Намек на заграницу: составление рекламы товара на иностранном языке

Не секрет, что некоторые продукты устойчиво ассоциируются с отдельными странами. Скажешь: «Спагетти!» — и в памяти немедленно возникнут поля Тосканы и звонкие фразы на итальянском языке. Услышишь: «Камамбер» — и тут же вспомнишь хруст французских круассанов. 

Некоторые потребители уверены, что самые лучшие деликатесы производятся именно в той стране, откуда они родом, и потому обращают внимание на страну происхождения товара. К сожалению, производители нередко пользуются этим в своих целях, размещая на упаковке картинки с государственными флагами или текст на иностранном языке. Насколько законна такая практика?

Рудкевич Анастасия

Юрист направления «Банки, финансы, коммерческое право» юридической компании REVERA

4012 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Этикетка — не только для рекламы

Обычно производители размещают на этикетке продукции не только обязательную к размещению информацию о товаре и производителе, но и прочие сведения, в том числе рекламные. Например, тексты об истории производителя, сведения о победах производителя или товара на конкурсах и пр.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон № 225) рекламой является информация об объекте рекламирования (например, товаре, производителе и т.д.), распространяемая в любой форме с помощью любых средств (в том числе на этикетке), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

Справочно.
На этикетке товара производитель размещает не только обязательную к размещению информацию о товаре и производителе, но и рекламу. При этом законодательство о рекламе применяется исключительно к рекламной информации на этикетке.

По общему правилу реклама на территории Республики Беларусь размещается на русском и (или) белорусском языках. Данное требование не распространяется на рекламу, которая содержит общепринятые иностранные термины и обозначения, не имеющие обозначений на белорусском и (или) русском языках, а также на наименования товаров, выполненные на иностранном языке (ч. 2 ст. 10 Закона № 225).

Использование иностранного языка наряду с русским и (или) белорусским языками допускается при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках. То есть рекламный текст должен сопровождаться переводом на русский и (или) белорусский язык.

Информация, обязательная к размещению

Согласно п. 2 ст. 1 Закона № 225 информация, обязанность по размещению которой возложена на организацию законодательством, не является рекламой. Соответственно, требования законодательства о рекламе, включая требование о размещении информации на государственном языке, на такую обязательную к размещению информацию не распространяются.

Однако это отнюдь не значит, что указанные сведения можно размещать на любом языке. Следует учитывать требования отраслевого законодательства. Так, согласно законодательству о защите прав потребителей изготовитель (продавец, поставщик, представитель) обязан предоставить потребителю достоверную информацию:

1) о товаре, указав его наименование, цену, количество и комплектность, а также иные сведения, предусмотренные ст. 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 90);

2) об изготовителе: фирменное наименование, место нахождения и др. (ст. 8 Закона № 90).

Кроме этого, перечень сведений о товаре и его изготовителе, которые должны быть предоставлены потребителю, содержится в государственном стандарте Республики Беларусь СТБ 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования» (далее — СТБ 1400-2009), а также в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее — ТР ТС 022/2011).

Таким образом, указанная выше информация о товаре и производителе в понимании Закона № 225 является «информацией, обязанность по размещению которой возложена на производителя» и не является рекламой.

При этом законодательство о защите прав потребителей устанавливает, что такая информация о товаре и производителе должна быть предоставлена на русском и (или) белорусском языках. Информация, предоставленная на иностранном языке, считается непредоставленной (п. 9 ст. 7, п. 4 ст. 8 Закона № 90). В этом случае потребитель вправе потребовать от продавца возмещения убытков (п. 1 ст. 16 Закона № 90).

Флаги иностранных государств

Информация о месте нахождения изготовителя товара (либо о стране происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя) относится к информации, которую изготовитель (продавец, поставщик, представитель) обязан предоставить потребителю, а также должна соответствовать действительности.

Кроме этого, согласно п. 4.4 СТБ 1400-2009 информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно потребительских, функциональных и эксплуатационных свойств товара, способов его применения (использования), комплектности или количества, а также других сведений, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность товара, и не мог ошибочно принять потребляемый товар за другой, близкий к нему по назначению, внешнему виду или другим показателям. Сходное требование предусмотрено п. 1 ч. 4.12 ст. 4 ТР ТС 022/2011.

В соответствии со ст. 26 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 94) к обстоятельствам, в отношении которых возможно введение в заблуждение, относится место производства товара. Таким образом, размещение на этикетке товара флага страны, которая не имеет отношения к месту нахождения изготовителя либо стране происхождения товара, может создать у потребителя неверное впечатление в отношении страны и места изготовления товара и является неэтичной рекламой. Такие действия также могут быть расценены как недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение.

Справочно.
В сентябре 2020 г. МАРТ было выявлено нарушение законодательства о рекламе: производитель использовал на этикетке товара флаг государства, которое не имело отношения к продукту. Подробная информация доступна по короткой ссылке bit.ly/3pIZOFl.

Стоит также отметить, что в соответствии с правоприменительной практикой введение потребителя в заблуждение относительно качества, количества или стоимости товара рассматривается как обман потребителя. При этом обман потребителей является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа в размере от 2 до 25 базовых величин (ст. 13.10 КоАП).

Введение в заблуждение как недобросовестная конкуренция

В соответствии с законодательством Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) является уполномоченным республиканским органом государственного управления в сфере противодействия развития конкуренции (подп. 5.2 п. 5 Положения о МАРТ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.09.2016 № 702). При проведении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также в порядке реагирования на обращения граждан и юридических лиц МАРТ может начать антимонопольное расследование, в ходе которого будет устанавливаться факт наличия недобросовестной конкуренции в действиях субъекта торговли в случае размещения на этикетке товара флага страны, которая не является местом производства товара.

В процессе проведения такого расследования МАРТ истребует у изготовителя (продавца, поставщика, представителя) пояснения по существу данного вопроса, в том числе документы, подтверждающие сведения о месте производства товара. Кроме этого, для установления признаков недобросовестной конкуренции МАРТ может провести опрос «потенциальных потерпевших», то есть конкурентов изготовителя (продавца, поставщика, представителя) на данном товарном рынке, с целью определения возможности причинения конкурентам убытков, а также вреда их деловой репутации.

Признание факта недобросовестной конкуренции

С точки зрения антимонопольного законодательства для признания факта недобросовестной конкуренции необходимо установить наличие совокупности следующих признаков.

1. Направленность действий на приобретение преимуществ (выгод) в предпринимательской деятельности.

Например, размещение иностранного флага на упаковке продукции может cформировать у потребителей неверное впечатление о высоком качестве продукции, что в свою очередь стимулирует потенциальных покупателей приобретать именно эту продукцию. Следовательно, объемы прибыли изготовителя от реализации увеличатся.

Справочно.
Введение в заблуждение относительно места происхождения товара возможно и без использования флагов иностранных государств. Надписи типа «Prodotto di Italia» («Итальянский продукт») или «Из Франции с любовью» также могут ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара.

2. Противоречие действий Закону № 94, иным законодательным актам и актам антимонопольного законодательства или требованиям добросовестности и разумности.

Как мы рассмотрели ранее, действия по размещению недостоверной информации о месте производства товара противоречат государственным стандартам Республики Беларусь, а также законодательству о защите прав потребителей, в том числе требованиям добросовестности в отношении потребителей и конкурентов.

3. Действия могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо могут нанести или нанесли вред их деловой репутации.

Например, в результате донесения до потребителя недостоверных сведений о товаре конкретного производителя может произойти перераспределение потребительского спроса в пользу именно этого производителя.

Если все указанные признаки будут иметь место, МАРТ может принять решение об установлении факта недобросовестной конкуренции.

4012 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме
На Национальном правовом Интернет-портале опубликовано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2022 № 523. Документ корректирует правила оказания тури...
775
• • •
Вопрос: Какие нарушения допускаются при заключении гражданско-правовых договоров (далее – ГПД) с гражданами и какие последствия для организации наступают при выявлении ко...
№ 5 май 2022
2800