Согласно антимонопольному законодательству Республики Беларусь недобросовестная конкуренция — это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующего субъекта (субъектов), которые противоречат законодательству или требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.
Обратим внимание, что в определении понятия «недобросовестная конкуренция» упоминаются требования добросовестности и разумности.
Ссылки на требования добросовестности и разумности при определении понятия недобросовестной конкуренции связывают действия хозяйствующего субъекта исключительно с этикой предпринимательской деятельности, а не строгими правовыми категориями и конструкциями. Такой подход расширяет область судебного и административного (антимонопольного органа) усмотрения в сфере пресечения недобросовестной конкуренции и связан с многообразием форм и методов недобросовестной конкуренции, не все из которых могут прямо противоречить законодательству.
Правовая оценка действий хозяйствующего субъекта на предмет добросовестности может строиться на соответствии действий хозяйствующего субъекта общепринятым стандартам поведения, путем сопоставления
с поведением иных участников рынка, а отсутствие отраслевого запрета на ту или иную деятельность не может служить основанием для безусловного вывода об отсутствии в этой деятельности недобросовестной конкуренции.
Квалификация поведения лица как недобросовестного зависит от оценки всех имеющихся в деле доказательств и установления всех признаков недобросовестной конкуренции в совокупности.
Какие признаки присущи недобросовестной конкуренции?
Недобросовестной конкуренции присущи следующие признаки:
- действия субъектов должны быть направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Здесь речь идет о получении необоснованных преимуществ. При этом на практике заявителю необходимо доказать реальную возможность получения необоснованных преимуществ;
- действия должны противоречить либо законодательству Республики Беларусь (что встречается в большинстве случаев), либо требованиям добросовестности и разумности;
- действия должны причинить или иметь реальную возможность причинить убытки другим субъектам. Опять же заявитель должен доказать наличие или вероятность получения убытков в будущем.
При этом в рамках недобросовестной конкуренции причинением убытков следует считать:
- последствия, которые уже наступили (действительные убытки — расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело, утрата или повреждение его имущества);
- последствия, которые могут наступить (потенциальные убытки — расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права);
- упущенную выгоду (неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).
Нанесение вреда деловой репутации является существенным последствием недобросовестной конкуренции. Под вредом, причиненным деловой репутации хозяйствующего субъекта, следует понимать всякое ее умаление. При этом указанное умаление может иметь как имущественный, так и неимущественный характер.
Имущественный характер вреда, причиненного деловой репутации хозяйствующего субъекта, проявляется в наличии у него убытков, обусловленных конкурентными действиями, повлекшими, например, снижение стоимости деловой репутации как нематериального актива.
Неимущественный характер вреда, причиненного деловой репутации, проявляется в утрате хозяйствующим субъектом положительного мнения о его деловых качествах в глазах общественности и, в частности, делового сообщества. Такая утрата может повлечь за собой потерю клиентов, уменьшение количества заказов, нарушение договорных связей, то есть в конечном счете может привести к потерям имущественного характера, что свидетельствует о кумулятивном характере указанной утраты;
- наличие конкурентных отношений.
Какие действия относятся к недобросовестной конкуренции?
В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» действиями, относящимися к недобросовестной конкуренции, можно назвать:
- действия, способные вызвать смешение товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, включая:
- незаконное использование фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), географического указания на товарах, их упаковках, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных средствах массовой информации и иной документации, в том числе введение таких товаров в гражданский оборот;
- незаконное копирование внешнего вида товара другого субъекта, за исключением случаев, когда такое копирование обусловлено исключительно техническим применением товара;
- введение в гражданский оборот товаров другого субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара.
К действиям, способным вызвать смешение товаров или деятельности конкурентов, можно отнести имитацию внешнего вида товара, упаковки, этикетки, фирменной одежды, оформления витрин.
К числу данной формы недобросовестной конкуренции можно отнести имитацию внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих субъекта-конкурента и (или) его товар;
Пример 1
Действия ООО «ВМЗ», выразившиеся в реализации сметаны в упаковке, сходной до степени смешения по графическому дизайну и цветовой гамме с упаковкой сметаны, реализуемой ЗАО «СПБ», могут быть признаны недобросовестной конкуренцией, поскольку направлены на получение преимуществ в деятельности, противоречат требованиям добросовестности и разумности, способны причинить убытки конкуренту в виде упущенной выгоды, что может сказаться на его прибыли, в том числе за счет перераспределения спроса на соответствующем товарном рынке.
- распространение непосредственно субъектом или через других лиц в любой форме и любыми способами ложных, недостоверных, неточных, искаженных сведений, в том числе сведений, порочащих деловую репутацию конкурента либо его учредителя (участника, собственника имущества) или работника, и (или) которые могут подорвать доверие к конкуренту как производителю товаров.
Дискредитация обычно выражается в следующих действиях:
- выгодное сравнение своих товаров с конкурентными посредством рекламы или публикации в средствах массовой информации, показа на телевидении, размещения в Интернете;
- сообщение сведений о конкуренте, порочащих его как добросовестного производителя и продавца;
- ложные сведения о конкуренте и его товарах и услугах, в том числе размещаемые в сети Интернет;
- действия, которые могут ввести в заблуждение относительно производителя, характера, потребительских свойств, качества, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, некорректное сравнение производимого товара с товаром конкурента и распространение сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя.
Пример 2
ОДО «Н» на своем сайте разместило информацию под заголовком «ВНИМАНИЕ! ПОДДЕЛКА!!!» с текстом следующего содержания: «В продаже появились бандажные подогреватели ... предположительно китайского производства, по внешнему виду практически не отличающиеся от подогревателей производства "Н". На упаковке и в инструкции производитель не указан, гарантии производителя также отсутствуют, поскольку производитель неизвестен. Прилагаемая инструкция содержит иллюстрации и текст, заимствованные из паспорта старого образца на подогреватель "Н" или с сайта. Ниже приведены фото, которые помогут отличить подделку от оригинальной продукции». Под фотографиями размещен текст следующего содержания: «ПРЕДУПРЕЖДАЕМ, что ответственность за последствия использования подогревателя F в случаях, например, короткого замыкания бортовой сети, возгорания и др. ляжет исключительно на покупателя».
Отметим, что недобросовестной конкуренцией может считаться введение в заблуждение относительно тех обстоятельств, которые способны оказать влияние на потребительский выбор, то есть создать у потребителей или потенциальных контрагентов определенное впечатление о товаре и его свойствах, которые не соответствуют действительности и сыграли, возможно, определяющую роль в их предпочтениях в пользу того или иного участника рынка.
Не всякое распространение не соответствующих действительности сведений может быть признано актом недобросовестной конкуренции, а лишь такое, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества над конкурентами и причинить им вред;
- призывы, обращения к другим субъектам, иные действия или угроза действием со стороны субъекта непосредственно или через других лиц, направленные на препятствование формированию деловых связей конкурента, их нарушение или расторжение, препятствование предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, в том числе в целях вступления в деловые отношения с его деловым партнером;
- распространение в любой форме и любым способом ложных заявлений и сведений о собственном товаре в целях сокрытия несоответствия его своему назначению или предъявляемым к нему требованиям в отношении качества, потребительских и иных свойств;
Пример 3
ООО «Ф» на инструкциях по применению изделия медицинского назначения, вводимого им в гражданский оборот, размещена графа «Аналоги», среди которых указано «Vх», то есть наименование другого изделия медицинского назначения, которое уже довольно продолжительное время реализовывалось компанией «Л». Таким образом, ООО «Ф» заявляет об аналогичности своих товаров товарам субъекта-конкурента. Вместе с тем при наличии, например, данных лабораторных испытаний, заключения экспертов и специалистов в сфере здравоохранения об отсутствии подтверждения заявленной аналогичности антимонопольным органом такие действия могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.
- действия, направленные на внутреннюю дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в том числе предоставление работникам конкурента различных имущественных и иных благ в целях склонения этих работников к невыполнению трудовых обязанностей или переходу на предполагающую такие блага работу;
- действия, направленные на создание ситуации, в которой предпринимательская деятельность конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, станет убыточной либо будет осуществляться на крайне невыгодных для него условиях.
Пример 4
Проникновение на товарный рынок осуществляется путем установления так называемых «демпинговых цен», при этом товар реализуется по цене ниже себестоимости. Вместе с тем следует отметить, что не всякая реализация товара по цене ниже себестоимости будет являться актом недобросовестной конкуренции. Должна анализироваться конкурентная стратегия участников рынка в целом.
Не всякая реализация товара по цене ниже себестоимости будет являться актом недобросовестной конкуренции. Должна анализироваться конкурентная стратегия участников рынка в целом.
Не допускается также недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров.
Пример 5
ООО «У» и ООО «С» являются конкурентами, поскольку осуществляют предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке. Заявитель длительное время (с 1996 г.) выпускал на собственных производственных мощностях продукцию под торговой маркой «ZZZ». Он вкладывал средства в продвижение данной торговой марки на рынке, о чем свидетельствовали в том числе копии представленных ООО «У» рекламных материалов.
ООО «С», являясь деловым партнером компании «У» и зная о существовании ее продукции, производимой под торговой маркой «ZZZ», подало заявку на регистрацию товарного знака, аналогичного уже используемому ООО «У» обозначению.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что реализация запрета на использование обозначения «ZZZ» означает устранение с рынка конкурента и получение ООО «С» возможности обозначать реализуемые товары, используя уже известное потребителям обозначение. Это указывает на очевидную направленность действий на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.
В результате действия ООО «С», связанные с регистрацией товарного «ZZZ» и последующим предъявлением претензий компании «У» о том, что компания своими действиями «нарушает исключительное право ООО "С" на словесный товарный знак "ZZZ" и предоставление гарантии «не претендовать на свое эксклюзивное право на торговый знак"» при условии установления сотрудничества по вопросам поставки спорных товаров», были признаны антимонопольным органом нарушающими антимонопольное законодательство.
Приобретение исключительного права на товарный знак относится к самым распространенным способам недобросовестной конкуренции, связанным с приобретением исключительного права на средства индивидуализации.
При квалификации действий конкурента, связанных с приобретением и использованием исключительного права на товарный знак, должна учитываться история разработки и применения товарного знака: кто является его «разработчиком», каков порядок и масштаб его применения, зарегистрирован знак «разработчиком» или иным лицом и т.п. При этом важно, кем из конкурентов данное обозначение использовалось ранее даты приоритета товарного знака, поскольку сведения об этом могут указывать на умысел причинить вред конкуренту.
Подчеркнем, что запрет на недобросовестную конкуренцию, установленный ст. 16 Закона, сконструирован таким образом, что перечень возможных действий, относящихся к недобросовестной конкуренции, является открытым.
Помимо положений белорусского законодательства следует учитывать также положения ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Перечень возможных действий, относящихся к недобросовестной конкуренции, является открытым.
Как защитить себя от недобросовестной конкуренции со стороны конкурентов?
Существует два способа защиты от недобросовестной конкуренции: административный, то есть путем обращения в антимонопольный орган (Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и его территориальные органы), и судебный. Последний предполагает подачу иска в экономический суд по месту нахождения ответчика или подачу иска в Верховный Суд Республики Беларусь, если действия недобросовестного конкурента нарушили права на объект интеллектуальной собственности (например, товарный знак), с требованием о признании факта недобросовестной конкуренции.
В заявлении рекомендуется указать:
- сведения о заявителе (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
- сведения о государственной регистрации, информацию об основных видах деятельности, производимых (реализуемых) товарах, географических границах деятельности (для заявителя — хозяйствующего субъекта);
- имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
- описание нарушения антимонопольного законодательства;
- существо требований, с которыми обращается заявитель;
- перечень прилагаемых документов.
Справочно:
Деятельность антимонопольного органа в направлении недобросовестной конкуренции регулируется постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17.06.2015 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства».
К заявлению прилагаются документы (иные доказательства), свидетельствующие о нарушении антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов (иных доказательств) указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы (иные доказательства) могут быть получены.
Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (уполномоченного лица). В случае если оригиналы документов составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным переводом на русский или белорусский язык.
Каковы преимущества рассмотрения дел в административном порядке?
Среди преимуществ рассмотрения дел в административном порядке можно отметить следующие:
1) отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины при подаче заявления. Для сравнения: при подаче искового заявления с требованием о признании факта недобросовестной конкуренции в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь подлежит уплате государственная пошлина в размере 50 базовых величин;
2) сбор доказательств осуществляется не только заявителем, но и антимонопольным органом.
Так, антимонопольный орган в рамках рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции не ограничен доказательствами, представленными заявителем, и вправе по собственной инициативе запрашивать у физических и юридических лиц, государственных органов документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в поступившем заявлении, если антимонопольный орган сочтет, что эти лица обладают необходимыми для расследования материалами и сведениями.
Указанному полномочию антимонопольного органа корреспондирует установленная в ст. 23 Закона обязанность хозяйствующих субъектов, государственных органов, их должностных лиц представлять в антимонопольный орган в соответствии с его запросом требуемые материалы и пояснения. За непредставление в антимонопольный орган запрашиваемых документов предусмотрены меры административной ответственности в виде штрафа от 20 до 100 базовых величин.
На основании подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля» к нарушителю может быть применено наказание в виде оборотного штрафа (до 10 % от годовой выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение).
Исходя из вышеизложенного рекомендуем субъектам хозяйствования проявлять большую предпринимательскую активность в вопросах защиты от недобросовестности конкурентов, в первую очередь путем подачи обращений в Министерство антимонопольного регулирования и торговли и его территориальные органы.
Определен порядок установления факта нарушения антимонопольного законодательства
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь постановлением от 25.11.2016 № 42 утвердило Инструкцию о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.
Факт наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства могут подтверждать:
— документы, сведения, поступающие из госорганов;
— обращения хозяйствующих субъектов, госорганов, физических лиц;
— сведения, полученные антимонопольным органом в рамках своих полномочий, в том числе в ходе проверки;
— сообщения в средствах массовой информации.
Антимонопольный орган вправе запрашивать у хозяйствующих субъектов (их должностных лиц), госорганов, их должностных лиц, физических лиц документы, информацию, объяснения в письменной и устной форме. При этом должны быть соблюдены требования законодательства о коммерческой тайне, а также законодательства об информации, информатизации и защите информации.
Установление факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства оформляется в виде решения антимонопольного органа с указанием выводов и разъяснением порядка его обжалования.