Вы на портале

Налоговые консультанты в Беларуси

В некоторых зарубежных странах понятием «налоговый консультант» уже давно никого не удивишь. Так, например, в Германии первые налоговые консультанты появились в 1961 г., и сегодня в этой стране уже более 90 тысяч налоговых консультантов и порядка 9 тысяч специализированных организаций, оказывающих услуги по налоговому консультированию. Для белорусского законодательства это абсолютно новое явление, поэтому совершенно обоснованно стали возникать вопросы о том, кто же такой налоговый консультант, в чем его отличие от адвоката, юриста, оказывающего юридические услуги на основании лицензии (далее — юрист), аудитора и бухгалтера и чего ожидать от грядущих перемен.


Обновлено
Усова Наталья
Усова Наталья

юрист АБ «ВМП Власова, Михель и Партнеры»

4702 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Кто такой налоговый консультант?

Исходя из норм Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» (далее — Указ № 338) в Беларуси налоговым консультантом будет признаваться лицо, имеющее аттестат налогового консультанта и осуществляющее деятельность в сфере налогового консультирования, а именно:

  • консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;
  • оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
  • представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию (пп. 2, 41 Положения, утвержденного Указом № 338).

Такой подход воспринят из законодательства европейских государств, в которых институт налоговых консультантов успешно функционирует десятки лет.

Сегодня практика таких государств показывает, что квалифицированный налоговый консультант — это специалист, который обладает знаниями как в правовой, так и в экономической сфере, что позволяет ему легче находить общий язык с налоговым органом, нежели непосредственно налогоплательщику. Именно по этой причине налоговые консультанты и стали именоваться как квалифицированные посредники между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Налоговый консультант vs адвокат, юрист, аудитор, бухгалтер

Учитывая переходный период, установленный подп. 1.6 п. 1 Указа № 338, с 1 января 2019 г. деятельность в сфере налогового консультирования вправе будут осуществлять только индивидуальные предприниматели, имеющие аттестат налогового консультанта, или коммерческие организации, в штате которых состоит налоговый консультант.

При этом Указ № 338 предусматривает некоторые исключения. Так, в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 338 требования данного акта не распространяются:

  • на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность;
  • деятельность по оказанию юридических услуг;
  • оказание аудиторских и профессиональных услуг аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора.

Это означает, что оказывать услуги по вопросам, возникающим в сфере налоговых отношений, будут не только налоговые консультанты, но и адвокаты, юристы, аудиторы, бухгалтеры.

Однако здесь следует понимать один важный момент: деятельность в сфере налогового консультирования данные лица будут вправе осуществлять без получения аттестата налогового консультанта только в пределах видов деятельности, предусмотренных подп. 1.5 п. 1 Указа № 338. Так, например, бухгалтер без статуса налогового консультанта вправе будет оказывать услуги только по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

Говоря об отличиях налогового консультанта от адвоката, юриста, аудитора и бухгалтера, следует отметить, что услуги налогового консультанта носят более комплексный характер (от консультирования и ведения бухгалтерского и налогового учета до представления интересов налогоплательщиков в судах, налоговых и иных государственных органах, организациях).

Одной из особенностей деятельности налогового консультанта также станет обязанность заключать договор страхования ответственности за причиненные клиенту убытки (пени за просрочку уплаты налогов и суммы административных взысканий) в связи с некачественным оказанием услуг.

Сравнивая налогового консультанта с адвокатом, следует заметить, что хотя адвокат не оказывает услуги по ведению бухгалтерского (иного) учета, однако, обладая знаниями в юриспруденции, может консультировать по налоговым вопросам и представлять интересы клиента в суде и иных государственных органах, организациях.

Что же касается юристов, то здесь немного иная ситуация. Юрист сможет лишь предоставлять услуги по консультированию по вопросам налогообложения и составлению отдельных документов в сфере предпринимательской деятельности.

Профессии бухгалтера и аудитора сегодня представляются достаточно смежными с профессией налогового консультанта. Так, в деятельность аудитора входит не только аудиторская деятельность, но и профессиональные услуги по ведению бухгалтерского и иного учета, анализу хозяйственной деятельности организации и оценке предпринимательских рисков, консультационные услуги и др. Бухгалтеры, в свою очередь, также оказывают услуги не только по ведению бухгалтерского и иного учета, но и осуществляют консультирование по вопросам налогообложения. Однако, как уже отмечалось, с 1 января 2019 г. их деятельность сузится.

Ниже показаны различия в функциях налогового консультанта, адвоката, юриста, аудитора, бухгалтера с учетом грядущих изменений:

Как это будет работать в Беларуси и чего ожидать?

В полной мере институт налоговых консультантов в Республике Беларусь заработает с 1 января 2019 г., Указом № 338 предусмотрен переходный период.

За это время должна быть создана Палата налоговых консультантов, которая будет являться органом самоуправления налоговых консультантов. Кроме этого, Палата налоговых консультантов будет осуществлять функции, связанные с наделением и лишением статуса налогового консультанта, ведением Единого реестра налоговых консультантов. Однако в переходный период эти функции будет осуществлять Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.

Ожидается, что налоговым консультантом будет независимый специалист, имеющий юридическое и (или) экономическое образование, сдавший квалификационный экзамен, получивший квалификационный аттестат и являющийся членом Палаты налоговых консультантов.

Что же касается самого института налоговых консультантов, то здесь ожидается, что его введение позволит бизнесу предотвратить возможные ошибки при осуществлении своей деятельности, а следовательно, избежать нарушений налогового законодательства и минимизировать связанные с ними издержки.

P.S. Проверьте свои юридические знания и пройдите наш ежемесячный тест!

4702 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме