Выводы суда: суд пришел к выводу, что вина компании-перевозчика в совершении административного правонарушения доказана в полном объеме.
Обстоятельства дела
Из Российской Федерации на территорию Республики Беларусь осуществлялась перевозка товара общей стоимостью 81 585 белорусских рублей. Покупатель отказался от приемки товара в связи с отсутствием в комплекте товаросопроводительных документов фитосанитарного сертификата. Транспортное средство направилось в Российскую Федерацию для возврата товара его отправителю.
Справочно.
Фитосанитарный сертификат — документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера (абз. 40 п. 2 Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, далее — Протокол).
Форма фитосанитарного сертификата установлена Международной конвенцией по карантину и защите растений от 06.12.1951.
На основании п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 4.8. КоАПв отношении компании-перевозчика таможенным органом был начат административный процесс по ч. 4 ст. 12.17 КоАП (транспортировка товара без наличия требуемых сопроводительных документов). Транспортное средство и перевозимый груз были задержаны и перемещены в зону таможенного контроля.
Справочно.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 4.8 КоАП за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования юридическое лицо несет административную ответственность, если стоимость предмета административного правонарушения превышает 40 базовых величин.
Отделом таможенных расследований в отношении компании-перевозчика был составлен протокол об административном правонарушении.
Позиция таможенного органа
В п. 23 Протокола закреплено, что каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), отнесенной в соответствии с перечнем подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию ЕАЭС и (или) перемещается с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства — члена ЕАЭС в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» утвержден Перечень подкарантинной продукции, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза (далее — Перечень). Подкарантинная продукция, включенная в Перечень, классифицируется по наименованию и по коду ТН ВЭД ЕАЭС. Задержанный таможенными органами груз поименован в разделе I Перечня и относился к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.
В соответствии с абз. 11 п. 353 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее — Правила), перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы.
Согласно ч. 2 п. 22 Правил при автомобильной перевозке соответствующих грузов к грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику или его представителю, относится в том числе фитосанитарный сертификат.
Позиция перевозчика
В случаях, когда места погрузки и доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных государств, одно из которых является участником Конвенции
«О договоре международной перевозке грузов (КДПГ)» от 19.05.1956 (далее — Конвенция), подлежат применению положения Конвенции.
Справочно.
Республика Беларусь присоединилась к Конвенции ООН согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.11.1992 № 721 «О присоединении Республики Беларусь к международным договорам, регламентирующим перевозку грузов в международном автомобильном сообщении».
Отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, регулируются Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон № 278-З).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона № 278-З и ч. 2 ст. 22 Правил грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику или его представителю надлежащим образом оформленных грузосопроводительных документов (в том числе фитосанитарного сертификата) и несет ответственность за их непредоставление в полном объеме.
Представитель компании-перевозчика обратил внимание суда, что законодательство, как международное (п. 2 ст. 11 Конвенции), так и национальное (п. 353 Правил), не возлагает обязанность по проверке правильности и полноты наличия грузосопроводительных документов на перевозчика.
Решение суда
Оценив предоставленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание факт транспортировки компанией-перевозчиком подкарантинного товара без наличия фитосанитарного сертификата, суд пришел к выводу о наличии условий, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 4.8 КоАП, для привлечения компании-перевозчика к административной ответственности по ч. 4 ст.12.17 КоАП.
Постановлением суда на компанию-перевозчика наложен штраф в определенном законодательстве размере.
***
В контексте вышеприведенного примера из судебной практики рекомендуем перевозчикам принимать к перевозке груз при наличии соответствующих сопроводительных документов, а в случае наступления рассмотренных в настоящей публикации последствий — взыскивать с недобросовестных грузоотправителей причиненные убытки (простой, штраф и др.) в порядке регресса на основании ч. 2 ст. 56 Закона № 278-З, п. 2 ст. 11 Конвенции.