Вы на портале

Как предотвратить корпоративный спор, или О важности договариваться со старта

При создании бизнеса партнеры, как правило, не задумываются о возможных вариантах развития ситуации в будущем и не уделяют должного внимания регламентации и урегулированию корпоративных отношений в случае возникновения конфликтов. В отсутствие четких правил поведения при конфликте общество может столкнуться со сложностями в принятии эффективных управленческих решений, что может стать причиной утраты контроля участниками над его деятельностью.

Обновлено
Морозова Светлана
Морозова Светлана

юрист

Ермак Дарья
Ермак Дарья

помощник адвоката Адвокатского бюро «РЕВЕРА»

3850 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое корпоративные конфликты (споры)?

В самом широком понимании корпоративный спор — это разногласия, которые приводят или могут привести:

— к нарушению законодательства, устава или внутренних локальных документов общества;

— нарушению прав участника (акционера) хозяйственного общества, группы участников (например, участников-миноритариев);

— досрочному прекращению полномочий органов управления общества;

— дестабилизации нормальной работы органов управления и невозможности принятия любых, даже необходимых для существования общества решений;

— недобросовестному поведению тех или иных участников корпоративных отношений (отдельных участников, членов органов управления либо групп участников).

Причинами возникновения и развития корпоративного спора могут быть, в частности, следующие обстоятельства:

— расхождение экономических интересов участников хозяйственного общества в отношении направлений деятельности общества и стратегии дальнейшего развития;

— различный объем прав и полномочий контроля над хозяйственным обществом у участников (акционеров) в зависимости от размера принадлежащих им долей в уставном фонде (акций);

— формирование органов управления общества, по сути, только мажоритарными участниками, исключающее свободное и открытое формирование состава данных органов, и др.

Основные документы, регулирующие корпоративные отношения

Как правило, корпоративные конфликты являются следствием недобросовестного поведения участников корпоративных отношений (например, директор, злоупотребляя правом, не предоставляет участникам по их запросу информацию о деятельности общества, совершает сделки без предварительного согласования уполномоченного органа общества и т.д.).

В отношении недобросовестных лиц выстроить систему действенных превентивных мер крайне сложно.

Однако если говорить о корпоративных спорах, возникающих в рамках правового поля, то предотвратить их возможно путем закрепления определенных правил в соответствующих документах.

Устав общества

Устав является ключевым документом, обязательным для всех хозяйственных обществ.

Рекомендации по подготовке устава:

1. Устав общества не должен быть типовым. При разработке устава следует учитывать особенности деятельности общества, состав и количество участников.

2. Устав общества должен содержать все обязательные условия, предусмотренные законодательством. Круг вопросов, которые должны быть урегулированы уставом хозяйственного общества, содержится в ч. 2 ст. 14, ст. 69, ст. 92 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозобществах).

3. Устав должен отражать интересы и договоренности всех участников, особенно в вопросах, касающихся обращения доли в уставном фонде (акций), размера и порядка формирования уставного фонда, кворума проведения собрания, количества голосов, принадлежащих каждому участнику, порядка принятия решений, распределения прибыли и т.д.

Ситуация. В состав ООО входит два участника, которые планируют совместный бизнес, исходя из деловых качеств, опыта и сложившихся между ними взаимоотношений. В этой связи принципиальным вопросом для каждой стороны является сохранение именно такого состава участников общества.

Если отчуждение доли в уставном фонде общества путем ее продажи достаточно детально регулируется законодательством (ст. 98-101 Закона о хозобществах) и предусматривает преимущественное право участников на покупку доли, а также право самого общества на покупку доли на предложенных условиях, то вопросы отчуждения доли иным образом, чем продажа, а также наследования доли Закон о хозобществах регулирует в меньшей степени.

Справочно.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 Закона о хозобществах уставом ООО может быть предусмотрена необходимость получения согласия общества или остальных его участников на отчуждение доли (части доли) участника в уставном фонде этого общества третьим лицам иным образом, чем продажа.

В ситуации, если участники не определят в уставе механизм отчуждения доли иным образом, чем продажа, в том числе не ограничат такое отчуждение согласием остальных участников или собрания, участник получает возможность действовать беспрепятственно, то есть подарить, обменять долю в уставном фонде, внести ее в уставный фонд другого юридического лица в любое время.

Аналогичного подхода придерживается законодатель и в отношении наследования доли в уставном фонде. В ч. 1 ст. 102 Закона о хозобществах презюмируется, что доли в уставном фонде физических лиц переходят к наследникам без согласия остальных участников общества. То есть для того, чтобы оставшийся участник мог повлиять на вопрос вхождения в бизнес наследников умершего участника, необходимо прямо предусмотреть это в уставе.

Таким образом, для того чтобы избежать манипуляций с долями в уставном фонде общества при возникновении конфликтных ситуаций, участники должны четко урегулировать механизм распоряжения долями в уставном фонде, зафиксировав его как минимум в уставе.

4. Устав должен отражать договоренности и правила взаимодействия участников общества с органами управления общества.

Ситуация. Участниками общества являются нерезиденты Республики Беларусь, у которых отсутствует возможность постоянно находиться на территории места нахождения общества, осуществлять текущий контроль за его деятельностью и, в частности, за деятельностью руководителя. В связи с опасениями участников по поводу возможного недобросовестного поведения директора (например, наем на работу на руководящие должности близких родственников и выплата им необоснованно большой заработной платы и премий, выбор контрагентов и заключение договоров исходя из личных выгод, а не интересов общества и др.) для них важно создать систему контроля за действиями директора. В таком случае возможны следующие варианты превентивного контроля.

Вариант 1. Создание в обществе совета директоров как органа, который будет контролировать деятельность директора, а также осуществлять общее руководство деятельностью общества в пределах, определенных законодательством и уставом.

Справочно. 
Преимущество совета директоров перед общим собранием участников заключается в том, что законодательство в части требований к порядку созыва и проведения заседаний, срокам извещения членов о созыве и проведении и прочих процедурных вопросов более гибкое, нежели в отношении общего собрания участников. Эти вопросы допустимо урегулировать в уставе либо локальном нормативном правовом акте, регулирующем деятельность совета директоров.

Вариант 2. Прямые ограничения полномочий директора в уставе. По общему правилу единоличный исполнительный орган обязан получить предварительное согласие (последующее одобрение) вышестоящего органа общества на совершение обществом крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц (ст. 57 и 58 Закона о хозобществах).

В соответствии со ст. 34, 50 Закона о хозобществах к компетенции общего собрания участников и совета директоров допустимо относить и иные вопросы, не поименованные в Законе о хозобществах, однако предусмотренных в уставе.

Исходя из профиля деятельности компании, к компетенции общего собрания участников (либо совета директоров при его образовании) можно отнести целый ряд действий, которые, по общему правилу, совершаются единоличным исполнительным органом, например:

— прием, изменение условий труда, прекращение трудовых отношений с заместителями директора, главным бухгалтером, руководителями структурных подразделений общества;

— выплата премии директору общества;

— совершение обществом сделки на сумму свыше определенного порога и пр.

Для совершения указанных сделок директору необходимо будет получить предварительное/последующее одобрение упомянутых действий у вышестоящего органа, а у участников общества появится право оспорить указанные сделки в случае нарушения порядка их совершения.

Вариант 3. Установление дополнительного контроля за деятельностью единоличного исполнительного органа. Может быть реализовано посредством фиксации в уставе общества положения о том, что директор обязан предоставить уполномоченному органу общества (общему собранию участников либо совету директоров) отчеты о своей деятельности. Содержание, периодичность предоставления и форма такого рода отчетности могут быть определены уставом.

5. Устав может предусматривать иные вопросы, не поименованные в Законе о хозобществах, но не противоречащие законодательству Республики Беларусь.

Акционерное соглашение (договор об осуществлении прав участников) хозяйственного общества

С 26 января 2016 г. для обществ, состоящих из более чем двух участников (акционеров), стало возможным заключение договора об осуществлении прав участников или акционерного соглашения. Правила, предусмотренные в соответствующем документе, призваны урегулировать отношения между конкретными лицами — участниками общества. При этом такие правила могут детализировать устав, определять специфические правила участия в составе общества и т.д.

Ситуация. В ЗАО три акционера, распределение количества акций следующее:

— мажоритарный акционер (73 % акций);

— миноритарный акционер 1 (5 % акций);

— миноритарный акционер 2 (22 % акций).

Для принятия решения о реорганизации ЗАО необходимо квалифицированное большинство голосов всех акционеров (не менее трех четвертей голосов) или не менее 75 % голосов (ч. 8 ст. 83 Закона о хозобществах). Миноритарные акционеры не заинтересованы в реорганизации общества в ближайшие несколько лет осуществления деятельности. Для соблюдения своих интересов они заключают между собой акционерное соглашение, в соответствии с условиями которого при рассмотрении общим собранием акционеров вопроса о реорганизации общества в течение первых трех лет с даты государственной регистрации оба миноритарных акционера обязуются проголосовать «против».

Иные локальные нормативные правовые акты хозяйственных обществ

Если вести речь о процедурных вопросах взаимодействия между участниками общества, между участниками общества и органами управления, между органами управления, действенным инструментом может стать разработка и утверждение локальных нормативных правовых актов, детально регулирующих соответствующие вопросы (Регламент работы общего собрания участников, Положение о Наблюдательном совете (Совете директоров), Положение о порядке ознакомления с информацией общества и пр.).

Резюме.
В большинстве случаев возникновение корпоративных конфликтов и споров можно предупредить. И если от недобросовестного поведения участников корпоративных отношений застраховаться нельзя, то корпоративные конфликты в рамках правового поля можно предотвратить путем закрепления определенных правил в соответствующих документах хозяйственных обществ.
На этапе создания компании пристальное внимание следует уделить подготовке и разработке устава общества, особенно наиболее важным его положениям:
— процентное соотношение долей;
— кворум для проведения общего собрания и порядок принятия решений на нем;
— структура органов управления;
— порядок получения участниками информации и документов о деятельности общества;
— порядок отчуждения долей в уставном фонде общества;
— порядок наследования и правопреемства в отношении долей.

3850 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме