Как построить сильную юрслужбу: LawSpring-2018

13 апреля 2018 г. прошел Международный конгресс юридических служб LawSpring-2018 — единственное профессиональное мероприятие в Республике Беларусь, посвященное вопросам построения и функционирования юридической службы на предприятии.

Юристы, адвокаты, управляющие партнеры, представители госорганов делились своим опытом и обсуждали различные вопросы, касающиеся хозяйственной деятельности и места юриста в ней: от внутренних рисков бизнеса до автоматизации и управления юридической службой. Часть рассмотренных на конгрессе тем освещаются или будут освещены в журнале в виде отдельных статей, мы же хотим вас познакомить с остальными блоками конгресса.

Обновлено
2317 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

10 из 180 предложений

Одна из дискуссионных панелей была посвящена проблеме взаимодействия бизнеса и государства.

Казалось бы, проблема не нова: государство как регулятор вводит новые нормы, которые возлагают на бизнес дополнительные обязанности и, соответственно, расходы, а последний с такими обязанностями не всегда согласен. Поэтому сторонам приходится искать некий консенсус.

В быту виновниками бед чаще всего выставляются именно госорганы, которые либо не хотят прислушиваться к проблемам бизнеса, либо попросту игнорируют их.

Однако на конгрессе проблема была рассмотрена и с другой стороны «баррикад».

Поиск консенсуса, как справедливо было отмечено представителями госорганов, — это дорога с двусторонним движением, где каждая сторона должна активно участвовать в обсуждении проблем и их решении.

Вадим Ипатов, директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, привел в пример такие цифры: в год в среднем Центр обрабатывает от 160 до 180 предложений от бизнеса по его регулированию, однако до законопроектов доходит лишь около 10 таких предложений. Оставшиеся предложения либо не обоснованы, либо не проработаны. Основная проблема, как отметил В. Ипатов, заключается в том, что предложения должны носить комплексный характер и затрагивать широкий круг лиц или касаться всей отрасли экономики, а не решать чьи-то частные интересы.

Юрисконсульт ООО «Хьюмен систем» Андрей Старжинский, опираясь на свой опыт GR, посоветовал юристам, заинтересованным в участии в нормотворческой деятельности, активно заниматься подготовкой заключений по проектам нормативных актов. Сначала это получает незначительный отклик, но через определенное время такой юрист становится для госоргана экспертом в конкретной сфере, без которого уже не будет проходить ни одно обсуждение. Надеяться на быстрое достижение авторитета не приходится, авторитет нарабатывается достаточно долго. Зато затраченные усилия возвращаются с лихвой.

В целом участники дискуссионной панели отметили наметившийся оптимизм при обсуждении проблемных вопросов правового регулирования бизнеса. Результатом стали декреты Президента Республики Беларусь № 7 и № 8.

Вести переговоры — просто?

Всем известно, что переговоры являются неотъемлемой частью работы юриста. Вести переговоры нужно уметь, но в повседневной работе мы полагаемся сугубо на интуицию и не уделяем внимание тактике переговоров.

Александр Кондратович, автор курса «Секреты подготовки профессиональных переговорщиков», на мастер-классе по переговорам в легкой манере за один час смог обозначить ключевые аспекты успешных переговоров.

Александр рекомендует обратить особое внимание на процесс подготовки к переговорам, ведь именно на этом этапе прорабатывается их сценарий, формируется позиция, можно определить не только свои сильные и слабые стороны, но и оппонента.

Немаловажно определить «тяжесть» нужды, а также альтернативы каждой из сторон переговоров. Ведь чем больше альтернатив, а нужда меньше, тем сильнее ваша позиция. Стороны никогда не сядут за стол переговоров, пока их альтернативы не будут хуже, чем возможное переговорное согла-шение.

Одно из главных правил переговоров — именно вести переговоры, а не быть их пассивным участником. Если вы не задаете вопросы, ничего не записываете, то вы и не ведете переговоры.

Также А. Кондратович напомнил, что никогда нельзя забывать о самоконтроле. Мимика, жесты и позы должны быть спокойными и плавными, никакого бегающего взгляда. На переговорах не стоит говорить лишнего: ведь чем больше мы хотим получить, тем меньше это показываем.

«Ты ж юрист», или Внутренний пиар юридической службы

Как повысить авторитет юристов в компании и не переусердствовать при этом?

Чаще всего юридическая служба в компании воспринимается как вспомогательная: отдел продаж продает и приносит прибыль, бухгалтерия сводит дебет с кредитом, а юристы решают проблемы, то есть работают по факту. По большому счету, если юрслужба не приносит прибыли, то можно обойтись и без нее?

Такое представление о работе юриста ошибочно, и юрслужбе важно его переломить.

Эксперты сессии, посвященной управлению юридической службой, высказали интересную мысль о том, что пиар юрслужбы — это в первую очередь повышение ее авторитета в глазах компании.

Роман Томкович, директор юридического департамента ОАО «Белинвестбанк», заметил: «Бизнес ненавидит нас (юристов — прим. ред.) за 20 страниц договора, но наша задача — объяснить, почему он именно на 20 страницах. Если руководитель компании понимает, что юрист может решить любую проблему, это уже достижение».

С Романом согласился Андрей Рощупкин, первый заместитель генерального директора

УП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», который добавил, что юрслужба может добиться уважения путем развития кросс-функциональности юриста, то есть решения не только каких-то юридических вопросов, но и других завязанных на ситуации проблем. «Юрист должен уметь твердо отстаивать свою позиции перед руководством, вплоть до объяснения ему риска уголовной ответственности», — подчеркнул он. Вместе с тем пиар юрслужбы не должен доходить до абсурда. Нельзя сказать директору фирмы: «Мы выиграли все дела», так как это невозможно. Кроме того, юриспруденция — это не спортивный матч, где есть проигравший и победитель. Понятие «выиграть» для юриста очень растяжимо и относительно.

Автоматизация без блокчейна

Автоматизация шагает по планете семимильными шагами. В некоторых сферах экономики ручной труд уже давно заменен роботизированным. Однако как можно автоматизировать работу юриста и можно ли вообще?

С этим вопросом разбирался Антон Лебедев, директор Образовательного центра «Седьмая Грань», который рассказал, как «подручные» и хорошо всем знакомые цифровые инструменты могут облегчить жизнь юриста.

Документооборот компании может вестись в программе Excel, которая дает возможность создавать гибкие условия фильтрации: выбрать из списка действующие или завершенные договоры, всех контрагентов, с которыми идет или закончена работа, и т.д. С помощью условного форматирования в Excel можно «подсветить» те документы, срок действия которых истекает.

В Word и Excel есть настройка, которая позволяет защитить документ от изменений как целиком, так и в определенной части (например, защитить строку, ячейку и т.д.).

Среди других инструментов можно выделить следующие:

  • Google docs позволяет работать с документом одновременно нескольким лицам и вносить в него правки, при этом будет видно, кто их внес. Кроме того, в нем доступна опция «предложить исправления в документ»;
  • Trello дает возможность организовать рабочее пространство и распределять задачи между работниками, устанавливать сроки их выполнения и контролировать их;
  • Google calendar позволяет создавать событие, приглашать на него участников, проводить видеоконференции;
  • MindManager дает возможность организовать свои идеи, придать им четкую структуру и лаконичный вид;
  • электронный почтовый ящик Gmail обеспечивает кроме функций обычного почтового ящика также функцию отмены отправки сообщений, добавления шаблонов подписей;
  • Microsoft To-Do позволяет создавать повседневные рабочие и личные задачи и управлять ими.
2317 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Контрактная форма найма очень популярна в трудовых правоотношениях, если не сказать больше – чаще всего работники именно «сидят на контракте». Контракт является срочной...
Прекращение трудовых отношений