Ответ: Да, если рекламодатель использует различные платные опции интернет-ресурса и реклама направлена на белорусских пользователей.
Действительно, в соответствии с изменениями Закона о рекламе определение объекта рекламирования было расширено путем включения в него средств индивидуализации участника гражданского оборота, иных обозначений (логотипа, эмблемы, знака, символа и др.), а также обязанностей организаций.
Вместе с тем при определении того, возникает ли у рекламодателя обязанность уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы (далее — сбор), необходимо ответить на два вопроса:
1) является ли распространяемая информация рекламой?
2) имеется ли объект обложения сбором?
Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что не любая информация при наличии объекта рекламирования является рекламой. Ключевым критерием при отнесении информации к рекламе будет ее направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Чтобы более четко понимать критерии рекламы, можно обратиться к ответу на официальном портале Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) по этому вопросу.
Регулятор полагает, что информация о вакансии не будет считаться рекламой, если в ней:
- содержатся исключительно наименование (имя), адрес, контактная информация работодателя, описание основных направлений (профиля) его деятельности, по которым осуществляется поиск работников, описание вакансий, условия работы, обязанности работников, требования к работникам, соискателям работы (профессия, специальность, образование, опыт работы и пр.) и (или) иная информация для соискателей работы о потенциальном рабочем месте;
- отсутствуют выполненное фирменным шрифтом наименование работодателя, изображение его логотипа, товарного знака, описание работодателя и его деятельности, непосредственно не имеющее отношения к вакансиям, но при этом направленное на привлечение внимания к рекламодателю (его товарам, продукции, работам, услугам), формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.
Как правило, если рекламодатель использует специальные платные функции онлайн-площадки по продвижению своих объявлений о вакансиях, реклама в той либо иной форме присутствует практически всегда. К числу таких специальных услуг можно отнести размещение баннера на главной странице сайта/приложения, услугу «вакансия дня», размещение перетяжки на странице кабинета соискателя или внутренней странице нанимателя, рассылку дайджеста с включением вакансии нанимателя и др.
Если, исходя из признаков выше, информацию о вакансии можно отнести к категории рекламы, то рекламодателю (то есть нанимателю) необходимо определить, имеется ли объект обложения сбором.
В данном случае не так важно, размещается ли реклама на белорусских либо иностранных онлайн-площадках. Более существенным является вопрос о том, могут ли вакансии просматривать интернет-пользователи на территории Республики Беларусь (если нет, то обязанность по уплате сбора автоматически отпадает).
Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных рекламодателю услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. При этом возникает вопрос, каковы действия рекламодателя, если объявление размещается на онлайн-площадке бесплатно. В данном случае также можно обратиться к мнению МАРТ. Специалисты Министерства указывают, что Закон о рекламе предполагает в отдельных случаях возможность размещения (распространения) рекламы третьих лиц на безвозмездной основе.
Если рекламодатель безвозмездно размещает рекламу на онлайн-ресурсе на основании пользовательского соглашения с владельцем данного онлайн-ресурса, то сбор уплачивать не требуется. Если же рекламодатель использует различные платные опции (например, спонсируемый контент, текстовую рекламу, динамическую рекламу и др.), то объект обложения сбором возникает.
Для большинства онлайн-ресурсов, содержащих сведения о наличии вакансии, правовым основанием оказания услуг является публичный договор, который размещается на самом ресурсе. Отметим, что в силу требований Указа Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О поддержке средств массовой информации и организаций» такой договор должен содержать стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы или условия определения такой стоимости. Рекомендуем рекламодателям проверять условия оферты, размещенной на онлайн-площадке, на предмет наличия указанных сведений.