Ситуация 1. Уставный фонд сформирован в меньшем размере
Коммерческие организации, сформировавшие в течение срока, определенного в соответствии с ч. 2 п. 7 Положения о регистрации, уставный фонд в меньшем размере, чем это предусмотрено в их уставах, обязаны уменьшить первоначально объявленный размер уставного фонда до его фактически сформированного размера (ч. 5 п. 7 Положения о регистрации). Коммерческие организации, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, обязаны уменьшить размер уставных фондов до фактически сформированного размера, который не может быть ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.
Справочно.
Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:
— 100 базовым величинам, — для ЗАО;
— 400 базовым величинам, — для ОАО (п. 8 Положения о регистрации).
Организации, не сформировавшие уставный фонд в срок, предусмотренный в ч. 2 п. 7 Положения о регистрации, обязаны в двухмесячный срок внести в свои уставы изменения (ч. 1 п. 22 Положения о регистрации).
Таким образом, существуют следующие варианты действий:
1. Организации, для которых законодательством установлен минимальный размер уставного фонда и которые не сформировали в срок уставный фонд в минимально установленном размере, уменьшать уставный фонд не вправе. Если такими организациями уставный фонд не сформирован в минимальном размере в 12-месячный срок со дня регистрации, то они могут быть ликвидированы в связи с нарушением порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством (подп. 3.1, 3.3 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее — Положение о ликвидации).
2. В случаях, отличных от вышеуказанного, организация обязана выполнить следующие действия:
— высший орган управления должен принять решение об уменьшении уставного фонда до фактически сформированного размера;
— уведомить кредиторов о принятом решении в порядке, установленном законодательством;
— внести изменения в устав в связи с уменьшением уставного фонда и в двухмесячный срок представить их для государственной регистрации. При этом полагаем верным исчислять двухмесячный срок для государственной регистрации изменений в устав со дня истечения срока для формирования уставного фонда.
Невнесение изменений в устав юридического лица руководителем, учредителем, участником, собственником имущества юридического лица, а также другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, и (или) непредставление учредительных документов для государственной регистрации в случаях и сроки, установленные законодательством, влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (ч. 1 ст. 23.64 КоАП).
Справочно.
При желании сформировать уставный фонд в первоначально объявленном (либо большем) размере это возможно сделать после совершения действий по уменьшению уставного фонда следующим образом: принять решение об увеличении уставного фонда, увеличить уставный фонд, после чего внести изменения в устав.
При этом если изменения в устав будут внесены по истечении двухмесячного срока, но до рассмотрения административного дела, то в силу ч. 3 ст. 7.2 КоАП это будет являться обстоятельством, смягчающим административную ответственность. Если уставный фонд будет сформирован в течение двухмесячного срока, установленного для внесения изменений в устав, полагаем, административная ответственность не должна наступать.
Ситуация 2. Уставный фонд не сформирован
Последствия нарушения срока формирования уставного фонда в таком случае прямо связаны с трактовкой правоприменителем «нарушения срока формирования уставного фонда». Если «срок формирования уставного фонда» рассматривать частью понятия «порядок формирования уставного фонда» (что представляется совершенно оправданным), то последствием нарушения предельного (12-месячного) срока формирования уставного фонда может быть ликвидация организации.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором), в том числе в связи с нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации). В случае непринятия указанными лицами или органом юридического лица решения о ликвидации оно может быть принято судом, рассматривающим экономические дела (подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).
Справочно.
При обнаружении оснований для ликвидации с соответствующим иском в суд обращаются органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы (ч. 2 подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).
Законодательство не называет обстоятельства нарушения сроков формирования уставного фонда, при которых суд не может или не должен принять решение о ликвидации организации, уставный фонд которой вообще не сформирован в 12-месячный срок от даты ее государственной регистрации, либо обстоятельства, которые суд должен учитывать при принятии решения о ликвидации по такому основанию. Вместе с тем ликвидация по решению суда является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.2018 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования»).
Учитывая общую направленность на либерализацию, отказ от формального подхода, представляется, что при принятии решения суд должен учитывать продолжительность просрочки, наличие негативных последствий для организации, ее кредиторов, государства, предпринятые меры для устранения нарушения и другие обстоятельства, связанные с нарушением. Поэтому можно рекомендовать организации, находящейся в ситуации такого нарушения и желающей минимизировать риск ликвидации, сформировать уставный фонд в объявленном размере (или хотя бы в возможном в ее обстоятельствах) как можно скорее.
Если же предельный срок формирования уставного фонда истек давно, то во избежание негативных последствий, связанных с инициированием ликвидации уполномоченными органами, можно рекомендовать рассмотреть вариант создания новой организации с переводом на нее осуществляемой деятельности, а затем — ликвидации существующей.
Что будет с долей участника?
Если участник не внес свой вклад в уставный фонд в срок, определенный решением об учреждении общества, либо внес только часть вклада, доля участника в уставном фонде общества переходит к этому обществу со дня истечения срока внесения вклада (ч. 2 ст. 99 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах», далее — Закон).
Справочно.
Срок внесения вклада конкретного участника в уставный фонд может быть менее срока формирования уставного фонда.
Буквальное толкование этой нормы позволяет сделать вывод, что она применима только:
— в случае установления срока внесения вклада решением об учреждении общества;
— в отношении первоначальных вкладов в уставный фонд.
Таким образом, если участник не внес свой вклад в срок, установленный решением об учреждении общества, то на следующий день после истечения такого срока:
— участник автоматически утрачивает статус участника общества;
— доля переходит к обществу;
— в двухмесячный срок должны быть внесены и представлены для государственной регистрации изменения в устав по составу участников и, если истек срок формирования уставного фонда — по уменьшению уставного фонда (ч. 2, 5 п. 7 Положения о регистрации).
Справочно.
Ни последующее внесение просрочившим участником вклада, ни отсутствие умысла у участника-нарушителя, ни согласие всех участников на сохранение не внесшим вклад участником статуса участника не отменяют и не изменяют действие ч. 2 ст. 99 Закона.
Закон не предоставляет право участникам общества иным образом урегулировать последствия пропуска срока внесения вклада в уставный фонд. Однако если участник внес часть вклада, то сохранение статуса участника возможно с сохранением за ним части доли, пропорциональной внесенной им части вклада, и переходом к обществу части доли, пропорциональной невнесенной части вклада. Для этого переход к обществу части доли должен быть предусмотрен уставом или решением общего собрания участников, принятым единогласно без учета голоса участника-нарушителя (ч. 5 ст. 99 Закона).
Последствия приобретения ООО долей (частей долей) участников в уставном фонде общества установлены ч. 1 ст. 100 Закона, в соответствии с которой общество в течение 1 года со дня приобретения им долей (частей долей) участников в его уставном фонде должно выполнить одно из следующих действий:
— распределить эти доли (части долей) между всеми его участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде. При таком распределении уставный фонд в несформированной части (по причине невнесения выбывшим участником вклада) может по решению общего собрания участников быть пополнен дополнительными вкладами остальных участников. Распределение доли возможно и без внесения дополнительных вкладов, когда общее собрание принимает решение об уменьшении уставного фонда на невнесенную часть. В последнем случае «номинальная» стоимость долей останется неизменной, а в процентном отношении доли увеличатся;
— продать эти доли (части долей) в порядке осуществления преимущественного права приобретения доли в уставном фонде общества другим участникам, а при их отказе — третьим лицам. В силу неурегулированности законодательством в рассматриваемой ситуации остается дискуссионным вопрос об источнике восполнения суммы невнесенного вклада: может ли она быть восполнена из поступивших от продажи доли средств либо приобретатель должен внести вклад в уставный фонд;
— если по истечении годичного срока приобретенная обществом доля осталась нераспределенной либо непроданной, то общество должно уменьшить свой уставный фонд на величину ее стоимости (ч. 4 ст. 100 Закона). Однако в случае, когда окончательный срок внесения вкладов совпадает с максимальным сроком формирования уставного фонда (и тот и другой — 12 месяцев от даты регистрации общества), то с учетом ч. 1 п. 22 Положения о регистрации у общества фактически будет только 2 месяца, чтобы принять решение о судьбе доли.
Резюме
Зачастую нарушения формирования уставного фонда связаны с «забывчивостью» самих участников, с изменением их финансового состояния и (или) созданного ими бизнеса, когда объявленный в большом размере уставный фонд сформировать становится либо невозможно, либо нецелесообразно.
Общие советы, которые можно дать для предупреждения рисков в таких случаях:
1. Минимально необходимый уставный фонд следует формировать до государственной регистрации организации (или сразу после регистрации). Этим снимется риск ликвидации организации и прекращения статуса участника ООО по основанию ч. 2 ст. 99 Закона. После регистрации организации нужно увеличивать уставный фонд до необходимого дополнительными вкладами, не забывая вносить изменения в устав.
2. В случае установления продолжительного срока формирования уставного фонда нужно назначить лицо, обязанное контролировать внесение участниками вкладов, например главного бухгалтера.
Дополнительно по теме:
>>Соболь С., Гордейчук Ю. Пропущен срок формирования уставного фонда: каковы последствия?
>>Педо Е., Морозова С. Уменьшение размера уставного фонда общества