Вы на портале

Новый этап в совершенствовании лицензирования (комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475)

Отменен срок действия лицензии. Введена возможность направления заявления о выдаче лицензии, а также уведомления о принятии лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности в виде электронного документа или по почте. Сокращено количество лицензируемых видов деятельности. В отношении отдельных видов деятельности установлены более жесткие лицензионные требования и условия.

Обновлено
Калиновский Сергей

адвокат Минской городской коллегии адвокатов

3219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Принятие Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2015 № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ) явилось еще одним шагом законодателя на пути совершенствования процедуры лицензирования. Основные положения Указа вступают в силу с 01.03.2016.

Наиважнейшей новеллой является отмена срока действия лицензии. Не может не радовать, что принятие Указа не повлечет за собой всеобщего «перелицензирования», так как обязанность по внесению изменений в лицензию в связи с отменой срока ее действия отсутствует.

Вводится возможность направления заявления о выдаче лицензии, получении ее дубликата, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, а также уведомления о принятии лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности в виде электронного документа или по почте. Данную норму оцениваем только с положительной стороны, так как в некоторые лицензирующие органы очередь для подачи документов ранее могла растянуться практически на день в силу большого количества лицензиатов и ограниченного штата сотрудников лицензирующего органа.

На лицензирующий орган возлагается обязанность по предоставлению мотивированного отказа в приеме заявления о выдаче лицензии к рассмотрению. Вносимые в абзац пятый части первой п. 24 Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменения прямо заполняют существующий в настоящее время пробел в части установления запрета на выдачу лицензии в случае нахождения соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности), принятия судом в отношении соискателя лицензии решения о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица (прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя).

Еще одной заполняющей правовой пробел нормой можно считать положение о том, что созданные в результате реорганизации в форме преобразования или выделения юридические лица могут осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии при условии внесения изменений в лицензию в месячный срок с даты реорганизации. Не секрет, что в настоящее время многие субъекты хозяйствования не могут позволить себе подобные стратегические решения из-за невозможности сохранения лицензии.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны до 01.06.2016 обеспечить выполнение новых лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом, если такие требования изменяются в отношении их вида деятельности, а также представить в лицензирующие органы информацию о соблюдении таких требований.

При осуществлении видов деятельности, которые с 01.03.2016 не подлежат лицензированию, необходимо сдать соответствующие лицензии.

Деятельность в области автомобильного транспорта

Применительно к лицензированию деятельности в области автомобильного транспорта следует отметить изменение в сторону смягчения перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании. В частности, с 01.03.2016 к таким нарушениям будут относиться:

  • повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсовый медицинский осмотр;
  • повторное (в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством;
  • использование транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;
  • повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного в случаях, предусмотренных законодательством, в установленном порядке заказа-наряда на фрахтование транспортного средства.

Указание на повторность нарушения как на основание для применения санкций позволяет исключить так называемый «человеческий» фактор, который мог сыграть ключевую роль в деятельности даже крупного предприятия-перевозчика.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности

При осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности не требуется получения лицензии:

  • для реализации средств противопожарной защиты юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим их производство на территории Республики Беларусь;
  • создания и функционирования внештатных пожарных формирований, осуществляющих тушение пожаров;
  • выполнения проектировщиками в рамках проектных работ расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности, за исключением расчетов:
    • температурного режима пожара в помещениях зданий различного назначения;
    • соответствия обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов проектных решений по эвакуации людей из помещений и здания.

Медицинская деятельность

При осуществлении медицинской деятельности из сферы лицензирования исключаются работы и услуги по монтажу, наладке, техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники и (или) изделий медицинского назначения, экспертная и нетрадиционная медицинская деятельность, а также медицинская деятельность государственных организаций здравоохранения и Белорусского Общества Красного Креста. При этом ужесточены требования, предъявляемые к организациям здравоохранения частной формы собственности.

Так, все работники, осуществляющие лицензируемые работы и услуги, должны иметь высшее и (или) среднее специальное медицинское образование, а также первую или высшую квалификационную категорию.

Если после подачи документов на получение лицензии кто-либо из медицинских работников прекратил трудовые отношения, лицензиат обязан назначить на его место нового квалифицированного специалиста в течение месяца, а также уведомлять лицензирующий орган об иных изменениях в трудовых правоотношениях с работниками, за исключением обслуживающего персонала.

К грубым нарушениям лицензионных требований добавлены следующие:

  • отсутствие медицинской документации, наличие и ведение которой требуются для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
  • отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
  • отсутствие в штате работника, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на их техническое обслуживание и ремонт, а также исправной медицинской техники, действующей поверки соответствующей медицинской техники;
  • непредставление в Министерство здравоохранения в течение месяца со дня назначения документов о назначении на должности руководителя организации здравоохранения, руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, на должности медицинских работников иных работников вместо заявленных при получении лицензии, о назначении на должность медицинских работников дополнительно к работникам, заявленным при получении лицензии.

Юридические услуги

Отменяется необходимость получения свидетельства об аттестации юриста при оказании юридических услуг, а сами услуги должны оказываться только гражданами Республики Беларусь, имеющими высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности после получения высшего юридического образования не менее 3 лет.

Страховая деятельность

Расширен перечень общих лицензионных требований, предъявляемых к лицензиатам при осуществлении страховой деятельности. В частности, для получения лицензии необходимо:

  1. соблюдение требований и условий в отношении обеспечения минимального размера уставного фонда, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;
  2. наличие в штате страховой организации не менее одного работника с высшим математическим, техническим и (или) экономическим образованием, осуществляющего актуарные расчеты размеров страховых тарифов, страховых взносов, а также других величин и показателей, связанных со страховой деятельностью;
  3. обеспечение назначения специалиста, осуществляющего актуарные расчеты, в течение месяца со дня увольнения предыдущего специалиста, а также соблюдение ряда иных требований.

Отменяется лицензирование деятельности, связанной с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов.

Существенно переработана глава, посвященная лицензированию деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, что связано со строительством АЭС и необходимостью совершенствования и детализации правового поля в указанной сфере.

3219 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме