Вы на портале

Made in China: китайские товары в белорусских закупках

Ситуация: в предмете закупки за счет собственных средств было указано, что закупке подлежат товары или их аналоги. Продавец направил конкурсное предложение с наименованием товаров, полностью идентичных оригинальным, но указал завод-производитель в Китае. Впоследствии именно этот продавец был выбран победителем. Однако от приемки товаров покупатель отказался, так как они не были оригинальными.

Букато Виктория
Букато Виктория

Адвокат Минской областной специализированной юридической консультации

8037 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Обстоятельства дела

При проведении покупателем процедуры закупки за счет собственных средств в предмете закупки было указано, что закупке подлежат ряд тонеров «Sharp», картриджей «Roland» и т.д. или их аналоги. Продавцом было направлено конкурсное предложение с указанием аналогового товара, имеющего идентичное наименование, однако производимого в Китае (был указан завод-изготовитель), в то время как оригинальный товар производится на заводе в Японии.

По итогам рассмотрения конкурсных предложений с продавцом был заключен договор поставки картриджей марок «Roland» и «Sharp». Покупатель без участия представителя продавца и/или третьих лиц самостоятельно произвел приемку товара по количеству и качеству и составил акт, где указал о несоответствии товара требованиям договора. При приемке поставленного товара покупатель сравнил поставленную продукцию с оригинальными картриджами «Sharp» и «Roland» и направил продавцу требование о поставке оригинальных материалов «Sharp» и «Roland». Продавец с требованием не согласился и предъявил в суд иск о взыскании платы за поставленный товар.

Позиция истца

Объявляя процедуру государственной закупки, продавец первоначально предусматривал возможность поставки продукции, аналогичной «Sharp» и «Roland». Во исполнение одного из обязательных условий в процедуре закупки продавец предоставил оригинал и перевод сертификата, выданного производителем товара, о том, что товар является новым и совместим с устройствами ОЕМ (Оriginal Equipment Manufacturers (производителя оригинального оборудования)). Производитель картриджей обещает полное соответствие размеров и пропорций изготавливаемого товара оригинальным картриджам, используемым в заявленных моделях принтеров. Комиссия, рассматривающая конкурсное предложение, пришла к выводу, что оно соответствует требованиям конкурсных документов

Весь поставленный товар упакован в коробки производителя, имеющие маркировки; сами картриджи дополнительно запечатаны в пакет; товар является качественным.

Предъявление покупателем требования об «оригинальности» без каких-либо технических обоснований влечет за собой необоснованное расходование средств, так как оригинальная продукция, произведенная в Японии, в несколько раз дороже поставленных совместимых аналогов, изготовленных с использованием сходных технологий и материалов.

Товар был приобретен в Российской Федерации, в материалы дела были представлены копии товарных накладных, CMR и счета-фактуры. Согласно указанным документам товары были приняты к бухгалтерскому учету продавцом и впоследствии были отгружены покупателю, при этом наименование товаров в ТТН на отгрузку покупателю полностью совпадает с наименованием товара, указанным в товаросопроводительных документах, полученных продавцом.

Позиция ответчика

Покупатель ни по одной из заявленных в предмете закупки позиций не указал наименование аналога, а указал конкретную продукцию марок «Sharp» и «Roland». Указание завода-изготовителя, расположенного в Китае, не является сообщением о том, что товар будет являться аналогом. У производителей картриджей марок «Sharp» и «Roland» имеется множество заводов, а в связи с отсутствием обязательной сертификации рассматриваемого товара у покупателя отсутствовала необходимость и возможность проверки предоставленной информации о заводе-изготовителе.

Поставленный товар не соответствует условиям договора, следовательно, требование о взыскании его стоимости также неправомерно.

Выводы суда первой и апелляционной инстанции

Суд не принял доводы истца о том, что в соответствии с конкурсным предложением и условиями заключенного договора продавец обязался поставить товар — аналог оригинальных картриджей «Sharp» и «Roland».

Сложившиеся между продавцом и покупателем отношения вытекают из договора поставки, регулируются письменными условиями договора, ГК, ст. 476 которого предусматривает обязанность продавца передать товар, а покупатель в силу ст. 483 ГК обязан обеспечить оплату товара.

Заключая договор, стороны согласовали поставку продукции «Sharp» и «Roland». При этом, согласовывая наименование, ассортимент, количество и стоимость товара, стороны не согласовали возможность поставки аналогов. Наличие в коммерческом предложении покупателя указания о том, что «аналоги рассматриваются», правовых последствий не влечет, поскольку продавец по условиям договора принял на себя обязанность поставить продукцию «Sharp» и «Roland».

В силу ст. 401 ГК при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Поскольку никаких изменений в части наименования товара стороны в договор не вносили, доказательств состоявшегося соглашения сторон о возможности поставки аналогов указанных в договоре товаров не предоставлено. Таким образом, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

От редакции.
Определяя в конкурсной документации то, что закупаются картриджи именно марок «Sharp» и «Roland», и в дальнейшем отказываясь принимать «неоригинальный» товар, покупатель имел в виду свою заинтересованность в приобретении продукции не только определенной марки, но и определенного производителя (завод которого находится в Японии, а цены на продукцию существенно выше цены аналогов из Китая). В то же время стороны не учли то, что марка («Sharp»/«Roland») обычно является товарным знаком, в отношении которого действует принцип территориальности правовой охраны. Это значит, что производитель из Японии (производитель «оригинальной« продукции) и производитель из Китая (производитель аналогов) могут - каждый в своей стране - обладать правами на товарные знаки «Sharp» и «Roland». Таким образом, продукция китайского производителя может иметь точно такое же наименование, как и продукция японского производителя, при этом ни один из производителей не будет нарушать права другого.
Если договор не предусматривает поставку товара от определенного производителя (транснациональной корпорации со штаб-квартирой в Японии), продавец может поставить товар другого производителя (например, зарегистрированного в Китае), но той же марки («Sharp»/«Roland»). Покупатель обязан будет принять такой товар, если он не докажет, что продавец знал или должен был знать о том, что покупателя интересует не только марка, но и производитель товара. В рассматриваемом случае продавец об этом знал, поскольку он сам проводил различие между «оригинальным» товаром из Японии и аналогом из Китая. Именно поэтому суд отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Что можно посоветовать юристу? Составляя конкурсную документацию или договор на поставку «оригинальных» товаров (что актуально, когда речь идет о запасных частях, комплектующих, расходных материалах), указывайте производителя товаров (например, ссылаясь на группу компаний или на штаб-квартиру транснациональной корпорации). Тем самым вы защитите интересы как покупателя, который получит «тот самый» товар, так и продавца, который может не знать о том, что товары одной марки производят две или более не связанных между собой компании (не говоря уже о том, какая из этих компаний-производителей «оригинальнее»).


8037 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме