Содержание:
Изменения одной строкой:
1. Возможность увеличения налоговой ставки решениями местных органов власти.
2. Включение финансовых операций в сферу контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО).
3. Изменение критериев для образования постоянного представительства иностранной организации.
4. Ограничение расходов на рекламу для целей налогообложения.
Справочно.
С Законом можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3zoNPmE.
Увеличение налоговой ставки
Предусмотрена возможность увеличения ставки налога на прибыль областными, местными советами депутатов (не более чем на 2 %) для отдельных категорий плательщиков. Данный режим будет действовать с 2022 г. Решение о повышении ставки в 2022 г. может быть принято соответствующим советом до 31 марта.
По нашему мнению, появление разницы в эффективных ставках налога на прибыль между различными территориальными единицами может привести к новому типу налоговых споров об «осуществлении деятельности вне регистрации», «обязанности открыть филиал по всем местам деятельности» и т.п.
Вместе с тем в отсутствие таких регуляций будет наблюдаться тенденция перемещения регистрации компаний в административные единицы без увеличенной ставки налога на доходы, появления своеобразной «налоговой конкуренции» внутри Беларуси (которая, впрочем, существует и сейчас, но на уровне подходов налоговой к проверкам и оценкам различных операций).
Включение финансовых операций в сферу контроля за ТЦО
О чем речь?
Трансфертное ценообразование (ТЦО) — это реализация взаимозависимыми лицами (чаще всего) различных услуг или товаров, которая осуществляется по ценам, отличным от рыночных (регулируется главой 11 НК).
Компании, например, могут продавать друг другу товар (услугу) по более выгодной цене или по цене, отличной от рыночной, что позволяет перераспределять прибыль и платить по ней налоги по более низким ставкам.
При выявлении занижения суммы налога на прибыль или завышения суммы убытка производится корректировка соответственно налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка.
В НК-2022 вводится контроль трансфертного ценообразования по следующим сделкам:
- займы, кредиты и т.п.;
- сделки с ценными бумагами (включая производные инструменты);
- выплата процентов (доходов) по займам/ценным бумагам.
Справочно.
Контроль сделок осуществляется в отношении иностранных взаимозависимых лиц, белорусских лиц, которые не уплачивают налог на прибыль (УСН, режим ПВТ и т.п.), при превышении оборота (суммы цен сделок) в 400 000 бел. руб. (для крупных плательщиков — 2 млн бел. руб.).
Следует обратить внимание, что включение новых объектов контроля может привести к необходимости контроля за другими сделками, так как в сумму цен сделок включается вся сумма займа.
Например, если ранее ваш оборот со взаимозависимым лицом был 150 000 бел. руб. по товарам и не контролировался, то сейчас в сумму цен сделок также будут включены объемы долговых обязательств — и порог может быть уже превышен, даже если оборот по товарным сделкам остался на прежнем уровне.
Нужно отметить, что применение правил тонкой капитализации (контролируемой задолженности) не ограничивает применение правил трансфертного ценообразования, и наоборот. Необходим анализ финансовых операций (займов от материнской компании и т.п.) на предмет соответствия обеим мерам.
Справочно.
На коммерческие займы (отсрочки платежа и т.п.) трансфертный контроль не распространяется.
Изменение критериев для образования постоянного представительства иностранной организации
О чем речь?
В НК нет определения понятия «постоянное представительство». Есть лишь критерии признания компании постоянным представительством. Образно говоря, это концепция, которая позволяет определить, какой предел деятельности иностранной компании в Беларуси вызывает необходимость регистрации в качестве налогоплательщика и уплаты налога на прибыль. Не следует путать с понятием «представительство иностранной организации».
Критерии для определения постоянного представительства содержатся в ст. 180 НК. Вместе с тем такие критерии содержатся почти во всех соглашениях об избежании двойного налогообложения. Соответственно, определение необходимости уплачивать налог на прибыль должно производиться с учетом системного толкования соответствующего соглашения и НК. Также нужно понимать, что в связи с этим обязанность регистрации постоянного представительства и обязанность уплачивать налог на прибыль могут не совпадать.
В новой редакции НК расширены критерии признания наличия постоянного представительства в случае оказания услуг (выполнения работ) на территории Беларуси. Такая деятельность признается постоянным представительством, если она осуществляется:
- более 180 дней;
- в течение любого 12-месячного периода, начинающегося или заканчивающегося в соответствующем налоговом периоде;
- вне зависимости от наличия одного или нескольких мест осуществления такой деятельности.
Справочно.
Представительство иностранной организации — ее обособленное подразделение, расположенное на территории Беларуси, осуществляющее защиту и представительство интересов иностранной организации. Такое представительство не является юридическим лицом.
Последний критерий является «антиуклонительным» нововведением НК-2022, направленным на организации, которые изменяли место оказания услуг либо не имели постоянного места деятельности. Таким образом, белорусское налоговое законодательство уходит от закрепленного принципа международного налогообложения о том, что необходимо иметь «фиксированное место осуществления деятельности» для признания постоянным представительством. Впрочем, в той или иной форме это является мировой тенденцией.
Обращаем внимание, что место оказания услуг (выполнения работ) признается постоянным представительством с момента начала выполнения такой деятельности. Соответственно, если указанные положения могут затронуть деятельность вашей организации, необходимо заранее просчитывать длительность оказания услуг с учетом изменений в Кодекс.
Ограничение расходов на рекламу
Вводится закрытый перечень расходов на рекламу, в который включаются расходы:
- на рекламные мероприятия через СМИ и информационно-телекоммуникационные сети;
- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж и т.д., изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.
Не включенные в перечень расходы на рекламу являются нормируемыми в составе «прочих затрат», которые включаются в затраты в пределах 1 % от выручки. Также в нормируемые «прочие» затраты включены расходы на приобретение призов для рекламной игры.
Декларируемой целью изменений является решение проблемы с разграничением рекламных расходов и безвозмездной передачи товаров, а не ограничение расходов на определенные виды рекламы в принципе. Соответственно, если ваши специфичные, но явно рекламные расходы не попадают под определение «рекламных», данные вопросы могут быть решены разъяснениями МНС.