Содержание:
Виды аудита
1. Добровольный (инициативный) аудит подразделяется:
- на комплексный аудит (экспертная бизнес-оценка всей деятельности организации);
- налоговый аудит (правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов в бюджет);
- аудит по специальному заданию (правильность отражения операций по счетам бухучета по определенным участкам хозяйственной деятельности в соответствии с заданием проверяемой организации);
- аудиторская или независимая оценка при ликвидации (позволяет в большинстве случаев избежать налоговой проверки при ликвидации организации, кроме случаев, установленных законодательством).
2. Обязательный аудит.
Справочно.
Случаи, когда аудиторская оценка при ликвидации не освобождает от обязанности проведения дополнительной проверки, определены в ч. 2 п. 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, в п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2017 № 500 «Об оказании аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» и др.
Когда проведение аудита обязательно
Случаи проведения обязательного аудита годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской и финансовой отчетности определены ст. 22 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности):
- для акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
- Национального банка Республики Беларусь;
- банков, банковских групп, банковских холдингов;
- бирж;
- страховых организаций, страховых брокеров;
- резидентов Парка высоких технологий;
- организаций, осуществляющих гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- акционерных инвестиционных фондов;
- управляющих организаций инвестиционных фондов;
- специальных финансовых организаций;
- иных организаций с объемом выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год свыше 500 000 БВ (на 31 декабря предыдущего отчетного года).
Справочно.
Согласно п. 7 ст. 14 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» индивидуальная отчетность составляется в организации:
— не являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам;
— являющейся учредителем унитарных предприятий, основным хозяйственным обществом по отношению к дочерним хозяйственным обществам, — без учета отчетности ее унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ;
— входящей в состав участников холдинга, — без учета отчетности юридических лиц, с которыми организация объединена в холдинг.
Консолидированная отчетность составляется по группе организаций (холдингу, хозяйственному обществу и его унитарным предприятиям, дочерним и зависимым хозяйственным обществам, унитарному предприятию и его дочерним унитарным предприятиям) как отчетность единой организации.
Освобождены от проведения обязательного аудита:
- организации потребительской кооперации, независимо от объема выручки;
- организации, производящие (производящие и перерабатывающие) сельскохозяйственную продукцию и перешедшие на применение единого налога для производителей сельхозпродукции, независимо от объема выручки;
- акционерные общества, обязанные раскрывать информацию об акционерном обществе в соответствии с законодательством о ценных бумагах;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
Кроме того, освобождаются от обязательного аудита ряд организаций, если за этот отчетный период у них проведен обязательный аудит годовой консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО).
Справочно.
Проведение налоговой или иной проверки контролирующими органами не освобождает организацию от проведения обязательного аудита.
Когда необходимы закупки аудиторских услуг
Закупки аудиторских услуг необходимо проводить:
- республиканским унитарным предприятиям;
- государственным органам;
- государственным объединениям;
- иным юридическим лицам, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственным обществам, более 25 % акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности.
Справочно.
В соответствии с подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» (далее — постановление № 936) не обязаны проводить закупки аудиторских услуг, независимо от доли собственности государства:
• банки;
• ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;
• небанковские кредитно-финансовые организации.
При проведении закупок аудиторских услуг организации обязаны установить в документации о закупке следующие обязательные требования к участникам:
- наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций;
- представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости (подп. 1.3 п. 1 постановления № 936).
Подготовка договора на оказание аудиторских услуг
Специальных требований, предъявляемых к договору на оказание аудиторских услуг, законодательством не предусмотрено. Однако при подготовке договора рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Предметом может быть только проведение аудита или проведение аудита с консультационным обслуживанием, как в период аудита, так и в иной период. Период консультационного обслуживания и условия его предоставления должны быть четко указаны в договоре.
2. Аудит целесообразно проводить в два этапа (например, 6 месяцев и 6 месяцев, 9 месяцев и 3 месяца или иные варианты). При выявлении ошибок на первом этапе у организации есть возможность без спешки исправить выявленные ошибки, сделать запросы и получить ответы, исключить ошибки в дальнейшей деятельности, а если ошибки привели к недоплате налогов, то еще и сэкономить на уплате пени.
3. При определении срока проведения аудита целесообразно исходить из сезонности аудиторских услуг. Обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Но учитывая, что годовая отчетность сдается по 31 марта года, следующего за отчетным, целесообразно исходить из этой даты, так как все ошибки, если они будут выявлены в ходе аудита, будут исправлены в годовой отчетности.
4. Если организация не подлежит обязательному аудиту или проводит поэтапный аудит, то срок его проведения целесообразно выбрать с 1 июля по 30 октября.
5. В договоре следует указать проверяемый период. При обязательном аудите это год, при инициативном аудите это может быть квартал, полугодие, год (ы).
6. Если аудит является обязательным, то перечень вопросов, подлежащих проверке, установлен в законодательстве.
7. Если аудит инициативный по спецзаданию (но не при ликвидации!), то перечень вопросов следует определить в приложении к договору на оказание аудиторских услуг. Чем четче будет определен перечень, тем меньше потом возникнет вопросов, почему проверен или не проверен тот или иной участок хозяйственной деятельности организации.
8. При необходимости привлекать в качестве экспертов в определенной сфере деятельности организации и физических лиц, не состоящих в штате аудиторской организации, важно указать в договоре их права и обязанности.
9. Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудируемых лиц определены в ст. 14–18 Закона об аудиторской деятельности. Необходимость дублировать данные условия в договоре стороны определяют самостоятельно.
Документы, необходимые для проведения аудита
Для проведения аудита необходимо заблаговременно подготовить:
- устав, свидетельство о государственной регистрации организации, документы о постановке на учет в различных органах (ИМНС, ФСЗН, Белгосстрах и т.п.);
- лицензии, аттестаты, свидетельства;
- документы, подтверждающие формирование уставного фонда;
- учетную политику для целей бухгалтерского учета и налогообложения;
- положение по оплате труда, положение по командировочным расходам и другие локальные правовые акты;
- налоговые декларации (в том числе уточненные) и регистры налогового учета, а также документы, подтверждающие льготы по налогам;
- документы по проведению инвентаризации;
- бухгалтерскую отчетность и первичные учетные документы;
- хозяйственные договоры и т.д.
Приведенный перечень документов является примерным. Документы первоначально предоставляются в оригиналах.
Справочно.
Пунктом 10 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104, установлено, что бухгалтерская отчетность организации, имеющей филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, составляется с включением показателей деятельности подразделений. То есть отчетность подтверждается аудитом с учетом данных этих структурных подразделений. В этом случае аудиторам потребуются документы по филиалу или иному структурному подразделению.
Лица, присутствие которых целесообразно при проведении проверки
В период проведения аудиторской проверки (ее этапов) следует обеспечить, чтобы на рабочем месте находились:
- главный бухгалтер и (или) его заместители;
- бухгалтеры по соответствующим участкам учета;
- юрист;
- ключевые сотрудники организации, чья деятельность связана с областью проверки.