Вы на портале

Как получить разрешение на размещение наружной рекламы на здании?

Для того, чтобы разместить наружную рекламу, субъекту предпринимательской деятельности нужно пройти ряд административных процедур. В случае размещения наружной рекламы без согласования придется не только демонтировать уже установленную рекламную конструкцию, но и заплатить штраф.

Обновлено
Пуп Александр
Пуп Александр

юрист

13963 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) наружная реклама — это реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах. Средством наружной рекламы является техническое средство, специально предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства (например, штендер, пилон, лайтпостер, вывеска рекламного характера, кронштейн и т.д.).

Процесс получения разрешения на размещение наружной рекламы можно разделить на два этапа:

  1. получение разрешения на размещение средства наружной рекламы (паспортизация);
  2. согласование наружной рекламы.

Этап 1. Получение разрешения на размещение средства наружной рекламы (паспортизация)

Шаг 1: определяем вид наружной рекламы 

Приложением 10 к Положению о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497 «О реализации Закона Республики Беларусь "О рекламе"» (далее — Постановление), установлен Перечень средств наружной рекламы, на размещение которых не требуется получение разрешения (далее — Положение, Перечень). К таким средствам относятся, например, вывески (за исключением вывесок рекламного характера), совмещенные с рекламой зонты, навесы, тенты, роллеты, ограждения, используемые при организации работы мелкорозничной торговой сети, и т.д.

Вместе с тем если указанные средства размещаются на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и в зонах их охраны, то получить разрешение на размещение наружной рекламы необходимо.

Шаг 2: заполняем заявление

В случае, если средство наружной рекламы не входит в Перечень, следует заполнить заявление, форма которого содержится в приложении 1 к Положению.

В заявлении необходимо указать:

  • общие сведения о рекламораспространителе (организационно-правовая форма, наименование, адрес, УНП, контактные данные, информация об операторе наружной рекламы);
  • общие сведения о собственнике места размещения средства наружной рекламы (уполномоченном лице) (организационно-правовая форма, наименование, адрес, УНП, контактные данные, информация об операторе наружной рекламы, форма собственности имущества (республиканская, коммунальная, частная));
  • сведения о средстве наружной рекламы (вид, адрес места расположения, площадь рекламного поля);
  • сведения о внесении платы за оформление паспорта, если плата вносилась посредством использования АИС ЕРИП (дата внесения платы, сумма);
  • перечень прилагаемых документов.

Шаг 3: готовим документы, необходимые для подачи заявления 

К заявлению следует приложить документы, определенные подп. 9.11.1 п. 9.11 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее — Единый перечень административных процедур).

К таким документам относятся:

1. Согласие собственника места размещения наружной рекламы. Если средство наружной рекламы будет размещаться на имуществе, не принадлежащем рекламораспространителю (например, если помещение находится в аренде), то для получения разрешения необходимо согласие собственника на такое размещение. Если место размещения находится в республиканской или частной собственности, нужно получить письмо или иной документ о согласии собственника (уполномоченного лица). При размещении средства наружной рекламы на имуществе, которое находится в совместной собственности нескольких лиц, следует получить документы, подтверждающие согласие собственников на размещение средства наружной рекламы, в количестве, необходимом в соответствии с законодательством для принятия таких решений (например, копия протокола общего собрания собственников). Согласие может представляться в уполномоченный орган в виде копии.

2. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию рекламораспространителя (при первой подаче документов в соответствующий исполком).

3. Эскиз средства наружной рекламы, выполненный на бумажном носителе в цвете, который увязан с конкретной архитектурно-планировочной ситуацией по месту размещения средства наружной рекламы.

4. Три цветные фотографии места размещения средства наружной рекламы размером 9 x 13 см:

  • одна фотография — с панорамной съемкой места размещения;
  • две фотографии — с обозначением места размещения.

5. Макет наружной рекламы (при наличии) на бумажном носителе формата А4 в цвете либо на электронном носителе при размещении (распространении) такой рекламы на электронном табло.

Шаг 4: вносим плату за оформление паспорта средства наружной рекламы 

При этом в случае, если техническое средство предназначено исключительно для размещения социальной рекламы, плата не взимается. Размер платы за услуги по оформлению паспорта устанавливается прейскурантом тарифов исполкома.

Шаг 5: подаем документы в исполком

В исполнительный комитет (Минский городской, городской (города областного подчинения), районный исполнительный комитет (далее — исполком)) подается заявление с прилагаемыми документами. Исполком в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления совершает ряд действий, в том числе оформляет паспорт и производит требуемые согласования. 

Справочно.
Многие исполкомы создали коммунальные предприятия и передали им функции по оформлению разрешительной документации по наружной рекламе. В Минске, например, документы следует подавать в КУП «Минскреклама». В Минском районе:
— Коммунальное унитарное предприятие «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро Минского района» уполномочено на принятие, регистрацию и рассмотрение документов на согласование наружной рекламы и рекламы на транспортных средствах;
— отдел торговли и услуг Минского райисполкома уполномочен на согласование наружной рекламы и рекламы.
В небольших районах документы, как правило, подаются в отделы торговли и услуг райисполкомов в соответствии с ЛНПА райисполкомов.

Исполком может отказать в оформлении паспорта только в том случае, если рекламораспространитель планирует разместить средство наружной рекламы на объекте коммунальной собственности и исполком, как собственник, посчитает это размещение нецелесообразным. При этом в случае отказа в оформлении паспорта исполком обязан вернуть рекламораспространителю внесенную им плату за оформление паспорта средства наружной рекламы (п. 10 Положения).

Шаг 6: заключаем договор на размещение (распространение) наружной рекламы

В течение 5 дней со дня последнего согласования между исполкомом, собственником (уполномоченным лицом) и рекламораспространителем заключается договор на размещение (распространение) наружной рекламы. В соответствии с договором собственник (уполномоченное лицо) оказывает рекламораспространителю содействие в размещении (распространении) наружной рекламы, а местный исполнительный и распорядительный орган предоставляет рекламораспространителю право на использование городской среды (среды населенного пункта или иных территорий) в рекламных целях.

Шаг 7. получаем паспорт

Исполком утверждает паспорт в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора. В паспорте указывается срок действия разрешения (паспорта).

Справочно. 
Случаи отказа в утверждении паспорта определены п. 18 Положения. К ним относятся, например, незаключение договора на размещение наружной рекламы, отсутствие согласований (ГАИ, Минкульт и т.д.), предоставление подложных документов и др.

По общему правилу разрешение выдается в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления.

Этап 2. Согласование наружной рекламы

После получения разрешения (паспорта средства наружной рекламы) нужно согласовать непосредственно саму наружную рекламу в исполкоме (ст. 13 Закона о рекламе). Обращаем внимание, что в случаях, если не требовалось получать разрешение на размещение средства наружной рекламы, согласование рекламы, размещаемой на таких средствах, также не производится.

Шаг 1: заполняем заявление

Форма заявления содержится в Приложении к Положению о порядке размещения (распространения) и согласования наружной рекламы, рекламы на автомобилях, трамваях, троллейбусах, колесных тракторах, автопоездах, утвержденному Постановлением.

В заявлении следует указать общие сведения о рекламораспространителе, а также перечень прилагаемых документов.

Шаг 2: готовим перечень прилагаемых к заявлению документов

К заявлению нужно приложить документы, определенные подп. 9.13 п. 9 Единого перечня административных процедур.

К таким документам относятся:

1. Цветной макет наружной рекламы на бумажном носителе (формат А4) в 3 экземплярах. В случае, если реклама размещается на электронном табло, макет подается на электронном носителе.

2. Документы, подтверждающие изготовление наружной рекламы сторонними организациями либо гражданами Республики Беларусь (например, договор подряда). В случае, если наружная реклама изготавливалась силами рекламодателя — письмо об изготовлении наружной рекламы собственными силами. Пример формулировки такого письма: «Настоящим сообщаем, что рекламная конструкция, размещаемая по адресу: г. Минск, ул. Одинцова, д. 31, корп. 3 и принадлежащая ООО «Фирма», изготовлена собственными силами».

3. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию рекламораспространителя (при первой подаче документов в соответствующий исполком), в случае, если в наружной рекламе содержатся сведения об организации Республики Беларусь или гражданине, осуществляющем деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

4. В случае, если в наружной рекламе используются образы людей, необходимо предоставить копии документов, подтверждающих то, что в рекламировании принимают участие только граждане Республики Беларусь:

  • копия договора о выполнении работы по рекламированию гражданином Республики Беларусь или договора об использовании изображения гражданина Республики Беларусь в такой рекламе,
    а также копия паспорта гражданина;
  • копия договора об оказании услуги модельным агентством, действующим на территории Республики Беларусь, по предоставлению модели (гражданина Республики Беларусь) для участия в рекламировании.

5. Информация об иностранном или международном юридическом лице (при наличии).

6. Документы о регистрации товарного знака (знака обслуживания) в случае, если наружная реклама содержит изображение товарного знака (знака обслуживания).

7. Информация о месте и сроках размещения наружной рекламы.

Шаг 3: подаем документы в исполком 

При необходимости исполком самостоятельно запрашивает согласование у других уполномоченных госорганов. Это происходит в случаях, если наружная реклама содержит сведения:

  • о лекарственных средствах, методах оказания медицинской помощи, работах и (или) услугах, составляющих медицинскую деятельность, изделиях медицинского назначения или медицинской техники, биологически активных добавках к пище;
  • о трудоустройстве граждан за пределами Республики Беларусь;
  • об учебе граждан за пределами Республики Беларусь.

Исполком согласовывает наружную рекламу в течение 10 дней со дня получения заявления (в случае направления запроса о согласовании в другие госорганы — в течение месяца).

Обращаем внимание, что за процедуру согласования наружной рекламы пошлина не взимается.

Следует отметить, что на практике исполкомы, как правило, реализуют принцип работы «одно окно»: рекламораспространитель подает документы для получения паспорта средства наружной рекламы и для согласования наружной рекламы одновременно. В таком случае согласование наружной рекламы содержится в паспорте средства наружной рекламы. После прохождения всех процедур исполком передает рекламораспространителю полный пакет разрешительной документации.

Таким образом, рекомендуем размещать наружную рекламу только после получения соответствующих документов в исполкоме (паспорт средства наружной рекламы и согласование наружной рекламы). Это позволит избежать штрафных санкций, а также демонтажа незаконно установленной рекламной конструкции.

Справочно. 
В соответствии со ст. 12.15 КоАП размещение (распространение) на территории Республики Беларусь рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 50 базовых величин.

Чек-лист действий при размещении наружной рекламы:

1. Определить вид наружной рекламы.
2. Заполнить заявление на получение разрешения на размещение средства наружной рекламы.
3. Приложить к заявлению документы:
— согласие собственника места размещения наружной рекламы;
— копию документа, подтверждающего государственную регистрацию;
— эскиз средства наружной рекламы;
— 3 цветные фотографии места размещения средства наружной рекламы: 1 фотография — с панорамной съемкой места размещения; 2 фотографии — с обозначением места размещения;
— макет наружной рекламы (при наличии).
4. Внести плату за оформление паспорта средства наружной рекламы.
5. Подать документы в исполком.
6. Заключить договор на размещение (распространение) наружной рекламы.
7. Получить паспорт средства наружной рекламы.
8. Подготовить заявление на согласование наружной рекламы.
9. Приложить к заявлению следующие документы:
— цветной макет наружной рекламы на бумажном носителе (формат А4) в 3 экземплярах;
— документы, подтверждающие изготовление наружной рекламы сторонними организациями либо гражданами Республики Беларусь;
— копию документа, подтверждающего государственную регистрацию;
— копии документов, подтверждающих то, что в рекламировании принимают участие только граждане Республики Беларусь (при необходимости);
— информация об иностранном или международном юридическом лице (при наличии);
— документы о регистрации товарного знака (знака обслуживания) (при необходимости);
— информация о месте и сроках размещения наружной рекламы.
10. Подать документы в исполком.
11. Разместить наружную рекламу.

13963 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме