КоАП-2021: налоговые правонарушения

Нормативный акт:  Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях

Дата вступления в силу: 01.03.2021

C 1 марта 2021 г. вступил в силу новый КоАП, который содержит изменения в том числе в части регулирования ответственности за нарушения налогового законодательства. Ответственность за нарушения против порядка налогообложения теперь определена в главе 14 КоАП (ранее — глава 13).

Рассмотрим подробнее принятые новшества.

Третьяк Александра

Юрист судебной практики Legaltax

4585 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Исключение ответственности 

В новой редакции КоАП упразднена ответственность за следующие нарушения налогового законодательства: 

— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ранее ответственность составляла до 5 базовых величин, далее — БВ). 

Справочно.
Ответственность за деятельность без постановки на учет в налоговом органе сохранена в ст. 14.1 КоАП. Размер ответственности при этом не изменился.

— отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки (ответственность составляла от 2 до 5 БВ).

Справочно.
Исключена ответственность по следующим составам:
— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
— отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки.

Уменьшение ответственности 

За осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе  штраф, налагаемый на юрлицо, снижен с 20 % до 10% от доходов, полученных в результате осуществления такой деятельности (ст. 14.1 КоАП). Кроме того, ранее санкция данной статьи устанавливала минимальный размер штрафа не менее 70 БВ, в новой редакции привязка размера штрафа к базовой величине отсутствует. 

Верхние пределы штрафа за отсутствие у налогового агента учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) доходов в учете, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), снижены вдвое: на ИП — с 50 до 25 БВ, на юрлицо — со 100 до 50 БВ (ст. 14.3 КоАП).

Снижен верхний предел штрафа за воспрепятствование проведению проверки. С 01.03.2021 данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ (ст. 24.2 КоАП). Ранее штраф составлял от 10 до 50 БВ.

За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля штраф налагается в размере до 20 БВ (ч. 1 ст. 14.6 КоАП) — исключен ранее установленный нижний предел в 2 БВ.

Изменение оснований для привлечения к ответственности

Увеличен нижний порог суммы неуплаты (неполной уплаты) для привлечения к ответственности:

— таможенных платежей (ч. 9 ст. 14.4 КоАП ) — с 10 до 40 БВ;

— взносов в ФСЗН (ст. 12.15 КоАП) — с 10 до 20 БВ.

Установлено, что административная ответственность применяется за неуплату или неполную уплату взносов в ФСЗН плательщиками таких взносов за физических лиц, совершенную должностным или иным уполномоченным лицом плательщика либо ИП или иным физлицом, предоставляющим работу гражданам по трудовым или гражданско-правовым договорам.

Условия неприменения ответственности

При совершении любого налогового правонарушения 

Согласно примечанию 7 к главе 14 КоАП правонарушением не считается нарушение налогового законодательства, допущенное вследствие исполнения разъяснений уполномоченных госорганов по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных в письменной или электронной форме.

Ранее данная норма действовала на основании п. 17 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Для того, чтобы плательщика не привлекли к ответственности, необходимо соблюдение следующих условий (совместное письмо МНС, Министерства финансов, Министерства экономики Республики Беларусь от 14.06.2013 «О некоторых вопросах привлечения юридических и физических лиц к административной ответственности»): 

1. Наличие конкретного запроса, в котором отражены все сведения. При проверке данный запрос должен прилагаться для анализа содержащихся в нем сведений.

2. Разъяснение должно быть в письменном или электронном виде.

3. Разъяснение должно быть адресовано непосредственно плательщику, по запросу которого оно подготовлено.

4. При получении нового разъяснения, отличного по содержанию, по тому же вопросу пени не начисляются в течение 10 календарных дней с даты направления разъяснения. После истечения этого времени, если налоги не уплачены, пени начисляются. Новое разъяснение может быть получено от любого налогового органа (подп. 3.1 п. 3 ст. 55 НК).

В отношении иностранных организаций

Ответственность не применяется при оказании услуг в электронной форме физлицам, в том числе ИП, в Республике Беларусь в случае: 

— непредставления в установленный срок налоговой декларации по НДС по оказанию данных услуг, если просрочка представления составила не более 30 рабочих дней (примечание к ст. 14.2 КоАП).

— неуплаты (неполной уплаты) НДС при оказании таких услуг также с просрочкой не более 30 рабочих дней (примечание 7 к ст. 14.4 КоАП).

При неисполнении налогового обязательства

Неуплата или неполная уплата налогов, сборов (пошлин), а также неудержание или неперечисление суммы налога, сбора (пошлины) не признаются административным правонарушением, если допущены по причине отсутствия денежных средств не только на текущих счетах, но и в электронных кошельках плательщика, при условии, что плательщик своевременно направил в банк платежные инструкции на исполнение налогового обязательства в полном объеме без последующего отзыва (примечания к ст. 14.4, 14.5 КоАП).

Как и ранее, не применяется ответственность при подаче уточненной декларации (расчета) и уплате суммы налога до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены эти нарушения, по камеральным проверкам — до составления акта. 

Введена норма, согласно которой, когда акт камеральной проверки не составляется, внесение корректировок в декларацию и уплата налогов должны быть произведены до начала ведения административного процесса (примечания к ст. 14.4, 14.5 КоАП). 

Важно.
Если на основании полученной от ДФР КГК информации до назначения проверки в налоговый орган подана уточненная декларация и в полном объеме уплачена причитающаяся сумма налога, административная ответственность применяться не будет (примечание 3 к ст. 14.4 КоАП).

При непредставлении необходимых документов

Не применяется ответственность за непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля (представление недостоверных сведений) при просрочке:

— представления документов или сведений не более одного рабочего дня (ранее был дополнительный критерий для неприменения ответственности — срок предоставления документов должен был превышать два рабочих или календарных дня);

— выставления (направления) электронного счета-фактуры, но до подачи декларации по НДС за соответствующий отчетный период (примечание к ст. 14.6 КоАП).

4585 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
• • •
Постановлением № 188 в рамках регулирования государственных закупок внесены изменения в постановление ведомства от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Белару...
№ 5 май 2022
4183