Вы на портале

Медиация как способ разрешения бизнес-конфликтов

Как часто при конфликте можно услышать фразу: «Встретимся в суде!» При этом обе стороны понимают, что ничего хорошего судебное разбирательство им не принесет —только дополнительные риски, расходы, испорченные отношения, потерю времени и ресурсов и пр. Но последняя практика развернулась в противоположном направлении, и в бизнес-сообществе конфликтующие стороны стараются не доводить дело до суда, а пытаются урегулировать конфликт мирным путем. И все это благодаря процедуре медиации. 

Вишнякова Наталья
Вишнякова Наталья

Юрист-медиатор по защите активов, член ассоциации профессиональных медиаторов «Паритет» (г. Москва)


6586 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Что такое медиация?

Медиация — это инструмент разрешения конфликтов, в котором нет проигравшей стороны, достигается паритет интересов, что почти невозможно в суде. При этом сохраняется конфиденциальность решения сторон и самого процесса.

В процедуре медиации участвуют конфликтующие стороны и посредник (медиатор). 

Давайте разберемся, какие конфликтные ситуации в бизнесе имеют высокий потенциал к разрешению с помощью медиативного подхода.

Чаще всего медиация применяется:

  • по спорам из хозяйственных договоров;
  • по спорам между собственниками бизнеса.

Например, собственникам бизнеса очень часто кажется, что конфликт невозможно разрешить мирно. Но в большинстве случаев это заблуждение.

Справочно.
В Российской Федерации процедура медиации регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Рассмотрим конкретную ситуацию.

Ситуация: 

Бизнес состоит из двух субъектов: компании и ИП. На ИП оформлено производство, на компанию — продажи (главный актив — договоры с торговыми сетями).

Собственник 100 % долей компании умер. Его супруга И. является одним из ИП в структуре бизнеса и генеральным директором в компании, принадлежавшей мужу. И. очень хочет получить бизнес как источник дохода, но управлять им не умеет. Директор она номинальный.

И. узнает, что ее муж оставил завещание, по которому все имущество переходит к его бывшей супруге — А. Вступление в наследство — через несколько месяцев.

Есть менеджмент, который успешно ведет бизнес. Но отношения с И. очень сложные, нет взаимопонимания. Поэтому менеджмент хочет управлять бизнесом и выкупить компанию.

Интересы сторон

Интерес И.: не потерять деньги, поэтому она хочет быстро перевести активы (контракты с торговыми сетями) на другие компании, управляемые другими людьми.

Интерес А.: получить деньги, отдав бизнес в эффективное управление или продав.

Действующий менеджмент пытается объяснить обеим сторонам риски действий И., а А. — риски ее бездействия. Диалог между И. и А. напрямую наладить не получается, и, понимая свои риски, менеджмент предлагает обратиться к медиатору. 

Процедура медиации была согласована сторонами. Сначала она носила челночный характер: было несколько встреч (кокусов) медиатора с И., А. и менеджментом. 

Справочно.
Кокусы в медиации — это индивидуальные конфиденциальные встречи медиатора со сторонами конфликта/спора, проводимые поочередно в равных временных условиях для выяснения истинных интересов участников спора и определения стратегии для дальнейших совместных переговоров сторон и выработки взаимоприемлемых решений.

Стороны выявили свои риски, структурировали интересы, и каждая сторона выработала предложения для достижения соглашения.

Справочно.
Преимущества медиации:
– возможность сэкономить время, деньги, силы участников спора;
– взаимный конструктивный поиск решений при содействии медиаторов;
– возможность защитить интересы участников процедуры, поскольку процесс медиации — это конфиденциальный процесс;
– достижение договоренностей, которые будут более долговечны и способны отвечать реальному положению вещей.

Риски сторон при обращении в суд

Риски для И.: 

  • уголовная ответственность;
  • признание сделок недействительными;
  • риск возмещения ущерба за счет собственного имущества, в том числе имущества ИП;
  • потеря бизнеса и источника дохода.

Риски для А.:

  • потеря бизнеса к моменту вступления в наследство;
  • потеря значительных ресурсов на восстановление нарушенных прав и возврат имущества и имущественных прав с негарантированным результатом (не факт, что бизнес будет сохранен);
  • потеря источника дохода.

Риск менеджмента: 

  • быть отстраненными от бизнеса;
  • не выкупить бизнес.

В суде данный спор невозможно решить, так как наследник еще не вступил в права по завещанию и вывод активов не произошел. Соответственно, нет и оснований для обращения в суд за защитой прав, ведь права еще не нарушены. При этом конфликт уже возник. Для обеспечения наследственного имущества в виде договора доверительного управления тоже нужно время (запросы нотариуса, получение ответов, оценка бизнеса), и этому будет противодействовать И., не желая терять управление.

Решение сторон в медиации

В ходе медиации было найдено решение и подписано медиативное соглашение. Основные договоренности:

1) произвести оценку активов (бизнеса) по каждому объекту: компания, ИП;

2) заключить опционное соглашение о выкупе опциона на приобретение менеджментом 100 % долей в компании после вступления в наследство А. и оформления собственности на 100 % долей в компании (ст. 429.2 ГК РФ). При этом в качестве премии по опциону предоставляются услуги по обеспечению снижения рисков вывода активов компании И. за период, пока собственность на доли не возникла у А.;

3) взять обязательство о нотариальном удостоверении опционного соглашения сразу после получения права собственности на доли и о залоге долей в пользу покупателя до определенного срока;

4) И. как генеральный директор обязуется уйти из компании, единовременно получая от нового собственника отступное в виде доли наследодателя в общем имуществе супругов. Собственностью И. являлась производственная линия, приобретенная в браке с наследодателем. По медиативному соглашению А., как наследник, обязуется передать свою долю в этом имуществе в пользу И.; 

5) с менеджментом А. и И. заключают договоры доверительного управления бизнесом на согласованный срок. По компании это срок до выкупа 100 % долей.

Справочно.
Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Таким образом, интересы всех участников спора были удовлетворены: у И. осталось производство и источник дохода, у А. — источник дохода от управления и после продажи компании — деньги, а менеджмент сохранил управление бизнесом и получил возможность выкупить компанию по согласованной цене в течение определенного срока. Риски сторон удалось исключить. Репутация не пострадала, корпоративной войны не случилось.

Выводы
Медиация — зачастую наилучший способ разрешения бизнес-конфликтов. Медиатор помогает сторонам прояснить интересы, научиться воспринимать другие стороны не как врагов, а как партнеров, прий­ти к сотрудничеству, без которого наилучшее, удовлетворяющее всех решение было бы невозможно.
В рассматриваемой ситуации стороны совместно нашли решение, которое устроило всех. В судебном порядке этого результата не получилось бы достичь.
Для судебного разбирательства необходим факт наличия нарушения прав, чего в данном случае удалось избежать.
Если бы произошел вывод активов, то после вступления в права наследства и по факту оформления права собственности на доли можно было бы оспаривать сделки, требовать возмещения ущерба и убытков, как в гражданском (арбитражном) суде, так и в рамках уголовного дела. Но нельзя исключать, что к этому моменту существовал бы риск банкротства компании, оставшейся с долгами и без активов. Соответственно, контролирующие должника лица могли быть привлечены к субсидиарной ответственности. При этом сторонам конфликта потребовалось бы затратить огромное количество ресурсов (временных, человеческих, денежных) на восстановление нарушенных прав. Очень высока вероятность того, что бизнес бы разрушился в результате бездействия и решения конфликта в судебном порядке и ни один из интересов сторон не был бы удовлетворен.
Спор получил бы огласку через сайт суда, и все контрагенты, в том числе кредиторы, видели бы суть спора, что повлияло бы на репутационную составляющую бизнеса.

6586 Shape 1 copy 6Created with Avocode.