Ситуация: В отношении должника возбуждено исполнительное производство. На данном этапе выясняется, что должник принял решение о ликвидации. В последующем деятельность организации была восстановлена, а процесс ликвидации прекращен. Кредитор вынужден снова предъявить платежное требование в банк для бесспорного списания, а затем возбудить исполнительное производство.
Ничто не мешает должнику в дальнейшем реорганизоваться путем выделения другого юридического лица и передать по разделительному балансу ликвидные активы выделенному юридическому лицу, а долги и неликвидные активы оставить у себя.
Реорганизация
В результате проведенной реорганизации требования кредитора могут быть распределены таким образом, что перспектива их удовлетворения будет сведена к нулю. Это происходит, когда в результате выделения, разделения долги и неликвидные активы по разделительному балансу передаются одному юридическому лицу, а ликвидные активы остаются другому юридическому лицу. В результате таких несложных и формально соответствующих законодательству действий происходит фактическое уклонение должника от исполнения обязательств перед кредитором.
Алгоритма противодействия подобным недобросовестным действиям должника по сей день практикой не выработано. Существует необходимость внесения в законодательство дополнений, устанавливающих расширенный перечень случаев недобросовестной реорганизации и ее последствий, которые позволят распространить солидарную ответственность по обязательствам кредиторов на образованные в результате недобросовестной реорганизации юридические лица.
Читайте по теме:
Войтович Г., Желтонога Е. Какие условия договора позволяют бороться с неравнозначной реорганизацией? // Юрист. — 2016. — № 7.
На практике недобросовестную реорганизацию используют не только должники по основному обязательству, но и поручители. Противодействовать таким действиям поручителя можно путем обращения в суд со ссылкой на п. 1 ст. 341 ГК и обоснованием правовой природы поручительства, когда личность поручителя имеет принципиальное значение для кредитора, в связи с чем поручительство не может быть прекращено путем передачи его третьему лицу.
Ликвидация
На стадии исполнительного производства должник часто использует ликвидацию как способ затягивания, создания препятствий для судебного исполнителя, кредитора.
Последующее прекращение ликвидации и возобновление деятельности должника вынуждает взыскателя повторно предъявлять судебный приказ к счету и инициировать исполнительное производство, теряя время и неся экономические потери, связанные с расходами на юридическую помощь и инфляцией.
Противодействовать недобросовестным действиям должника можно путем инициирования процедуры банкротства.
Справочно
Согласно части первой ст. 366 ХПК исполнительный документ, по которому исполнение не производится или произведено неполно, возвращается взыскателю, если компетентным органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) должника.
В соответствии с п. 63 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66, банк-отправитель не принимает к исполнению платежные требования в случае наличия информации о том, что плательщик находится в стадии ликвидации (прекращения деятельности).
В ликвидации взыскателю необходимо постоянно контролировать ее ход и предпринимать последовательные шаги в защиту своих интересов, а именно:
- контролировать размещение объявления о нахождении юридического лица в стадии ликвидации в сети Интернет и печатных средствах массовой информации;
- предъявить требование о включении в реестр требований кредиторов;
- в случае отказа во включении требования в реестр обратиться в суд для включения требования в судебном порядке;
принять меры по недопущению исключения должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР) (подача уведомления о наличии кредиторской задолженности в регистрирующий орган, установление судебного запрета). - Противодействовать недобросовестным действиям должника, который пытается избежать взыскания через ликвидацию и последующее возобновление деятельности, можно путем инициирования процедуры банкротства.
Так, согласно части шестой п. 16 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение), в случае, если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение экономического суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве); - обратиться за ликвидацией в судебном порядке в случаях, предусмотренных подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК.
В части третьей подп. 3.2 п. 3 Положения закреплено, что при обнаружении основания для ликвидации юридического лица, а именно нарушения порядка и сроков ликвидации, кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица.
Максимальный срок для ликвидации установлен частью третьей п. 6 Положения и не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен по решению уполномоченных лиц/органа, но не более чем до 12 месяцев; - обратиться с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) в суд.
Согласно части первой ст. 233 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого в соответствии с гражданским законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов либо имущество отсутствует, после утверждения промежуточного ликвидационного баланса юридическое лицо ликвидируется в порядке, установленном Законом о банкротстве. При выявлении данных обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать в суд заявление о банкротстве юридического лица в течение одного месяца со дня выявления этих обстоятельств.
При наличии оснований, предусмотренных частью пятой ст. 233 Закона о банкротстве, заявление о банкротстве должника целесообразно подавать кредитору, чтобы избежать назначения должником угодного ему управляющего, как и в случае затягивания должником сроков ликвидации.
На основании части пятой ст. 233 Закона о банкротстве кредитор имеет право подачи в суд заявления кредитора по истечении трехмесячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности; - привлечь ликвидатора к субсидиарной ответственности.
Действия кредитора, если должник пытается уклониться от погашения долгов через ликвидацию:
- контролировать информацию о должнике.
- предъявить требование о включении в реестр требований кредиторов;
- обратиться в суд для включения требования в реестр;
- подать уведомление о наличии кредиторской задолженности в регистрирующий орган;
- обратиться за ликвидацией должника в судебном порядке;
- обратиться с заявлением об экономической несостоятельности в суд;
- привлечь ликвидатора к субсидиарной ответственности.
Законодательство предусматривает субсидиарную ответственность ликвидатора, допустившего нарушение требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которого юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно с учредителем и собственником по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.
При неподаче ликвидатором заявления о банкротстве в случаях и срок, установленных частями второй и шестой ст. 9 Закона о банкротстве, председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) солидарно несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, наравне с руководителями, учредителями и (или) иными виновными лицами, уполномоченными в соответствии с учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником — юридическим лицом, в том числе принимать решение о подаче заявления должника о банкротстве.
Банкротство
На данной стадии у взыскателя должно сформироваться понимание, что должником вряд ли будут выполнены обязательства в полном объеме. И ему необходимо решить, следует ли предпринимать серьезные усилия для контроля за процедурой банкротства. Участие в судебных заседаниях, собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов, контроль за деятельностью управляющего занимают значительное количество времени, а привлечение профессиональных юристов потребует дополнительных
затрат.
Действия кредитора, если должник уходит от долгов через банкротство:
- определение кандидатуры управляющего;
- выявление реальной дебиторской задолженности;
- поиск/содействие в поиске (истребовании) управляющим имущества должника;
- выявление сомнительных сделок и признание их недействительными;
- участие в рассмотрении иска о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника и (или) иных лиц.
Активные действия взыскателя в процедуре банкротства можно выделить по следующим направлениям:
- 1) определение кандидатуры управляющего (в случае обращения как должника, так и взыскателя с заявлением о начале процедуры банкротства).
Согласно части пятой ст. 64 Закона о банкротстве лицо, подавшее в суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в суд не менее 3 кандидатур управляющего.
Таким образом, взыскатель может аргументировать назначение конкретной кандидатуры управляющего, равно как и высказывать возражения по кандидатуре управляющего с учетом требований, установленных ст. 63 Закона о банкротстве. Например, взыскатель в качестве аргумента может привести обстоятельства, свидетельствующие о заинтересованности управляющего в отношении должника и/или кредиторов или недостаточной квалификации управляющего, что не вызывает к нему доверия; - выявление реальной дебиторской задолженности;
- поиск/содействие в поиске (истребовании) управляющим имущества должника (предоставление информации, собранной в процессе судебного спора, исполнительного производства);
- выявление сомнительных сделок должника, рассмотрение вопроса о признании их недействительными;
- участие в рассмотрении иска о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника и (или) иных виновных в банкротстве лиц, применение мер обеспечения иска.
Частью первой ст. 77 Закона о банкротстве установлена обязанность управляющего предъявлять в экономический суд требования о признании сделок недействительными, о применении последствий их недействительности, а также подавать иски о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника — юридического лица и (или) иных виновных в экономической несостоятельности (банкротстве) должника лиц.
Возможно использовать уголовное преследование руководителей, учредителей, участников должника.
Не следует забывать о возможности уголовного преследования руководителей, учредителей, участников должника. Уполномоченные должностные лица в рамках проводимой проверки, расследования уголовного дела имеют возможность более разностороннего поиска информации о должнике, об имуществе должника, числящемся на его балансе и скрытом/скрываемом должником от взыскателей, в том числе путем опроса граждан. Также в рамках проведения проверки возможно назначение финансово-экономической экспертизы, результаты которой могут быть использованы в процессе привлечения к субсидиарной ответственности руководителя, учредителя, участника должника и (или) иных виновных лиц.
Перспектива уголовного преследования на практике приводит к активизации действий представителей должника по урегулированию претензий кредиторов.
Чек-лист для кредитора по противодействию недобросовестному должнику:
Провести предварительный мониторинг контрагента перед заключением сделки (наличие судебных споров, исполнительных производств, история деятельности).
- Заранее позаботиться о дополнительных мерах обеспечения обязательств (поручительство, залог).
- Контролировать финансовое положение должника (исследование рынка, общение с иными участниками).
- Использовать меры обеспечения иска/исполнения исполнительного документа.
- Взаимодействовать с судебным исполнителем, ликвидационной комиссией (ликвидатором), управляющим по банкротству и контролировать их действия.
- Совмещать действия в рамках уголовного и гражданско-правового воздействия на должника.