Содержание:
Общие положения
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов производится в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 64 НК (Общая часть):
- за счет денежных средств, имеющихся на счетах дебитора;
- за счет электронных денег дебитора.
К сведению.
Согласно п. 4 ст. 64 НК (Общая часть) взыскание не производится:
— с корреспондентских счетов дебитора;
— с благотворительных счетов, открытых дебитору для иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте;
— со специальных счетов;
— со счетов по учету бюджетных и государственных средств, открытых республиканским органам госуправления, местным исполнительным и распорядительным органам, бюджетным и иным организациям;
— со счетов, используемых для осуществления расчетов в форме аккредитивов.
Для взыскания дебиторской задолженности в счет погашения налоговых обязательств необходимо наличие одновременно следующих условий:
- срок исполнения обязательств дебитором наступил, но срок исковой давности по дебиторской задолженности не истек;
- наличие дебиторской задолженности подтверждено первичными учетными документами и данными бухгалтерского учета;
- на момент наступления срока исполнения налогового обязательства на счетах налогоплательщика отсутствуют необходимые денежные средства;
- возникла задолженность по уплате налогов.
Бухгалтерия организации, как правило, не контролирует исполнение договорных обязательств контрагентами. Кроме того, определение срока исполнения обязательств по договору и тем более исчисление срока исковой давности с учетом его прерывания и приостановления согласно ст. 203 и 204 ГК требует соответствующих правовых знаний в области гражданского законодательства.
Следует также понимать, что наличие дебиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета в силу отличий подходов по этому вопросу гражданского законодательства и законодательства о бухгалтерском учете может быть не тождественно наступлению срока исполнения обязательств контрагентом.
Поэтому без участия юриста принять правильное решение о возможности обращения взыскания на дебиторскую задолженность через налоговые органы достаточно сложно. Практика показывает, что в организации целесообразно путем издания соответствующего локального нормативного акта установить порядок взаимодействия бухгалтерии и юридической службы при взыскании дебиторской задолженности через налоговый орган в счет уплаты налогов.
Пример
В соответствии с данными бухгалтерского учета организации «А» по состоянию на 25.04.2022 числится дебиторская задолженность организации «Б» за отгруженный ей товар. На расчетном счете «А» денежные средства отсутствуют. 22.04.2022 наступил срок уплаты налога на прибыль за 1-й квартал 2022 г. Бухгалтерия организации решила в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК предоставить в налоговую инспекцию перечень дебиторов, включая данного контрагента. Верны ли действия бухгалтерии?
Согласно заключенному договору поставки между сторонами предусмотрена оплата товара с отсрочкой платежа до 05.05.2022. Соответственно, последний день исполнения обязательств по договору наступает 04.05.2022. Просроченная задолженность возникнет лишь 05.05.2022. Поэтому, несмотря на наличие дебиторской задолженности по данным бухгалтерского учета по состоянию на 25.04.2022, срок оплаты организацией «Б» еще не пропущен, факт нарушения договорных обязательств отсутствует. В этом случае предоставление «А» в налоговые органы сведений для взыскания задолженности по налогам с «Б» будет неправомерным.
Порядок взыскания налоговым органом денежных средств
На основании поданных организацией документов, содержащих сведения о дебиторах, налоговый орган выносит соответствующее решение и списывает денежные средства дебитора в счет уплаты налогов. Взыскание производится на основании решения, принятого руководителем или заместителем налогового органа. В решении указывается сумма, подлежащая взысканию, которая не может превышать сумму дебиторской задолженности этого дебитора налогоплательщику.
Налоговый орган направляет дебитору сообщение в виде электронного документа через личный кабинет плательщика о принятом решении о взыскании налога за счет средств дебитора.
Взыскание производится посредством выставления платежного требования налогового органа к счету дебитора через систему исполнения денежных обязательств (далее — АИС ИДО).
Налоговый орган направляет в АИС ИДО заявление об отзыве платежного требования в следующих случаях:
- налоговым органом получены документы, свидетельствующие об исполнении плательщиком налогового обязательства, уплате пеней;
- в отношении неисполненного налогового обязательства применены залог, поручительство или банковская гарантия (п. 7 ст. 64 НК (Общая часть));
- решение налогового органа о взыскании с плательщика налогов, сборов (пошлин) направлено в органы принудительного исполнения.
Документы, предоставляемые в налоговый орган
Плательщик обязан:
1) вести учет дебиторской задолженности;
2) не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности представить в налоговый орган по месту постановки на учет следующие документы (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК):
- перечень дебиторов (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) с указанием суммы дебиторской задолженности;
Справочно.
Типичной ошибкой на практике является включение в перечень дебиторов только организаций, притом что в числе дебиторов имеются и индивидуальные предприниматели, что не соответствует содержанию п. 1 ст. 64 НК (Общая часть).
- копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности и истечение срока исполнения обязательств дебиторов перед плательщиком:
- договор (если в договоре срок оплаты не предусмотрен (или договор отсутствует), то необходимо предоставить копию письменного требования об уплате суммы долга, которое не исполнено дебитором в семидневный срок со дня поступления);
- первичные учетные документы (ТН-2 и (или) ТТН-1, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг и др.);
- регистры бухгалтерского учета с расшифровкой дебиторской задолженности;
- иные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности.
Справочно.
Для придания копиям документов юридической силы их следует заверить. Отметка о заверении копии включает слово «Верно», наименование должности уполномоченного лица организации, заверившего копию, его собственноручную подпись, расшифровку подписи и дату заверения (п. 64 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
Форма перечня дебиторов определена приложением 13 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 97.
Перечень дебиторов необходимо заполнить по установленной форме. В налоговый орган его можно подать как в письменном, так и в электронном виде не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по налогам (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК (Общая часть)).
Справочно.
Для создания перечня дебиторов посредством «АРМ Плательщика» во вкладке меню «Заявления» необходимо выбрать «Создать заявление», а из предлагаемого списка — форму «Перечень дебиторов плательщика налогов».
В соответствующем локальном нормативном акте организации целесообразно определить, какая служба (бухгалтерская или юридическая) будет предоставлять в налоговый орган документы для взыскания дебиторской задолженности в счет уплаты налогов.
Ответственность плательщика
Ответственность за достоверность сведений о дебиторах и суммах дебиторской задолженности несет налогоплательщик (п. 6 ст. 64 НК).
Статьей 14.6 КоАП установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин:
- за непредставление в налоговый орган в установленный срок перечня дебиторов и копий документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;
- за указание в представленных документах недостоверных сведений.
Также необходимо обратить внимание, что если налоговый орган установит факт предоставления плательщиком недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности, то взысканная с дебитора сумма будет возвращена (п. 6 ст. 64 НК). Это может привести к штрафным санкциям за несвоевременную уплату налога.