье вы узнаете о том, какие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП, а также о существующих основаниях смягчения наказания.
Статьей 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — ФСЗН).
Санкция ст. 11.54 КоАП устанавливает административное наказание в виде наложения штрафа на физическое лицо в размере от 7 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов.
Субъектный состав виновных лиц
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» плательщиками обязательных страховых взносов в указанный бюджет являются:
- работодатели;
- работающие граждане;
- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы;
- Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
Объективная сторона административного правонарушения
Объективная сторона заключается в деянии, выраженном в форме альтернативных действий, таких как:
- неуплата в установленный срок обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН;
- неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН.
Практика рассмотрения административных дел
Порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены Положением об уплате обязательных страховых вносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение).
Многие плательщики обязательных страховых взносов полагают, что в случае отсутствия денежных средств на счете для оплаты взносов и своевременного помещения платежного требования в картотеку банка на последующее списание денежных средств, поступающих на расчетный счет организации, для последующего их перечисления в счет уплаты обязательных взносов отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП.
Вместе с тем данное мнение является заблуждением, поскольку Положением не предусмотрено освобождение от административной ответственности в случае своевременного предъявления платежного требования в картотеку банка на последующее списание денежных средств в счет уплаты обязательных страховых взносов.
На сегодняшний день своевременное предъявление указанного платежного требования в картотеку банка, но несвоевременная уплата обязательных страховых вносов является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 11.54 КоАП.
К сведению
Статистика за 2010 г. — 1-е полугодие 2014 г. по рассмотрению районными судами г. Минска дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.54 КоАП, выглядит следующим образом:
— в 2010 г. рассмотрено 62 698 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 84 дела, или 0,13 %;
— в 2011 г. — 60 857 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 144 дела, или 0,23 %;
— в 2012 г. — 56 132 дела, из них по ст. 11.54 КоАП — 156 дел, или 0,36 %;
— в 2013 г. — 64 213 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 2 045 дел, или 3,18 %;
— за первое полугодие 2014 г. — 22 558 дел, из них по ст. 11.54 КоАП — 1 182 дела, или 5,24 %.
Пример 1
ООО «А» допущена неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов в ФСЗН в размере 1 315 000 000 руб. На этом основании был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 11.54 КоАП.
В судебном заседании представитель ООО «А» вину в совершении административного правонарушения не признал, указав, что обществом действительно не уплачивались в полном объеме в установленный законом срок обязательные страховые взносы в ФСЗН. Неполная уплата данных взносов была вызвана тем, что на расчетном счете ООО «А» не всегда имелись денежные средства. Вместе с тем ООО «А» своевременно вносились платежные поручения в картотеку банка на последующее списание денежных средств, поступающих на расчетный счет организации, для последующего их перечисления в счет уплаты обязательных страховых взносов, что подтверждается копиями платежных поручений.
В ходе общения с руководством ФСЗН представителям ООО «А» было разъяснено, что в случае своевременного помещения платежных требований в картотеку банка для последующего списания денежных средств в счет уплаты обязательных страховых взносов административная ответственность по ст. 11.54 КоАП не наступает. ООО «А» считало, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем просило суд прекратить дело об административном правонарушении.
В соответствии с п. 4 Положения плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц.
Согласно п. 12 Положения плательщики при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют.
Приведенными выше нормами установлена обязанность плательщика обязательных страховых взносов уплачивать в ФСЗН страховые взносы в срок и в установленных законом размерах. При этом плательщики обязательных страховых взносов на основании п. 12 Положения уплачивают обязательные страховые взносы путем представления в банк платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов независимо от наличия средств на счете.
Положение не содержит нормы, из которой бы усматривалось, что в случае отсутствия у плательщика на расчетном счете денежных средств для оплаты обязательных страховых взносов, но своевременного помещения платежного поручения в картотеку банка и последующей неуплаты или неполной оплаты обязательных страховых взносов плательщик освобождается от административной ответственности и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП.
Комментарии различных специалистов, на которые ссылались представители ООО «А», суд признал несущественными и расценил как субъективное мнение частных лиц.
ООО «А» на основании ст. 11.54 КоАП было подвергнуто штрафу в размере 20 % от начисленной суммы обязательных страховых взносов.
Санкция ст. 11.54 КоАП предусматривает наказание только в виде штрафа.
Согласно ст. 7.9 КоАП при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в пп. 3 и 5 части первой ст. 7.2 КоАП, и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. 1, 3–9 и 11 части первой ст. 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах минимальных и максимальных размеров, установленных в санкциях статей Особенной части КоАП, уменьшенных в два раза.
В соответствии с п. 3 части первой ст. 7.2 КоАП обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание.
Таким образом, в ст. 7.9 КоАП законодателем закреплена обязанность суда при рассмотрении дела об административном правонарушении при наличии оснований, предусмотренных данной статьей, уменьшать размер взыскиваемого штрафа в два раза.
Суд обязан применить ст. 7.9 КоАП и уменьшить размер штрафа в два раза в случае, если на момент поступления (рассмотрения) дела об административном правонарушении виновное лицо добровольно уплатило сумму обязательных страховых взносов в полном объеме. При этом суд должен установить, что выплата была произведена в добровольном порядке. Списание денежных средств в бесспорном порядке на основании выставленного платежного требования не будет считаться добровольной уплатой обязательных страховых взносов и не будет являться основанием для применения ст. 7.9 КоАП.
Пример 2
ЗАО «С» допущена неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов в ФСЗН. Не уплаченная в установленный срок сумма обязательных страховых взносов составила 77 248 500 руб. В отношении ЗАО «С» был составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.54 КоАП.
В судебном заседании представитель ЗАО «С» вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что 10.04.2013 ЗАО «С» следовало перечислить в ФСЗН обязательные страховые взносы в сумме 151 691 335 руб.
10.04.2013 ЗАО «С» из-за отсутствия денежных средств было оплачено только 74 442 814 руб. в счет уплаты обязательных страховых взносов. На неоплаченную сумму страховых взносов в картотеку банка были помещены платежные требования. В течение последующих двух дней с расчетного счета ЗАО «С» были списаны суммы в счет полной оплаты обязательных страховых взносов. ЗАО «С» считало, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку, несмотря на неполную оплату обязательных страховых взносов, в картотеку банка были своевременно помещены платежные поручения.
Согласно диспозиции ст. 11.54 КоАП ответственность наступает за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
При этом указанной статьей не предусмотрены какие-либо исключения из этой нормы.
Доводы ЗАО «С» относительно того, что административная ответственность по ст. 11.54 КоАП не наступает в том случае, если плательщиком своевременно были помещены платежные поручения в картотеку банка, суд посчитал несостоятельными. При этом ЗАО «С» полностью произвело выплаты по обязательным страховым взносам в ФСЗН.
На основании ст. 7.9 КоАП суд подверг ЗАО «С» административному взысканию в виде штрафа в размере 10 % начисленной суммы платежей, тем самым уменьшив размер штрафа в два раза.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Согласно ст. 8.3 КоАП физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в пп. 2, 3, 6 части первой ст. 7.2 КоАП. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии обстоятельства, указанного в п. 3 части первой ст. 7.2 КоАП.
К сведению
При рассмотрении административных дел, предусмотренных ст. 11.54 КоАП, невозможно применение ст. 8.8 КоАП (освобождение от административной ответственности за правонарушение, не связанное с получением выгоды имущественного характера), поскольку сами по себе неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов в ФСЗН связаны с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.
Данные нормы закона позволяют при определенных обстоятельствах освободить лицо, в отношении которого ведется административный процесс, от административной ответственности.
Вместе с тем если ст. 7.9 КоАП обязывает суд смягчать административную ответственность в случае наличия определенных обстоятельств, то ст. 8.2 и 8.3 КоАП закрепляют за судом право на освобождение от административной ответственности лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Оспаривание бесспорного списания задолженности через органы ФСЗН
Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование <…>, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40, не предусматривает возможность оспаривания бесспорного списания органами ФСЗН денежных средств со счетов дебиторов. Вместе с тем постановление о бесспорном списании задолженности по страховым взносам может быть обжаловано на основании норм гл. 25 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь либо в вышестоящий орган в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». Основанием для обжалования является отсутствие задолженности дебитора (или наличие задолженности в размере меньше взысканной суммы) перед плательщиком на момент принятия соответствующего постановления (см.: Голованова Т. Алгоритм юридических действий по обжалованию бесспорного списания задолженности через налоговые органы и органы ФСЗН // Юрист. — 2015. — № 4. — С. 73–78).
по теме