Вы на портале

Кто отвечает за рекламу?

Реклама — двигатель торговли, но, как и Восток, дело тонкое: за нарушение законодательства о рекламе предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 12.15 КоАП субъектами ответственности являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом законодательство о рекламе четко не регулирует вопросы распределения бремени ответственности между указанными субъектами. 

Как разграничить «зоны ответственности» субъектов рекламной деятельности? В поисках ответа обратимся к законодательству о рекламе и рассмотрим сложившуюся правоприменительную практику. 

Рудкевич Анастасия
Рудкевич Анастасия

Юрист направления «Банки, финансы, коммерческое право» юридической компании REVERA

8747 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Ответственность в виде штрафа за нарушения законодательства о рекламе предусмотрена ст. 12.15 и 12.26 КоАП

Справочно.
Одно и то же лицо может выступать рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем.

Статья 12.15 — «общая», она предусматривает ответственность рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя за нарушение законодательства о рекламе. Согласно данной статье на ответственное лицо налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин. 

Статья 12.26 является «специальной» и предусматривает ответственность исключительно рекламораспространителя за нарушение установленного порядка рекламы алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков. Санкция — штраф в размере от 50 до 100 базовых величин.

Чаще всего нарушения законодательства о рекламе связаны с производством и (или) размещением (распространением) ненадлежащей рекламы. Исходя из ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) понятие «ненадлежащая реклама» включает в себя:

1) недобросовестную рекламу (рекламу, содержащую ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя; рекламу, в которой используются слова, формирующие впечатление у потребителя о превосходстве товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально); 

2) недостоверную рекламу (например, рекламу, не соответствующую действительности в отношении ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение организаций или граждан);

3) неэтичную рекламу (рекламу, содержащую сравнение товаров одной организации с товарами другой организации);

4) скрытую рекламу (рекламу, которая оказывает не осознаваемое потребителем рекламы воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи)). 

Справочно.
Реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, признается ненадлежащей и в силу п. 5 ст. 26 Закона о рекламе не допускается.

Механизм привлечения к ответственности

В соответствии с законодательством Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) является республиканским органом, контролирующим соблюдение субъектами хозяйствования законодательства о рекламе. В ходе проводимого МАРТ мониторинга рекламы, а также реагирования на обращения граждан и юридических лиц размещаемая реклама проверяется на соответствие законодательству. Такая проверка включает в себя:

• анализ рекламы (текстовое и визуальное содержание, звуковое сопровождение);

• установление наличия необходимых согласований государственных органов;

• запрос пояснений у рекламодателя, рекламораспространителя и рекламопроизводителя;

• запрос у рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя документов, имеющих значение для решения вопроса о соответствии рекламы законодательству (документы, подтверждающие достоверность рекламы; договор на производство рекламы, включая техническое задание, и т.д.);

• запрос компетентного мнения специалистов в определенной области (специалистов в области социологии, филологии, этики и т.д.). 

Справочно.
Рекламу об учебе за пределами Республики Беларусь необходимо согласовывать с Министерством образования и Министерством внутренних дел (ст. 20 Закона о рекламе), а рекламу лекарственных средств и БАДов — с Министерством здравоохранения (ст. 15, 15-1 Закона о рекламе).

После проведения всесторонней оценки рекламы контролирующий орган делает вывод о том, является ли такая реклама ненадлежащей. При установлении факта производства, размещения (распространения) ненадлежащей рекламы МАРТ или местный исполнительный и распорядительный орган выносит предписание об устранении выявленного нарушения. Согласно п. 1 ст. 30 Закона о рекламе нарушитель обязан в течение 3 дней со дня получения такого предписания прекратить размещение (распространение) рекламы.

Справочно.
Согласно ст. 7.6 КоАП административное взыскание за нарушение законодательства о рекламе может налагаться не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения.

Напомним, что уклонение ИП или должностного лица юридического лица от исполнения предписания антимонопольного органа, либо ненадлежащее или несвоевременное его исполнение, либо непредставление этому органу информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольным органом своих функций, либо представление заведомо ложной информации влекут наложение штрафа от 20 до 100 базовых величин (ст. 11.24 КоАП).

Таким образом, в каждом отдельном случае должностные лица контролирующих органов принимают решение о том, кто виновен в размещении ненадлежащей рекламы. МАРТ выработал подход к разграничению зон ответственности субъектов рекламной деятельности исходя из их функций. Ниже приведены примеры разграничения ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя.

Ответственность рекламодателя

В соответствии со ст. 2 Закона о рекламе рекламодателем является лицо, деятельность или товары которого рекламируются либо которое определило объект рекламирования и (или) содержание рекламы. То есть рекламодатель несет ответственность за действия, связанные с созданием и выпуском в свет рекламы, содержание которой не соответствует законодательству.

Справочно.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о рекламе у рекламопроизводителя и (или) рекламораспространителя нет обязанности требовать у рекламодателя предоставить копии документов, подтверждающие достоверность рекламы. Следовательно, все бремя ответственности за размещение (распространение) недобросовестной рекламы ложится на рекламодателя.

Пример
Рекламопроизводитель по заказу магазина-рекламодателя произвел и разместил рекламу, содержащую сведения о том, что в определенный день в магазине будет проходить «Черная пятница» и все товары будут продаваться со скидкой 30 %. Но при попытке покупателя в указанный день приобрести товар со скидкой продавец сообщил об отсутствии скидки на этот товар. Такая реклама будет признана недобросовестной, и административное взыскание будет наложено на рекламодателя за размещение рекламы, содержащей ложные сведения о наличии скидки на товар. 

Ответственность рекламопроизводителя

Хотя рекламодатель является источником рекламной информации и определяет содержание рекламы, рекламопроизводитель при производстве рекламы может допустить нарушение законодательства о рекламе, за что будет привлечен к административной ответственности.

Справочно.
В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 26 Закона о рекламе недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в отношении использования слов в превосходной степени или иных слов, создающих впечатление о преимуществе товара перед другими товарами, если их невозможно подтвердить документально.

Пример
Рекламодатель — производитель косметики «А» обратился в рекламное агентство для производства рекламы косметической продукции. Рекламодатель предоставил всю документацию, необходимую для производства рекламы, в том числе лабораторные исследования. Готовый рекламный макет содержал следующую информацию: «Косметическая продукция производителя «А» — лучшая косметическая продукция в Республике Беларусь». То есть для производства рекламы в ходе переработки «сухой» информации от рекламодателя рекламопроизводитель использовал слова, создающие впечатление о превосходстве косметической продукции данного производителя над косметической продукцией других производителей, без документального подтверждения таких слов. В соответствии с
п. 1 ст. 26 Закона о рекламе такая реклама является ненадлежащей. Рекламопроизводитель понесет административную ответственность в соответствии со ст. 12.15 КоАП.

Ответственность рекламораспространителя

Рекламораспространитель несет ответственность за действия, связанные с размещением (распространением) рекламы. Согласно п. 3 ст. 27 Закона о рекламе рекламораспространитель обязан требовать от рекламодателя документы, подтверждающие согласование такой рекламы с уполномоченными государственными органами. В соответствии со ст. 12.15 КоАП рекламораспространитель несет ответственность за размещение (распространение) рекламы, подлежащей согласованию с уполномоченным государственным органом, без такого согласования, а также рекламы отечественных товаров, изготовленной с привлечением иностранных или международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных граждан или лиц без гражданства, кроме случаев, когда законодательными актами разрешено такое изготовление.

Справочно.
В соответствии со ст. 2 Закона о рекламе рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее размещение (распространение) рекламы путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в том числе технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами.

Напомним, что перечень отечественных товаров закреплен Положением о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы продукции, товаров, работ, услуг, производимых на этой территории, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 № 1497.

Пример
За размещение рекламы трудоустройства граждан за пределами Республики Беларусь без согласования с МВД ответственность несет не рекламодатель, хоть он и не получил соответствующее согласование, а рекламораспространитель. При этом рекламораспространитель вправе потребовать от рекламодателя, предоставившего ненадлежащую рекламу, возмещения убытков, понесенных в связи с размещением (распространением) такой рекламы.

Следует отметить, что согласно ст. 12.26 КоАП ответственность за размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков с нарушениями требований законодательства о рекламе всегда несет рекламораспространитель. Так, например, в торговых объектах и объектах общественного питания часто можно увидеть рекламу алкогольных напитков. Случаи, когда реклама не содержит предупредительной надписи о вреде алкоголя, являются нарушениями, которые влекут административную ответственность рекламораспространителя в соответствии со ст. 12.26 КоАП. Однако предупредительная надпись не требуется, если реклама содержит исключительно информацию о производителе алкогольной продукции. При этом Законом о рекламе к такой информации отнесены фирменное наименование, товарный знак, дата основания предприятия, юбилейная дата, место нахождения, интернет-сайт.

8747 Shape 1 copy 6Created with Avocode.