Необходимо отметить, что под термином «карантин» понимается одно из ограничительных мероприятий, вводимых согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (далее — постановление № 108). В белорусском законодательстве в данном случае следует вести речь о самоизоляции.
Справочно.
В соответствии с п. 2 постановления № 108 карантин представляет собой систему административных и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения среди населения инфекционных заболеваний, имеющих способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах, локализацию и ликвидацию очагов таких заболеваний на отдельной административно-территориальной единице Республики Беларусь.
И карантин, и самоизоляция вводятся решением соответствующего органа власти (Совет Министров, местные органы власти) на основании представления органа санитарного надзора.
Самоизоляция, как ограничительное мероприятие, введено на территории Республики Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2020 № 208 «О введении ограничительного мероприятия» (далее — постановление № 208).
Справочно.
Самоизоляция — это система мероприятий, обеспечивающих изоляцию (в домашних или иных условиях) лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных стран, либо лиц, которые имели или могли иметь контакты с лицами, имеющими инфекционные заболевания, и (или) лицами — носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, и (или) лицами, находящимися в стадии выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний.
В п. 3 постановления № 208 закреплен исчерпывающий перечень оснований для самоизоляции граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанным пунктом установлено, что самоизоляции подлежат лица:
а) имеющие инфекцию COVID-19;
б) относящиеся к контактам первого уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, — в течение 14 календарных дней с даты последнего контакта;
в) второго уровня с лицами, имеющими инфекцию COVID-19, при наличии одного или нескольких респираторных симптомов в случае, если такие граждане являются детьми в возрасте до 10 лет и посещают учреждение дошкольного или общего среднего образования, — на период наличия указанных симптомов.
Факт наличия у гражданина контакта и его уровень должны быть подтверждены должностными лицами органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, государственных органов, осуществляющих управление деятельностью в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Справочно.
Критерии отнесения граждан к лицам, имеющим контакты первого и второго уровня, установлены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.04.2020 № 36.
В соответствии с п. 4 постановления № 208 гражданам, подлежащим самоизоляции, на которых распространяется государственное социальное страхование, выдается листок нетрудоспособности.
Таким образом, наниматель не вправе самостоятельно устанавливать ограничительные мероприятия для работников организации в виде карантина или самоизоляции. Тем более наниматель не вправе обязать работника оформить трудовой или социальный отпуск с целью самоизоляции. Издание такого приказа является грубым нарушением трудового законодательства.
Что же касается желания нанимателя ограничить допуск на работу работников, которые вернулись из-за пределов Республики Беларусь, но не подпадают под действие нормативных актов о самоизоляции, то в этом случае нанимателю необходимо руководствоваться нормами ТК.
В такой ситуации возможны следующие варианты:
1. Установление работнику с его согласия режима дистанционной работы.
2. Изменение работнику существенных условий труда без его согласия путем установления ему режима дистанционной работы.
3. Предоставление работнику с его согласия трудового отпуска.
4. Предоставление работнику с его согласия отпуска без сохранения заработной платы.
В случае издания такого приказа работник вправе отказаться его исполнять и обратиться в органы, осуществляющие надзор за соблюдением законодательства о труде, а также в комиссию по трудовым спорам и (или) в суд.
В случае отказа нанимателя допустить работника на рабочее место возникает ситуация, квалифицируемая как отстранение от работы (ст. 49 ТК). Однако перечень оснований для отстранения от работы определен ст. 49 ТК и является исчерпывающим. Наниматель не вправе расширять этот перечень по своему усмотрению.
В этом случае на основании ст. 244, 246 ТК работник вправе обратиться в суд с заявлением об оплате ему средней заработной платы за время вынужденного прогула, а также о возмещении морального вреда. В силу ст. 245 ТК суд возлагает на должностное лицо, виновное в незаконном отстранении от работы, обязанность возместить ущерб, причиненный в связи с оплатой за время вынужденного прогула.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 9.19 КоАП нарушения законодательства о труде, причинившие вред работнику, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин.